Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

VI. КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ

№ 43. ПРЕДАНИЕ О РОЖДЕНИИ ЗЕМЛИ

Земля, на которой мы теперь живем, была водой, а вода была землей. Тогда пришел Эндури и все переделал - и землю и воду. Отделил землю от земли и воду от воды. А потом ушел домой. Придя домой, позвал Хадау. Пришел Хадау и спрашивает у Эндури: "Зачем ты меня звал?" "Ну, разве стал бы я тебя звать понапрасну? Ходил я по средней земле, а в тех местах и вода и земля были перемешаны. Я разделил их. И землю от земли отделил, и воду от воды. Позвал я тебя для того, чтобы послать туда". "Ну, хорошо! Я пойду", - ответил Хадау.

№ 44. МАНГИ [Космическая охота]

Манги гнался на лыжах за лосихой с теленком. Долго преследовал  их и, наконец, настиг теленка. Убил его и стал догонять лосиху. Всё преследует и преследует мать теленка, гонит ее до самого края земли. Прыгнула лосиха в морской пупок, там п погибла. Не убил Манги лосиху. Но след его в небе остался.

№ 45. МАНГИ [Происхождение смерти]

Жила когда-то семья Хадау. Жил он с женой и был у них один сын. Сына звали Манги. Хадау жили так очень долго. Жили, жили... и вот сын их умер. Орочи тоже так жили раньше, никогда не умирая. Живут много сотен лет, и ни один человек не умирает. А после того, как сын Хадау умер, рассердился Хадау и сделал так, что стали умирать и люди. Дорогу в загробный мир проложил тот же сын Хадау. Отверстие, находящееся на пути в загробный мир, Хадау прикрыл дырявым котлом. Вот люди и стали умирать. А если бы дырок в котле не было, люди умирать не стали бы. Всё.

№ 46. РОЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ [Происхождение зимы и лета]

Давным-давно, когда природа еще не родилась, жила одна женщина. Жила, жила и забеременела. Тогда она подумала: "Ребенок мой родится, когда наступит срок". Срок рождения пришел, а ребенок все не родится. Находясь во чреве матери, ребенок спрашивает: "Кончила уже природа рождаться?" "Природа рождаться еще не кончила", - отвечает мать. В те времена половину года длилась зима, половину года было лето. А рождение природы закончилось бы только тогда, когда зимы совсем не стало бы. Так и живет ребенок. Мать его стала уже побаиваться. "Когда спросит снова, скажу ему, что природа уже родилась". Так подумала его мать. Прожила она много лет, и вот ребенок в ее чреве снова спрашивает: "Кончила природа рождаться?" Тут мать и говорит: "Природа уже родилась". Ребенок родился. Как только родился, посмотрел на юг-и верно, в южной стороне природа закончила свое рождение. На юге - погода летняя. Потом посмотрел на север. Смотрит, а там природа рождаться еще не кончила. Лед и снег лежат нетронутыми. Тогда ребенок и говорит: "На севере природа еще не кончила рождаться. Мне нужно было родиться, когда вся природа кончит рождаться. А родился я, когда половина природы еще не родилась. Ну, ладно, пусть с этих пор в природе будут и лето и зима. Люди, которые будут рождаться, впредь так должны жить: с наступлением лета они будут ловить рыбу и вялить ее, чтобы на зиму пищи хватило, а с наступлением зимы пусть охотятся на пушного зверя. Вот как будут жить с этих пор рождающиеся люди". Умер ли тот человек или жил - неизвестно. Вот так и рассказывалась эта прибаутка, переходя к нам от предков.

№ 47. ТРИ СОЛНЦА

Сначала светили три солнца. Тогда наша земля только еще начинала остывать. Земля была еще. совсем жидкая, как вода. Когда светили три солнца, вода начала убывать, а земля твердеть! Невыносимо жарко было на нашей земле. Кипели скалы, кипели камни. В те времена на земле не было никаких людей, никаких племен, никаких живых существ. Были только одни Хадау. Когда земля затвердела, Хадау пустил стрелы в два солнца и убил - одной стрелой старшую сестру, а другой младшую сестру. Оставил только то солнце, которое было посредине. В иные дни солнце, как говорят орочи, берет себя за уши. Это видны тени бывших ранее трех солнц, как бы отпечатки двух солнц с той и другой стороны нашего солнца. Посмотрят  люди, и кажется им, что в тумане виднеются три солнца. Вот все и говорят: "Раньше было три солнца". После этого-то и создал Хадау семью орлов и семью воронов (увидев орла во время морской охоты, орочи называют его старейшим, дедушкой). А уже после этого люди начали рождаться в разных местах. Рассказывают еще и так. Пока светили три солнца, земля наша кипела. Следы этого есть здесь, на Тумнине  во многих местах: Железный обрыв, ниже Буя обрыв, на Хуту, в Дюанку, на Акуре обрывы как бы из красной руды. Все камни на них слиплись крепко-накрепко. А сами обрывы - совсем красные, как ржавое железо. Из-за них-то орочи и говорят, что под лучами трех солнц земля кипела.

№ 48. КОГДА ЗЕМЛЯ ТОЛЬКО ЕЩЕ ОСТЫВАЛА

Когда наша земля только начинала застывать, Хадау создал, как рассказывают, одну семью орлов и одну семью воронов. Когда земля только еще остывала, наши места, говорят, были сплошь покрыты водой. Поэтому ворон и орёл всё время летали. Летают, летают и никакой земли не находят. Летая, они увидели вдруг кусок скалы. Орёл спрашивает: "Ты не устал?" "Ничего, пока еще не устал",-ответил ворон. "Ты легкий, тебе-то хорошо, - говорит орел. - А вот я потяжелее, я уже устал. Давай-ка сядем на эту скалу". Опустились они на скалу и стали на ней жить. Живя там, они уже стали совсем как люди. Орёл, как человек, изготовил пальму, лук и стрелы. Так и жили. Потом у орлов появился ребенок, сына они родили. И у воронов появился ребенок, они родили дочь. Жили, жили они там, и дети у них подросли. Выйдут на улицу и играют в куклы и другие детские игры. Отцы их ходили на охоту в поисках пропитания, а матери выполняли всякие домашние работы. Живут они так и живут. И вот море стало убывать. а земля, где они жили, становилась всё больше и больше. Потом земля стала показываться и в некоторых других местах. Как-то раз орёл пустился в рассуждения: "Мы с тобой, ты, ворон, и я, орёл, друг другу духа. А раз мы духа, то чтобы могли существовать наши потомки, давай я разгорожу пальмой угодия, на которых мы живем". Сказав это, он взял пальму, положил её между собой и вороном. Ворон слушает молча. А орёл продолжает: "Вот теперь, ворон, мы с тобой чужими стали. Раньше были друг другу духа, а теперь, когда разгородились пальмой, перестали ими быть. Теперь я буду сватать твою дочь за своего сына. И когда придет наш срок подняться на тот свет, дети наши смогут жить счастливо. Научим своих детей всему заблаговременно и можно будет уходить". "Ну ладно, - согласился ворон, - положу и я свой лук рядом с пальмой, чтобы наши дети могли дать названия своим местностям". Сказал так и положил свой лук. Море становится всё меньше и меньше, а земля - всё больше и больше. Вот про то самое время, когда земля постепенно расширялась, орочи и говорят в различных своих преданиях: "Когда земля только начинала остывать". И только после этого люди и стали рождаться. Место, где ворон положил лук (бэи), они назвали Бэхи. Люди рода Бэхинка первоначально рождались в этих местах, и здесь их было больше всего. Так об этом и рассказывают. С тех пор и пошли разные предания.

Сейчас я рассказал, как земля начинала остывать. Есть об этом и другое предание. Земля, на которой мы живем, была покрыта водой - сплошная жижа. Прошло много времени и вода стала уходить. Всё убывает и убывает... Наконец стала появляться земля. И к тому времени, как начали рождаться люди, постепенно из воды появилась вся земля. Только тогда начали рождаться люди и разные животные. Все они были голыми. Когда земля наша была еще сплошь покрыта водой, море волновалось, поэтому и горы на нашей земле так похожи на морские волны, все горы в нашей местности. Поэтому и по берегам реки Тумнин горы это то возвышение, то углубление, то возвышение, то углубление, совсем как будто волнующееся море: утёс Гудюму, а ниже по реке - Дуника, и все так же по всей реке. Вот так и возникали разные предания.

№ 49. СТАРИННОЕ ПРЕДАНИЕ

Хадау создал человека. Зажег ему камнем огонь. Горит камень. А одежды у человека нет. Помощником у Хадау была собака. Хадау сказал человеку: "Пойду принесу тебе одежду". А собаке сказал: "Когда уйду, ты этого человека не корми. Я вернусь и сам покормлю его. Принесу вам одежду, тогда люди умирать не будут и никогда не заболеют". Хадау ушел. После его ухода собака всё же накормила человека. Вернулся Хадау и дает человеку поесть. А человек уже наелся. По возвращении Хадау говорит собаке: "Зачем же ты его накормила? -  рассердился на неё Хадау. - Теперь ты так собакой и будешь. Станешь питаться костями от его пищи. Я ведь хотел принести этому человеку одежду, такую же крепкую, как ногти. Но теперь я рассердился и не дам ему одежды". Вместо одежды он поставил человеку только ногти. "Пусть теперь халат носит".

Потом Хадау сказал: "При трех солнцах человек жить не сможет. И земля горит, и камни словно железо плавятся. Убью-ка я два солнца". Пустил в два солнца стрелы. Осталось только одно солнце. После этого стало хорошо.

Человек стал разводить огонь дровами. Теперь он ловит рыбу, убивает зверя, тем и питается. Долго он так жил. Но вот родилась женщина. Людей стало двое - одна женщина и один мужчина. Тогда мужчина сказал: "Порознь мы жить не сможем. Давай я на тебе женюсь". "Коли хочешь на мне жениться, - ответила женщина,-попади в это кольцо!" Мужчина слушает молча, а женщина продолжает: "Вон там есть две скалы. Ты станешь на одну скалу, а я-на другую. Я брошу тебе кольцо. Если ты попадешь в это кольцо палкой, выйду за тебя замуж. Если же промахнешься, мы не поженимся". Бросила женщина кольцо. Мужчина прямо в него палкой попал. Тогда женщина вышла за него замуж. Так они потом и жили. Живут так, и родились у них дети - девочка и мальчик. Долго так жили. Дети стали взрослыми. Стали настоящими взрослыми людьми. Когда они выросли, отец сказал: "Вы будете жить в другом месте". Живут и живут. Поселились в другом месте, там и живут. Народили детей. И их дети стали взрослыми. Когда подросли, отец и их послал в новое место, чтобы другой род получился. Стали они особым родом и тут же начали просить девочек со стороны, чтобы завести себе свойственников. После этого люди стали жить отдельными родами.

№ 50. ЖЕЛЕЗНЫЙ ГЕРОЙ

Жила-была одна красавица. Жила она совсем как мужчина. Ходила на охоту, добывала много лосей, ловила рыбу и стреляла много птиц. А превратившись в женщину, шила себе одежду и обувь. Убив лося, разделывала его по-женски и рыбу так же разделывала. Говорит как-то красавица: "Зачем же я добываю так много зверя и рыбы? Нет у меня ни отца, ни матери, которые питались бы этим". На следующее утро она оделась как мужчина и пошла куда глаза глядят. Далеко пошла. Шла, шла и увидела дом. Зашла в него. В доме жила еще одна красавица. И она так же жила. Хозяйка хорошо накормила героя. Герой много всего съел. "Переночуй у меня!" - сказала красавица. Герой остался ночевать. Красавица постелила  ему рядом с собой. Но герой говорит: "Когда я быстро хожу, рядом с женщинами не сплю, за грех это считаю. Буду возвращаться назад, тогда и переночую с тобой". Встал герой и ушел. Долго шел и пришел к месту, где живут в тайге старик со старухой. Старик в это время что-то ковал. Большим мастером был тот старик. Красавица (герой) просит у старика: "Скуй и мне что-нибудь!" А старик, ничего не ответив, молча схватил клещами красавицу посередине и сунул её в костер. Кричит: "Жена, работай мехами!" Старуха стала раздувать огонь. Раздувала девять ночей и дней. Сгорела красавица без остатка. "Ай-яй-яй, - воскликнул старик, - видно и железо у неё сгорело". После этого он поискал в костре. Нашел там совсем маленький кусочек железа. Стал старик бить по нему кувалдой. Сделал что-то вроде человека, сделал мужчину с руками, с ногами, с головой. Кончив работу, сказал жене: "Пойди и ты, жена, посмотри! Где-нибудь у него есть, наверное, недостатки". Посмотрела старуха и говорит: "У него трещина. Вот здесь может сломаться". Тогда старик снова положил его в костер, а старуха девять ночей, девять дней раздувала огонь мехами. Старик поискал опять и нашел кусок железа. Кусок стал больше. Принялся старик ковать. Когда закончил свою работу, снова позвал старуху: "Пойди посмотри еще раз!" Посмотрела -нигде нет ни одной трещины. Осмотрела внимательно - всё хорошо. Старик успокоился. Взял он выкованного им человека за ноги и покрутил его девять раз вокруг костра. Прежде чем бросить, произнес: "Коли быть тебе сильным героем, станешь вверх головой дыбком". Бросил и смотрит - герой стал вверх головой. Сказал: "Теперь ты ступай ко мне в дом!" Герой пошел в дом к старику. Пришел - там сидит старуха. Грудь у неё одна, она с одной грудью. Схватил герой её грудь и стал сосать. Сосет, сосет... Один раз потянет - на палец пожирнеет. Насосался и стал большим, дородным человеком. "Я уже забыла, когда слышала твой голос, - сказала старуха. - Я жена Хадау. Я всех людей делаю". После этого железный герой набил много зверей старику в пищу. Старик обрадовался. Пожив у них, герой стал возвращаться домой. По дороге разыскал красавицу. Теперь она накормила его еще лучше. Герой женился на этой красавице и стал у неё жить. Живет и живет. Родился у них сын. Тогда герой вернулся домой. Жена его, красавица, смотрит - герой, а делает то, что положено женщине. И имущество у него есть и мужское, и женское. Так и жил герой. Сын его стал взрослым, а отец - совсем старым. Подрос сын и стал охотиться. Родители стали жить хорошо.

VII. МИФЫ О ДУХАХ-ХОЗЯЕВАХ ПРИРОДЫ

№ 51. УДЯКА

Поехал старший брат Удяки в оморочке охотиться на лосей. Взял лук и стрелы и направился к заводи. Стемнело. В полночь какая-то невидимая девушка говорит ему: "Лось пасется. Жирный лось пасется". И он увидел лося. Пустил в него стрелу. Потом освежевал лося и привез домой. Удяка спустился к реке и спрашивает: "Брат, где ты убил лося? Я тоже пойду туда". "Тебя лось испугается", - отвечает старший брат. Удяка всё же пошел. Сидит там вечером. В полночь девушка говорит: "Лось спустился с горы и пасется". Удяка схватил лук и стрелу. Крикнул: "Чего ты орешь, девушка, лося пугаешь?!" Уже рассвело. Лось убежал. Ничего не убил Удяка. Вернулся домой. Старший брат спрашивает: "Что нового, Удяка?" Удяка отвечает: "Девушка напугала лося". Тогда они стали есть лося, убитого старшим братом. Съели его. Наступил голод. На добычу пошел старший брат. Взял ставную сеть и отправился. Поставил сеть в заводи. Стемнело уже, а рыбы нет. Сидит. В полночь девушка говорит: "Старший брат Удяки, пойди домой, надери бересты. Вырежь из бересты фигуры рыб - кеты, форели, кунжи, хариуза. Камнями, красным и синим, раскрась. Потом пойди поставь сеть и побросай сделанные тобой фигуры рыб в воду". Старший брат Удяки пошел оттуда. Через некоторое время снова отправился ставить сеть. Бросил в воду сделанные им фигуры рыб. В полночь девушка говорит: "Старший брат Удяки, рыбы ты поймаешь много, спать не ложись!" После этого старший брат поймал много рыбы. Рыба оказалась похожей на ту, что он нарисовал. Вернулся домой. Удяка говорит: "Брат, где ты рыбы наловил?" "В заводи поймал", - отвечает старший брат. "Брат, пойду и я ловить рыбу в заводи". "Не ходи, Удяка! Замусоришь всю заводь". Удяка всё же поехал в берестяном челночке. В заводи Удяка сеть поставил. В полночь девушка сказала: "Пойди сделай фигуры рыб". "Что там за чёрт кричит?" - заорал тогда Удяка. Пустил в кричащую девушку стрелу. Потом без рыбы отправился домой. Старший брат спрашивает: "Что нового?" "Девушка крик подняла, вот я рыбы и не поймал". "Ну, теперь голодать будем, - сказал старший брат. - Помирать придется". Так они и жили. Съели рыбу, пойманную старшим братом. Так там и жили. Старший брат Удяки пошел на охоту. Видит - в одном балагане живет девушка. Взял её себе в жены. Удяка заготовляет дрова, а его старший брат на лосей охотится. Сестра (жена старшего брата) пошла на ручей за водой. Удяка принёс дрова. К тому времени ни сестра, ни брат, еще не возвращались. А Удяка вернулся домой и думает: "Убью-ка я своего брата". Выкопал яму в том месте, где спит его старший брат, и прикрыл подстилкой. Сначала вернулась сестра. Удяка говорит ей: "Что-то есть хочется. Свари чего-нибудь!" Стала сестра стряпать. Не успел котел закипеть, как вернулся старший брат. Сел на свое место. Сидит и ест. "Устал я",-говорит своей жене. Жена отвечает: "Отдохни!" Тогда муж прилег на своем месте, провалился и потерял сознание. Много позднее очнулся. Смотрит - идет он по реке. Повстречал собаку. Собака и говорит: "Я проголодалась". Вынул нож, сделал из палки острогу. К реке спустился. Поймал кету и сказал собаке: "Ешь вволю!" Потом пошел вверх по реке. В одном доме живет одинокая старушка. "Зачем ты пришел в эти места?" - спрашивает она. А он отвечает: "Зачем пришел, я и сам не знаю. Как прилег на землю, так и сознание потерял". Покормила его старушка. Он поел. Старушка спрашивает: "Встретил ты на пути собаку?" "Я, бабушка, поймал кету и накормил собаку". Тогда старушка спросила его: "Какое место ты ищешь?" В задней стене её дома есть темное отверстие, а в двери светлое. Вот старушка и говорит: "Тебе светлое место нужно? Если ищешь светлое место, становись в дверях". Он стал в дверях. Старуха ударила его по спине, и он моментально вылетел наружу. А там и солнце, и луна светят. Через отверстие он вернулся к себе домой. Удяка ушел за дровами, а сестра его пошла за водой. Удяка кричит: "Старший брат вернулся!" Опять пошел Удяка за дровами. Возвратясь домой, старший брат выкопал на месте Удяки яму и застелил её. Удяка вернулся. "Устал я", - говорит. Старший брат сказал ему: "Приляг, отдохни!" Провалился Удяка. Нескоро очнулся. Повстречал собаку. Собака и говорит: "Удяка, я проголодалась". Схватил Удяка палку и поколотил собаку. Потом пришел к старухе. "Зачем ты пришел?" - спрашивает старуха. "Ну и надоела же ты мне!" Но она снова спрашивает его: "Светлое тебе нужно место? Ты встретил собаку?" "Встретил и побил", - отвечает. "Удяка, тебе нужно светлое место или темное?" Удяка говорит: "Я хочу темное место. Светлого мне не нужно". Тогда старуха говорит: "Иди, Удяка, к задней стене". Старуха ударила Удяку и он пропал. А его брат и сестра так и жили. Всё.

№ 52. СМЕЛЬЧАК ЯДУРИ

В одной местности жило много людей. Каждый жил в своем доме. Был там один человек, совсем глупый, ничего-то он не понимал. Звали его Смельчак Ядури. Пищи у него нет, одежды и обуви нет - ходит голый. Ни матери нет, ни отца. Долго жил он одиноким. Однажды пошел он к богачам и попросил себе пиши. Ничего ему не дали. Заплакал он и пошел прочь. Заходит в каждый дом и просит поесть. "Дайте мне пищи!" Никто не дает. Долго он шел. Уже свечерело. Тут он повстречал старушку. Она ему говорит  "Смельчак Ядури, пойдем к тебе в дом". "У меня в доме нет ни еды, ни одежды", - отвечает  Смельчак  Ядури.  "Ничего, - продолжает  старушка, - люди едят, и мы поедим, люди находят одежду, и мы найдем". Привел Смельчак Ядури старушку к себе домой. Она легла спать на земле в одном месте, а Смельчак Ядури - в другом. Ночью он проснулся, смотрит - вместо старухи красивая девушка, а старухи нет. Девушка хороша собой, как солнце. Встал утром, а в доме у него совсем хорошо. И одеяло, и постель и подушка, и одежда, и обувь - всё есть. Тут девушка и говорит: "Смельчак Ядури, не ходи сегодня по домам. Пищи у нас много". Смельчак Ядури не пошел. Жена его готовит всякие кушанья и говорит: "Сегодня в полдень придет мой отец. Когда он войдет, поклонись ему и я тоже поклонюсь". Старик пришел, опираясь на деревянный посох. Старик был большой, сильный. Смельчак Ядури поклонился ему, и девушка тоже поклонилась. Тогда старик промолвил: "Тебя и эту девушку, мою дочь, я ищу уже семь лет. Ты, Смельчак Ядури, женился что ли на моей дочери?" А дочери сказал: "Зачем же ты за бедняка вышла замуж? Но, раз уж вышла, так и живи с ним". Потом добавил: "Ты будешь владычицей водяного царства, а ты, - обратился он к Смельчаку Ядури, - будешь властелином грома. Ты, Смельчак Ядури, будешь навещать мою дочь весной, в середине лета и осенью". Только кончил говорить, как в доме его не стало Вышел Смельчак Ядури на улицу и увидел старика вверху на облаке. Входит в дом и говорит: "Я пойду к соседям". "Не ходи! - просит его жена. - Мне скоро уже уходить в море. Если я здесь долго пробуду, отец браниться станет". Сказала и исчезла. Смельчак Ядури взял бумагу и вырезал ножницами коня. Затем дунул - пу-у! Выскочив наружу, его конь встрепенулся-тыр-р-р! Сел тут Смельчак Ядури на коня, на его крылья, и конь взлетел вверх, к облакам. К жене своей он прилетал весной, и в середине лета, и осенью. А жена его жила на морском острове, между большим и малым морями. Стала она морской хозяйкой. Чистила рыбью шкуру и бросала чешую в море. Бросит много, так и рыбы много будет, бросит мало, так и рыбы мало будет. Морским зверем, морскими духами, морской рыбой - всем она управляла. А Смельчак Ядури управлял ветром, громом и дождем. Так они и жили. Всё.

№ 53. ХОЗЯИН МЕДВЕДЕЙ

Шел один ороч по следу хозяина медведей, шел он по следу огромного медведя. Посмотрел - след одной лапы величиной с кабаргу. Подошел он к медвежьей берлоге и выстрелил. Как выстрелил, так и скатился под гору. Там он свалил на своем пути девять деревьев и сказал: "Обернитесь горами!" Потом на пути свалил еще одно дерево, ольховое дерево. Через короткое время пошел взглянуть, покраснело ли это дерево. Дерево уже покраснело. Тогда он подумал: "Видно, медведь уже умер". Назад пошел посмотреть. Видит - хозяин медведей перебрался через восемь деревьев. Осталось еще одно дерево. Дошел до него медведь и тут же околел. Огромный был тот медведь, жирный. Все люди ели его, много людей его ело.

№ 54. БОКТОНГО

Жил во времена родовой вражды Боктонго из рода Ёминка. Так и жили Боктонго С ЖЕной и его младший брат с женой. Однажды осенью они поехали на охоту. Убили много лосей и медведей. Их жены занимались своей работой. Делали много всяких дел: вялили юколу, сушили шкуры зверей. Мужья убили еще кабаргу и зайцев. Тогда жена старшего брата говорит: "Зачем вы столько убиваете? Ведь уже надоело!" Прожили в тайге зиму, а весной вернулись на лодках домой. Летом они живут на реке Тумнине. Потом снова отправились к реке Хуту на осеннюю охоту. Поехали только вдвоем, а жены их остались дома. В тайге поставили много ловушек. А продуктов у них было мало. С пищей было мученье, сильно они голодали. Младший брат Боктонго пошел в тайгу. Бродил по тайге, убил двух черных рябчиков. Заткнул их за пояс. И тут увидел какой-то шалаш, а в нем костер дымит. Живут там старик со старухой и девушка. Собака у них - тигр, крупный тигр, голова большая, а хвост тонкий, длинный. Собака злится - хур-р-р. Говорит старик девушке: "Пойди погляди!" Вышла посмотреть. "Гость пришел", - говорит. "Скажи, пусть входит", - промолвил отец. Тогда младший брат Боктонго вошел в шалаш. Старик говорит ему: "Передай Боктонго, чтобы он принес в жертву небу собаку. Прошлой осенью его жена сказала, что ей надоело, зачем, мол, убиваете? За то, что вы так говорите, небо не даст вам пищи. Скажи Боктонго, пусть не пожалеет собаки. А ты не сиди долго у нас в доме. Мы ведь тигры". Когда младший брат вышел на улицу, девушка заметила: "На спине у него самец черного рябчика". Тут его что-то дернуло. Оглянулся назад, а там ничего нет, даже шалаша нет,  только деревья да деревья, тайга да тайга. "Вот так так! - подумал. - Приду домой, что есть будем? Пищи-то ведь нет". Когда пришел домой, сказал брату: "Встретил я одного человека. Он сказал, чтобы ты убил для неба охотничью собаку".  Убил Боктонго собаку. Половину съел, а другую половину принес в жертву небу. После этого пошел смотреть свои ловушки. Много лосей добыл, в каждую ловушку лось попался. Боктонго с братом поплыли на лодке обратно. К своим женам домой вернулись.

Однажды Боктонго ушел в тайгу, а в это время нивхи совершили набег. Один нивх захватил жену Боктонго и увез её с собой. От других людей стало известно, что приходил нивх и увез жену Боктонго. Видели, как он её увозил. Долго жил Боктонго после этого, прожил целых два года. А потом отправился на Амур жену искать. Люди на Амуре говорят ему: "Твоя жена живет у нивха. Твое имя не Боктонго ли?" - спросили его. "Я Боктонго", - ответил он. Тогда он пошел к нивху. Шел потихоньку, крадучись. Нивха, с которым живет его жена, дома не было. А жена Боктонго баюкает ребенка: "Смотри, дашь Боктонго догнать нас, бай-бай! Не плачь, бай-бай! Настигнет нас Боктонго и убьет, бай- бай!" Услышал это Боктонго с улицы. Потом вошел в дом и убил свою жену, убил и её ребенка. Надел лыжи и ушел. Нивхи запрягли много собак и поехали вслед за Боктонго. Видят, что он перебрался через Амур, вышел на берег и пошел к лесу. Трудно им ехать на собаках, трудно пробираться среди деревьев. Повернули нивхи назад и поехали домой. Нивх говорит: "Как увидим, кто носит берестяные ножны, всех убивать будем!" Пришел Боктонго домой и рассказал: "Услышал я, как моя жена баюкает ребенка, говоря, дашь, мол, Боктонго нас догнать, а догнав, он нас убьет". Так и жил Боктонго.  А нивхи с тех пор, как увидят человека с берестяными ножнами,  так и убивают его.