Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

Северные сказки. Собраны и обработаны М. Ошаровым. Новосибирск, 1936.

001. КАК ЛИСИЦА ЖЕНЩИН ОБМАНУЛА

Узнала лисица, что в чуме женщины остались одни без мужиков,  пришла к ним. Женщины палили над огнем мягкий олений рог и ели его. Увидела это лисица и засмеялась:

- Зачем вы едите кости? Почему не едите сладкую рыбу?

- Ели бы, да нет у нас рыбы. Где ее взять?

- Хо! Я знаю одну речку. В ней рыбы полно. Пойдете со мной?

- Пойдем, пойдем! - обрадовались женщины.

с.7

- Ладно, - сказала лисица, - я поведу вас к рыбе. Только есть ли у вас мука?

- Зачем тебе, лисица, надо муку?

- Да без муки плохо ловится в речке рыба. Хотите добыть рыбы, так берите турсук муки, кладите его в лодку и скорее поедем.

Лисица торопила женщин, чтобы успеть уплыть от чума, пока не вернулись к нему мужчины.

Женщины взяли последний турсук с мукой, посадили лисицу с собой в берестяную лодку и поплыли вверх по реке.

- До устья рыбной речки не близко, - говорит лисица. - Вы плывите, а я маленько усну. По пути вам будут встречаться устья притоков, так вы будите меня и спрашивайте. Да хорошенько смотрите, чтобы нам не проехать мимо рыбной речки.

Веслят-гребут женщины и смотрят по берегам. А лисица прилегла около турсука, накрылась меховым комуланчиком*,  прикинулась спящей и принялась есть муку.

- Лисица! - будят  ее женщины. - Смотри-ка, речка!

- Это речка Хулельго - "не начинала". Плывите дальше.

Плывут женщины дальше. Опять увидели устье.

- Лисица, ты спишь? Посмотри речку.

- Это речка Омыльго - "убавила маленько". Плывите...

Без отдыха гребут женщины. Хочется им добыть и поесть рыбы. Увидели третье устье. Будят лисицу.

- Лисица, не эта ли рыбная речка? Спит крепко... Лисица! Не эта ли рыбная речка? Мы се проплываем.

- Проплывайте, - отвечает сонно лисица. - Эта речка Тыгальге - "вровень с краями".

Женщины работают, а лисица полным ртом ест муку. Сопит, будто спит.

-Э! Лисица, скоро будет четвертая речка. Не в ней ли рыба? Посмотри.

Чтобы не показать женщинам свой рот в муке, лисица выглянула из-под комуланчика одним глазом и сказала:

с.8

- Тиховато едете. Эта речка будет Ушильге - "половина".

Гребут женщины, торопятся плыть к рыбному месту, а лисица торопится есть муку. В прилуке показалось устье пятой речки. Женщины говорят лисице:

- Мы видим речку. Не в ней ли будем ловить рыбу?

- Нет. До рыбной речки мы скоро доедем. Эта речка будет Хорольге - "на дне осталось". Плывите дальше.

Плывут. Лисица долизывает муку в турсуке. Женщины увидели опять речку, кричат лисице:

- Лисица, гляди - речка. Какая это речка? Не в ней ли рыба?

- Это речка Кумкольге - "опростала". В ней будем ловить рыбу.

Женщины причалили к берегу берестяную лодку. Выскочила из нее лисица на берег и говорит:

- У меня что-то с брюхом неладно. Вы подождите -  я сбегаю в лес. Если долго не будет меня - рыбачьте одни. Турсук под рыбу я вам опростала.

Лисица убежала, а женщины остались и без муки, и без рыбы.

Июль. 1926 г. Джягдагли, чум Гургу.

002. БОГАТЫРЬ И КЛЕЙ

Был давно один богатырь. Ходил он по земле и на всем пробовал свою силу. За что ни возьмется, то и поломает, искрошит.

Богатырь хвастался силой: Все люди боялись его. Но нашелся один смелый человек и сказал богатырю:

- Говорят, ты очень сильный. Но я знаю рыбий клей, которого ты, однако, не одолеешь?

- Какой такой клей? - спросил богатырь.

с.9

- Хочешь его испытать?

Богатырь согласился. Он лег, смеясь, на облитую клеем каменную плиту и долго лежал на ней неподвижно. Когда высох клей, человек сказал богатырю:

- Пробуй-ка, вставай помаленьку.

Богатырь хотел пошевелить плечами, спиной, но ни плечи, ни спина не шевелятся. Уперся ногами в плиту и не смог приподняться. Осердился. Ударил изо всей силы в камень ногой и пополам разорвался.

С тех пор и не стало на земле страшного богатыря.

Июнь, 1928 г.

Байкит.

Рассказал Сакура.

003. ВОЛК И ЛИСИЦА

Холодно волку. Голодный он. Идет заячьей тропинкой, хочет зайца добыть. Встретился с лисицей. Думает - съем!..

Лисица говорит:

- Волк, мне холодно. Давай будем греться и повеселимся.

- Как?

- Ты мне свяжи ноги, я стану прыгать, кувыркаться, ты смейся.

Волк связал ноги лисице, и начала она падать, перевертываться.  Волку смешно. Повеселила лисица волка и говорит ему:

- Я устала. Развяжи мне ноги, да повесели меня. Мне теперь тепло. Давай я свяжу тебе ноги. Ты поиграешь, потом опять меня свяжешь.

Волк согласился. Лисица крепко связала ему ноги. Лежит, встает, падает, крутится волк, а лисица хохочет над ним. Устал волк забавлять лисицу и просит ее развязать ноги.

- Играй! - сказала ему лисица и - в лес.

Лежит волк. Подлетела к нему белая птичка.

с.10

- Птичка, развяжи мне ноги. За это я накормлю тебя мясом  и кишками.

Птичка скривила себе лапки об узел, но ноги волка развязала. Задавил волк оленя, напился крови, разорвал ему брюхо и оставил птичке оленя. Залезла она в разорванное брюхо оленя, выпачкала белые перышки кровью и пошли от нее с тех пор красногрудые птички - клесты.

Волк шел по следу лисицы. Нашел мерзлый конский шевяк. Лисица грызла шезяк. Об него она сломала свой клык. Идет волк следом дальше, ищет лисицу. Смотрит - в лесу горит огонь, а кругом его сидит много лисиц.

- Это они на суглан* собрались, - подумал волк и сел с лисицами в круг.

Сидит волк тихонько, поглядывает на лисиц, а лисицу-обманщицу найти среди них не может. Все они рыжие, как одна. Как ее узнаешь?

Посидел, посидел волк, вспомнил о сломанном зубе, подскочил к огню и давай бить хвостом по костру. Хвост горит, а лисицы смеются.

Увидел волк беззубую лисицу, подсел к ней и говорит:

- Из обожженного хвоста все вши перебежали ко мне на голову. Ты поищи мне маленько.

Лисица покусала вшей в голове волка и говорит ему:

- Хорошо я поискала у тебя вшей, теперь ты поищи у меня в голове.

Волк стал кусать вшей у лисицы. Кусает и спрашивает лисицу, где поискать.

- За ухом, за ухом зудится. Там покусай хорошенько.

Волк так куснул свою обманщицу-лисицу, что она сразу издохла.

Июль. 1923 г.

Катанга.

Рассказал Тагача.

с.11

004. ЗАЯЦ-ШАМАН

Давно, в старину это было.

Один заяц в лесу нашел лопаточную кость, взял ее и объявил себя большим шаманом.

Услышали об этом зайцы, обрадовались и пошли все шаманить к своему шаману. Одни пришли к нему полечиться, другие - узнать о своей судьбе. Большой шаман все знает!..

Собрались. Зажгли костер, сели кругом и ждут, когда начнет шаманить заяц-шаман. Ударил шаман лапкой в свой бубен - костяную лопаточку, вытянулся, запел:

"В горелом лесу - боов!

Дорога моя торная - поов!"

Подпрыгнул, потоптался, ударил в кость, запел:

"В горелом лесу - поов!

Дорога моя торная - боов!.."

Кувыркнулся через голову и то же:

"В горелом лесу - боов!

Дорога моя торная - поов!

В горелом лесу - боов!.."

Бубнит да поет, поет да бубнит...

"В горелом лесу - поов!"

Ждали-ждали зайцы, когда заяц-шаман шаманить начнет, да так и ушли от него ни с чем. С тех пор и живет в тайге великая слава о большом хвастуне - зайце-шамане.

Июнь, 1925 г.

Ерабо

Рассказал старик Калтан.

005. БОГАТЫРЬ МАНИ И ХОГЛЕН

[космическая охота]

Богатырь Сохатый-Хоглен похитил на земле день и  побежал с ним по небу. На земле стала ночь. Мани надел лыжи и пошел добывать Хоглена. С ним был добрый лук и две больших стрелы.

Долго гнался за Хогленом Мани. Он сильно бросал лыжи вперед и оставлял за собой широкий след. Мани приблизился к Хоглену, пустил в него первую стрелу, да по-темну промахнулся. Мимо стрела пролетела.

Бежит по небу Хоглен с похищенным днем, гонится за ним Мани. Долго бежали. Мани поравнялся с Хогленом, забежал сбоку, натянул до уха тетиву и остановил его меткой стрелой.

Отнял Мани у Хоглена день и понес день на землю. Он шел с ним к земле столько же (времени), сколько гнался по небу за Хогленом.

С тех пор Хоглен (каждый вечер) похищает с земли день и убегает с ним на небо. Но каждый раз Мани встает на лыжи, ровно в полночь догоняет его, пересекает путь Хоглена стрелами, отнимает у него день и приносит его на землю.

1928 г.

Река Сым.

с.12.

006. МЕДВЕДЬ И КЕДРОВКА

По тайге бродил медведь. Он был старый и голодный. Медведь искал себе в лесу пищу. Увидела его кедровка и стала над ним насмехаться.

- Дедушка медведь, иди сюда! Здесь орехи! - крикнула кедровка издалека.

Услышал он, что птица зовет его кушать. Пошел к ней. Шел, шел... вдруг слышит снова в стороне тот же голос.

- Дедушка, иди сюда! Здесь орехи!

Показалось медведю, что зашел он не ладно. Изменил путь. Идет на голос. Стал подходить ближе, а

с.13

кедровка перелетела подальше на новое место и опять закричала:

- Дедушка медведь! Иди сюда! Здесь оре-ехи!..

Побежал голодный медведь на призыв, а там ни кедровки, ни орехов. Кедровка перелетела в пустой лес и кричит:

- Дедушка медведь, иди сюда! Здесь орехи!.. Иди сюда!..

Долго бегал старый медведь за перелетающей кедровкой, потом понял, что она обманывала его. Рассердился и сказал:

- Кедровка, ты обманывала меня, так помни: когда будет большой урожай орехов, ты никогда не будешь наедаться. Сколько бы ты не ела. ты все время будешь испытывать голод. Когда в тайге совсем не родится орехов, ты будешь мучиться от сильного голода и подыхать.

И стали кедровки с тех пор прожорливыми.

1928 г. Река Сым.

007. МАМОНТ И ЗМЕЙ ЧЖЯБДАР

[творение ландшафта]

Много, много было воды; маленько было сухой земли. Негде было жить человеку, негде было пастись оленям. Горевал человек о земле. Подошел к нему мамонт, спросил:

- Почему ты такой невеселый?

- Какое веселье, - сказал человек, - кругом одна вода. Как кочевать?

- Не печалься, я тебе осушу землю...

Мамонт побрел по воде. Человек остался на суше. За водой, на песке мамонт нашел змея и сказал ему:

- Чжябдар, пойдем со мной осушать землю. У меня - сила, у тебя - гибкость. Ты мне поможешь. Будет тебе лежать.

Не хотел итти змей, да мамонт уговорил его. Пошли осушать землю.

с.14

Мамонт забрел в воду, засадил в дно свои крепкие бивни и стал выворачивать со дна песок, глину, камни. По сторонам вырастали (образовывались) равнины, горы, утесы. Пополз чжябдар вслед за мамонтом. Он извивался между гор, утесов, равнин. И потекла по его следу вода.

Ворочая мокрое дно, мамонт ушел на полночь, а за ним, изгибаясь, уполз змей чжябдар. Так давно старикам старики говорили и теперь говорят молодым.

Мамонт сделал равнины, горы и скалы, чжябдар же телом своим протер дороги для рек.

Осень 1923 г.

Река Чавида.

Рассказал Мароненок.

008. ПРО ГАГАРУ

[ныряние за землей]

Амака сделал воду и пустил на нее птиц. Птицам плодиться нужна была земля. Амака призвал к себе гагару и сказал:

- Укон, ты умеешь нырять лучше всех. Ныряй и со дна достань мне песку, а я сделаю из него землю (сушу).

Гагара нырнула, достала песок, но не отдала его Амаке. Она сама хотела сделать землю.

Амака рассердился на гагару. Он позвал к себе гоголя и сказал ему:

- Момуро, ты умеешь нырять хорошо. Достань мне со дна песку. Из него я сделаю землю. Гоголь достал из виды песок и отдал его Амаке.

Амака сделал землю, поймал гагару и наказал ее. Он вырвал у гагары ноги из живота и воткнул их к хвосту, чтобы она не умела ходить по земле; а голову гоголя украсил длинным перышком.

Осень. 1923 г.

Рассказал Мароненок.

009. ГДЕ ЭВЕНК НАШЕЛ ПЕРВУЮ ЖЕНУ

[миф]

У солнца не было жены. Оно вдовело. Жило со старым отцом-месяцем и красавицей дочерью.

На красавицу стал заглядываться молодой эвенк. Когда солнца не было в чуме, парень пришел к ней. Засиделись.

Возвратилось солнце на стоянку. Некуда стало парню бежать. Спрятался.

. Солнце вошло в чум, слышит - худой запах в жилище. Спрашивает дочь:

- В чуме у нас чем-то нехорошо пахнет. Ты не знаешь чем?

- Нет, - соврала та.

Солнце стало искать в чуме и по запаху нашло парня. Рассердилось солнце на красавицу дочь и выгнало ее вместе с парнем.

Так и стала у эвенка красавица жена.

Солнце же с седым отцом-месяцем откочевали в небо и аргишат по нему одинокие.

Июнь 1928 г.

Река Идукон.

Рассказала старуха Дугдаг.

010. МЫШЬ И ПИЩУХА

[этиология животных]

Мышь говорит пищухе:

- Помоги мне сделать так, чтобы все люди пропали.

Пищуха ответила:

- Людей мне жалко. Пускай они живут. Кому они мешают?

- Нет, люди плохие, - сказала мышь. - Они топчут ногами моих маленьких детей. Детей у меня стало много. Земли мало. Жить негде.

- Места всем хватит, - ответила пищуха. - Пусть будет еще больше народу. Больше людей - веселее жить.

с.16

Мышь долго спорила с пищухой, что люди плохие, но никак не могла переспорить ее.

- Ладно! - говорит тогда скверная мышь. - Если тебе жалко людей, тогда давай со мной бороться за них. Если ты переборешь меня, пусть умирают мои дети; если поборю я тебя, тогда пускай люди топчут твоих  детенышей.

- Хорошо. Давай, будем бороться, - согласилась пищуха.

Стали бороться. Мышь крепко, как корень, всадила длинный хвост в землю, оперлась на него и поборола бесхвостую пищуху.

Пищуха проспорила. Но, чтобы не гибли от людских ног ее дети, она ушла в каменные россыпи и теперь живет там.

Июнь 1928 г.

Байкит.

Рассказал Дз. Ленгама.

011. ПОЧЕМУ У МЕДВЕДЯ НА ЛАПАХ НЕТ БОЛЬШИХ ПАЛЬЦЕВ

[этиология животных]

Амака создал медведя шестипалым и пустил его в лес.

Медведь почувствовал в себе большую силу и начал ворочать, ломать все, что ему попадало в лапы.

Увидел это Амака и решил убавить у медведя силу.

- Чтобы ты стал посмирнее, я оборву от лап твоих большие пальцы. Зимами ты будешь спать в берлоге, а летом выходить и кормиться ягодами, корнями, орехами, травой.

Так Амака сказал медведю и оборвал ему пальцы.

Медведь пролежал долгую зиму в берлоге, вылез из нее весной и стал просить Амаку, чтобы он вернул ему большие пальцы.

- Хорошо, - сказал Амака, - я возвращу тебе пальцы; но за то я дам человеку лук и стрелы, а его собакам дам острые зубы.

с.17.

Медведь, надеясь на свою силу, взял от Амаки назад свои большие пальцы. Пошел. В лесу встретился с человеком и собакой. Стали драться. Человек пустил стрелу, вцепилась собака острыми зубами в медвежий зад, и медведь закричал:

- Амака! Возьми от меня большие пальцы. Я лучше буду жить без них, всю зиму спать в берлоге, выходить из нее весной по мокру и питаться тем, чем ты велишь.

И Амака оборвал у медведя большие пальцы.

1928 г.

Бойкит.

Рассказал Сакура.

012. КАК У ЛЮДЕЙ ВШИ ПОЯВИЛИСЬ

[этиология насекомых]

На земле было много-много мышей. Люди ходили и растаптывали своими ногами в травах мышат. За это мыши возненавидели людей и стали у них портить одежду, грызть и поедать запасы пищи, Тогда люди сделали на пнях высокие лабазья и на них сохраняли все от мышей.

Старая мышь придумала другую месть людям. Она нашла пищуху и говорит:

- Пищуха, у тебя много вшей. Давай пустим их на людей. Пускай их заедают вши.

- Нет, мышь, - сказала пищуха, - эвенки народ хороший. Вшей своих я напускать на них не буду. Эвенки мне худого не делают.

Мышь рассердилась на пищуху, ушла. Она залезла тихонько в чум и всех своих вшей пересадила на голову больной женщине.

Женщина та умерла, а вши с нее переползли на остальных людей и начали их кусать.

Так и не переводятся мышиные вши у человека.

1928 г.

Река Идукон, чум Барды.

с.18

013. МАНИ

Жили в чуме две безродных сестры. Имена их никто не знает. В месяц "Сараны" сестры уходили из чума в лес копать сладкую сарану*. Копают. Вдруг, слышат - в стороне от них плачет ребенок. Пошли искать. Нашли оловянную зыбку, а в ней грудного мальчика. Жалко  сестрам стало плачущего ребенка. Они взяли зыбку и  отнесли ее к себе в чум. Накормили ребенка. Ребенок уснул.  Сестры ушли опять в лес копать сарану. Накопали, понесли сарану в чум. Видят, в чуме огонь. Над огнем висит таган*, а в нем варится два больших сига. Кто это сделал? Не знают. Ребенок - мал и спит.

Голодные сестры поели мягкой рыбы, отдохнули и снова пошли в лес собирать сарану. Они отошли далеко от чума, спрятались в лесу и заговорили тихонько: кто затопил чум и откуда сиги? Старшая сестра говорит младшей:

- Нам надо скорее из чума уйти. Зыбку расплавить и горячим оловом облить ребенка, чтобы он умер.

Вдруг у чума появился большой-большой человек, вытянул из себя двух червей - каныр, положил червей в таган, помешивает их и поет:

Женщины ели рыбу.

Она им нравится.

Черви, черви, -

Сделайтесь сигами.

Когда женщины разжиреют,

Тогда я съем их.

Сестры испугались. Старшая опять говорит младшей:

Найденный ребенок - худой. Что ж, мы будем его ростить, а он будет нас кормить глистами? Нет! Его надо убить и скорее бежать с этого места.

Сестры вернулись я чум, будто с работы. В чуме опять горит огонь, висит таган, а в нем варятся рыба - сиги. Ребенок спит. Сестры вынули ребенка из  зыбки, закрыли его своим одеялом, вылили уху, а в таган положили оловянную зыбку. Когда расплавилось олово, сестры вылили его на ребенка, чтобы убить. И

с.19

вдруг перед ними с постели встал великий Мани в поясе оловянном.

Схватили сестры свою женскую сумочку и выбежали из чума. Мани погнался за ними. Старшая сестра вынула из сумочки кодэрорун и со словами - "кодэрорун, стань горами-хребтами!" - бросила его через свое плечо.

И появились высокие-высокие горы, хребты. Мани отстал. Запел:

Разорвитесь, крутые горы,

Выросшие из кодэроруна.

И разорвались горы, появились пологие седловины. Мани перебежал хребты и снова стал настигать сестер. Старшая бросила брусок:

Брусок, стань утесом!

Отгороди Мани.

И брусок сделался непроходимым утесом. Мани опять запел:

Точильный камень,

Сделанный женщинами из бруска,

Расколись на части.

Утес расщелился в ущелья. Мани побежал догонять сестер. Тогда старшая бросила через себя зубчатый чучун*:

Чучун, стань горой

С густым-густым лесом!

И выросла кольцом вокруг Мани высокая-высокая гора с непроходимой тайгой. Мани снова запел:

Гора из женского чучуна,

Разорвись узенькой щелью.

Я стану тоненькой гусеницей,

Проползу муравьем.

И разорвалось кольцо гор. Мани сбросил с себя оловянный пояс, прополз в узкую щель и стал догонять сестер. Тогда старшая бросила гребень.

с.20

Гребень, стань камнями, горами, лесом.

Чтоб нигде не было прохода.

И появилось много-много гор с каменными зубцами, выросла густая тайга, и потерялся в них Мани маленьким муравьем.

Июнь 1928 г.

Катанга.

Рассказал Дылгунча.

014. ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТАЛИ ШАМАНИТЬ

[этиология шаманов]

Амака создал всех птиц, злой Харги сделал одну гагару. Он пустил гагару на воду и стал хвалиться перед добрым Амакою:

- Что твои птицы? Ничто против моей гагары. Мою гагару на воде никто не догонит. И твой человек ее не поймает.

Амака сказал на это Харги:

- Человеку я дам двузубое копье и ты увидишь, как он добудет им твою гагару.

- Что гагаре твое копье? Она умеет нырять лучше всех твоих уток.

Амака дал Эвенку копье. Он сел с копьем в берестяную лодку и стал гоняться за мудреной гагарой. Загонял. Устала гагара. Эвенк воткнул копье гагаре в хвост и не дал ей нырнуть в воду. Сидит гагара на копье, крутит головой и кричит во все стороны:

- Эвенк будет шаманом! Остяк будет шаманом! Якут будет шаманом!..

С той поры у людей появились шаманы и стали шаманить.

1928 г.

Рассказал Барда на рыбалке ниже Байкита.

с.21

015. О ХОГЛЕНЕ-СОХАТОМ

[Большая Медведица]

В лесу встретились охотники - русский, остяк, тунгус и  заспорили между собой, кто лучше и быстрее ходит на лыжах. Русский говорит:

 - Я лучше вас обоих умею бегать на лыжах.

Остяк русскому не уступал, тунгус же сказал:

- Завтра найдем зверя и испытаем себя. Может, я и плохой ходок.

Утром пошли. Под горой нашли след Хоглена. Побежали за ним. Русский добежал до подножья горы, остяк выскочил на вершину, тунгус же в это время был уже за горой и добыл богатыря сохатого - Хоглена.

Так и бегут они по небу. Русский - плохой ходок на лыжах, - он век с котомкою и под горой; остяк -  ходок получше, он век "а горе; удалый же тунгус - век за горой и бежит впереди всех за сохатым.

Посмотрите их ночью...

Зима, 1920 г.

Речка Гаинда.

Рассказал Калтан.

016. ДВА БРАТА - ДУРАК И УМНЫЙ

Жили два брата - умный и дурак. Умный сарану копает в лесу, оленей стережет, белку, зверей промышляет. Все делает умный, а дурак только спит, ест и поет.

Братья жили в чуме одни без женщин. Кто за дурака  пойдет замуж? А из-за него и за умного брата девки не шли.

Настало лето. Для рыбалки понадобилась лодка. Надо  делать. Умный и говорит дураку:

 - Брат, я пойду в лес драть бересту на лодку, а ты иди и нарежь кедровых корней - нянгталь, чтобы шить ими берестяную лодку.

с.22

Умный брат вернулся из леса с берестой. Увидел дурака,  спрашивает:

 -  Что, принес корни? Где они?

 - Вот, - и дурак вытряхнул из сумки нарезанные от  детских ног пятки.

- Эх, дурак! Что ты наделал? Я велел тебе принести нянгталь (корней), а ты принес нингтыль (пятки). Эх, дурак! Пока нас с тобой за это не убили, давай скорее отсюда бежать.

Умный брат заседлал несколько верховых оленей, чтобы дурака послать вперед делать чум, сам же стал собирать вещи и вьючить их на оленей.

- Иди вперед, - говорит умный дураку, - придешь к орану - порогу, поставь оленя - орона и там делай чум.

Прикочевал умный брат к порогу, а на берегу им чума, ни оленей, ни дурака. Куда ушел? Смотрит, а дурак завел оленей в воду и в самом пороге делает чум: ставит в воду шесты, а их уносит теченьем.

- Э, дурак, дурак - говорит брат. - Я тебе велел привязать оронов (оленей) и тут на берегу делать чум. А ты залез в оран - порог. Вылезай!..

Перекочевали. Утром, по туману умный собрал в лесу  оленей, привел к чуму, часть заседлал и опять послал  вперед дурака чум делать.

- Иди - говорит брат дураку, - поднимешься на хребет, с него увидишь чину*. Спустить с хребта и там у чины, ставь чум.

Пришел умный к сказанному месту. Олени там, а брата нет. Посмотрел он, а дурак на чине шесты для чума ставит.

- Э, дурак, дурак! Слезай за землю. Тут под деревом чум делать будем.

Легли спать. Слышит брат: за ними погоня. Люди идут. Убивать станут. Разбудил дурака, схватил острую пальму и начал драться, а дурак сел и стал есть. Умный  убил одного человека, остальные же все убежали. Побежали дальше и братья. Умный говорит дураку:

- Я из-за тебя убил человека. Ты виноват, ты и тащи. Его спрятать надо.

с.23

Идут. Дурак несет на себе убитого. На небе тучи. Дождик будет. Вдруг слышат братья, что к ним навстречу чамдалы идут на оленях. Умный испугался и говорит дураку:

- Прятаться будем. Лезь скорее с покойником на кедр.

Залезли братья. Полил дождь. Чамдалы остановились и спрятались под кедр. Стоят, пережидают дождь.

Дурак устал держать покойника на себе, говорит брату:

- Я брошу покойника.

- Не бросай. Чамдалы нас обоих убьют. Ты виноват, ты и держи.

Дурак обессилел и уронил покойника на землю. Чамдалы испугались и кто куда разбежались со страха.

Присказка: с тех пор везде найдешь чамдальские чумища.

Лето, 1926 г. Река Турама.

Ночь на шаманском мольбище.

017. О ЛЕСЕ И ОБ УТЕСАХ

[сотворение ландшафта и растительности]

Амака сделал камень, дерево и велел им расти. Высоким стал камень и говорит дереву:

- Мо, ты видишь, какой я большой? Потом я стану не меньше самого Амаки.

Выслушало дерево камень - утес и сказало:

- Я стану не ниже тебя, Хишаль. За мою вершину будут задевать тучи.

Амака услышал хвастовство, подошел к камню и сказал ему:

- Хишаль, ты хочешь стать больше меня. Это не плохо. Только ты станешь тяжелым и раздавишь сам себя. Это худо. Падая, ты поломаешь лес. Чтобы так не случилось, я лучше покажу тебе твой рост, - и все лишнее с камня Амака смахнул рукой. - Вот таким

с.24

ты, Хишаль, будешь века. Как только вершина твоя станет отрастать выше, она будет рассыпаться сама.

Амака подошел к дереву.

- Мо, ты хвастало стать выше туч. Это плохо. Тебя будет сильно бить ветер. Корни тебя не удержат. Ты упадешь, передавишь людей и оленей. Вот тебе твой рост. - Амака захватил в руку ветви и, постепенно сжимая пальцы, провел рукою от комля к вершине и все лишнее оборвал.

- Таким ты будешь века, - сказал Амака дереву. - Если же будешь перерастать себя, ты будешь само сохнуть с вершины.

С той поры большие, переросшие утесы разваливаются сами собой в мелкие россыпи, а переросшие деревья сохнут с веришин.

Июль, 1926 г. Джягдгагли, чум Гургу.

018. АГДЫ-ГРОМ

[происх. грома]

Давно на земле жил Крылатый человек, который летал и ел людей. Крылатого победить никто не мог. Все его боялись.

Среди людей родился мальчик, имя которому дали Агды. Когда Агды вырос, он сказал людям:

- Я не боюсь Крылатого. Я будут с ним драться и убью его.

Никто этому не поверил. Все стали уговаривать молодого Агды.

- Кто может справиться с Крылатым? Он летает как птица. Не надо трогать его.

Агды никого не послушался. Он нашел восемь женщин и попросил их сделать для него большие железные крылья.

Женщины сделали.

Когда крылья были готовы, Агды надел их и стал учиться летать. Научился.

с.25

Теперь я полечу искать Крылатого, - сказал Агды. Я найду и убью его.

Агды летел над лесом. Увидел старуху. Спустился к ней, стал спрашивать:

Бабушка, ты знаешь, где живет Крылатый?

- Тебе зачем его?

Я хочу его убить. Скажи мне, где он?

Нет, я тебе не скажу. Какой ты воин?..

Агды рассердился, махнул крыльями, убил старуху и полетел дальше. На моховом болоте он увидел куропатку. Остановился, спрашивает:

Ты знаешь, где живет Крылатый?

Куропатка говорит:

- Знаю, да мне некогда разговаривать с тобой. Я ем ягоду.

Агды рассердился. Загремел крыльями, пустил огненную стрелу, но в кустах попасть в куропатку не мог. Агды полетел дальше. Встретился со старичком. Остановился, спрашивает:

Дедушка, ты знаешь, где живет Крылатый?

- Знаю, - ответил старичок.

- Скажи мне.

- Зачем тебе сказывать о Крылатом?

- Я хочу с ним воевать. Покажи мне, дедушка, дорогу к нему.

Старичок говорит:

- Крылатого я боюсь: он сильный и летает, как птица. Его все боятся. Тебя я не знаю, каков ты. Дорогу  к Крылатому я укажу тебе, когда увижу твою силу.  Вот, если ты сломишь семь, растущих вряд, больших деревьев, тогда ты будешь слушать меня о дороге к Крылатому.

Агды поднялся над лесом, замахал крыльями, загремел, пустил огненные молнии и расщепал семь деревьев в лучину.

Старичок увидел силу молодого Агды и говорит ему:

- Теперь я знаю твою силу. Ты богатырь. Слушай меня. Крылатый живет далеко. Чум его стоит за болотом. Болото это большое. Через него ни олень, ни человек никогда не переходили. За этим болотом есть

с.26

лес. В том лесу и живет Крылатый. Ты лети да гляди хорошенько.

Агды покинул доброго старичка. Он перелетел тайгу и увидел то большое болото, через которое не переходили никогда ни человек, ни зверь. Агды перелетел болото, нашел чум Крылатого. Налетел, замахал крыльями, загремел, пустил огненные молнии, сжег чум. Но убил только тело Крылатого, душа же его осталась живой.

Она покинула мертвое тело Крылатого и улетела в небо. Агды погнался за ней. С тех пор он летает по небу, машет крыльями, гремит, мечет огненные молнии, чтобы убить злую душу Крылатого...

Молодой Агды давно улетел с земли. Теперь он, однако, старик?..

Лето. 1928 г.

Хатанга.

Рассказал Ленгама.

019. ДВА ЗМЕЯ

Семь человек были на охоте. Они ходили в тайге за зверями и устали. Остановились ночевать. Поставили к деревьям луки и острые пальмы*, поели и уснули. Ночью к ним подполз огромный змей и обогнул всех кольцом.

Утром проснулся один из охотников, увидел толстого, как дерево,  змея и от страха не знал что делать. Лежит и думает, что змей всех съест. Драться с ним нечем: оружия ни у кого нет.

Змей лежит и не шевелится. Охотник начал потихоньку будить товарищей. Разбудил. Те испугались и тоже не знают что делать.

Змей немного оттянул голову от хвоста и опять лежит, не шевелясь. Зажмурил глаза. Хитрый. Выход есть., но как им пойдешь? Съест.

 - Бежимте все! Всех сразу не съест. Кто-нибудь спасется.

с.27

Двинулись, но змей закрыл выход. Люди отступили назад. Ждут смерти. Змей опять оттянул голову от хвоста. Лежит.

- Все равно умирать, - сказал один из охотников. - Я пойду первым.

Проскочил и убежал. Осмелился то же сделать другой. Змей не пошевелился. Он выпустил из круга шестерых, седьмому же человеку загородил выход.

- Товарищи бросили меня одного, - думает он. - Теперь мне смерть! Змей съест меня.

А змей лежит и не думает есть человека. Он смотрит то на него, то на свою спину; то на него, то на свою спину. И смотрит не сердито.

Подумал человек и попробовал сесть на змея. Что будет? Только сел, змей расправился и пополз. Человек захватил по пути пальму.

Едет на змее верхом, а куда едет - не знает. Змей переполз много болот, речек, гор. Дополз до поломанного леса и остановился.

- Большая буря была здесь, - подумал человек. - Не сосчитать сколько поломано и выдрано с корнями деревьев.

Змей изогнулся, приподнялся горбом до высоких сучьев и посадил на них вооруженного пальмой человека. Потом сам отполз от дерева, поднял голову да как зашипит!.. Лес затрясся, зашумел.

- Теперь змей меня съест, - испугался на дереве человек. - Куда я от него убегу?

Шипел змей, шипел и вдруг издалека в ответ ему прошипел кто-то еще сильнее.

Видит человек, что из леса ползет другой огромный змей. Ползут друг к другу и оба шипят. Дрожит лес...

Змеи сползлись, поднялись, как бескорые деревья, схватились и начали драться. Обвиваются вокруг леса, ломают, вырывают с корнями деревья, душат друг друга. Всю ночь дрались змеи, много-много поломали леса.

Слышит человек, что тот змей, на котором он приехал, шипит тише, задыхается и глазами зовет к себе человека.

с.28

- Теперь мне все равно умирать! Помогу своему змею. Одному мне будет хуже, - подумал человек и соскочил с дерева.

Он подбежал к месту драки и острой пальмой распорол брюхо огромному змею. Тот упал и подох.

Тогда первый змей добрыми глазами посмотрел на человека, потом себе на спину. Человек понял, что надо садиться и снова сел верхом на змея:

- Что будет. Все равно умирать!

Только сел, я змей повез его обратной дорогой через леса, болота, горы и речки. Дополз до места ночевки охотников, ссадил с себя человека, тихонько прошипел и уполз неизвестно куда.

Человек вернулся в свой чум и рассказал обо всем людям.

Лето, 1923 г.

Река Водозима.

Рассказал Лючаткан.

020. ТУРГА

Два мальчика жили на одном стойбище и вместе играли. Один из них был немного постарше другого, но оба они отличались своей силой. Мальчики подросли. Старший и говорит младшему:

- Я сильный и не боюсь медведя. Я  выйду с ним на поединок и поборю его.

- Я  тоже не боюсь медведя, - сказал младший. - Я  тоже справлюсь с ним. Только я возьму с собой палочку - тургу. Может быть я  послабее тебя?

- Нет, мне ничего не надо. Медведя я одолею одними руками. Пойдем в лес.

Пошли, встретились с медведем.

- Я буду первым драться с медведем, - сказал старший мальчик.

с.31

- Схватились. Медведь смял мальчика и начал его давить. Тогда на медведя бросился младший. Схватились. Медведь широко раскрыл рот. Мальчик засунул в пасть ему тургу, распер челюсти и убил медведя. Сила да хитрость - два богатыря...

Апрель, 1927 г.

Рассказал Ленгама.

021. ЛИСИЦА И МЕДВЕДЬ

Лисица встретилась с медведем и говорит:

- Здравствуй, дедушка-медведь! Как ты живешь?

- Худо, - сказал медведь. - Ягод нет, голодно. Комары... жарко...

- Не кручинься, дедушка-медведь. Еда будет. Скажи  мне: ты хочешь быть моим мужем?

Медведь согласился.

- Дедушка, где ночевать будем?

- Ночевать пойдем в лес.

- Нет, дедушка-медведь, - говорит лисица, - в лесу много комаров. Давай переночуем на утесе. Там спать хорошо.

- Ладно, - подумал медведь, - лисицу можно будет съесть и на утесе.

Вышли на высокий, обрывистый камень.

- Дедушка, тут спать будем. Ты ложись на край камня, а я лягу возле тебя. Из-под камня дует, а за тобой лежать мне будет тепло.

Полежали немного, лисица и говорит:

- Дедушка-медведь, забыла я, что сплю неспокойно и со сна могу тебя столкнуть. Давай-ка переменимся местами.

Медведь пустил лисицу на самый край утеса и уснул. Лисица тихонько перескочила через медведя, да как закричит:

- Ой, дедушка-медведь! Ты меня столкнешь! Подвинься!

Медведь подвинулся от лисицы в сторону обрыва, упал с утеса и разбился. Лисица спустилась с камня и долго  еда медвежатину.

1923 г.

В. Контора

Рассказал Боеткан.

022. ЛЯГУШКА

Охотник шел лесом. Устал. Услышал крик:

- Бое*, возьми меня! Я здесь одна!

Подошел, посмотрел: лежит кто-то. Ни ног, ни рук. Хотел уходить.

- Возьми меня с собой.

- Куда я возьму тебя? Я устал.

- Я маленькая. Нести меня будет не тяжело. Возьми,  тебе весело будет со мной на ночевке.

Взял, привязал к поняге, понес. Остановился ночевать в тайге. Лег, вспомнил про находку. Усталость прошла. Весело стало. Утром привязал славную находку к поняге и понес ее с собой.

Пришел в чум и на жену не глядит. Заметила жена, что муж что-то прятал в постели. Стала искать и нашла находку мужа. Схватила ее и забросила в болото.

В болоте появилась лягушка.

Весна 1925 г.

Рассказал Ленгамиа.

с.33.

023. ПОЧЕМУ У ЭВЕНКОВ ЕСТЬ ОЛЕНИ, А У ОСТЯКОВ НЕТ

[происх. домашних оленей]

[ср. кеты]

Амака сказал людям:

- Я сделаю оленей, пошлю их к вам с неба и посмотрю, как вы их встретите.

Эвенки обрадовались, наломали много пихтовых веток, надрали мягкого моху и все это постлали на землю; остяки же совсем не позаботились о встрече оленей.

Амака сдержал слово. Он послал эвенкам и остякам оленей, потом сам спустился с неба на землю для того, чтобы проверить, как люди встретили оленей. Сначала он спросил об этом эвенковского оленя. Тот ответил:

- Эвенки меня встретили очень хорошо. Для меня они сделали мягкую подстилку, я с неба упал на нее и не ушибся о землю.

- А тебя как встретили? - спросил Амака остяцкого оленя.

- Очень плохо, - сказал олень. - Меня встретила  твердая и голая земля, о которую, падая с неба, я сильно расшибся.

Выслушав оленей, Амака сказал остякам: - За то, что эвенки хорошо встретили моих олений, пускай они остаются у них и множатся; у вас же оленей не будет. Я возьму их.

С тех пор у эвенков и ведутся олени. У остяков олени  стали пропадать и все ушли в землю.

024. О ЧУДЕСНОЙ ПОВАРЕШКЕ

Один человек ехал по лесу верхом на олене. Чтобы олень шел быстрее, он подтыкал его под бока своими пятками. Вдруг навстречу к нему выскочила из леса лисица и остановилась на дорожке.

- Давай сделаем меновую, - сказала лисица.

- Давай, - сказал человек. - Только я не знаю

с..34

чем ты хочешь меняться со мной? Я вижу, что у тебя ничего нет.

- Это неправда, - сказала лисица. - У меня есть такая поварешка, какой ты еще никогда не видал. Возьми эту поварешку, опусти в котел с водой, помешай в нем. Вот тебе и каша с салом будет. Человеку понравилась мена. Он спросил лисицу:

- Что же ты хочешь теперь с меня в обмен за твою чудесную поварешку?

- Немного: ты отдай мне своего оленя, а я тебе отдам поварешку.

А у этого человека только и был один олень, на котором  он ехал. Подумал он, подумал и решил у лисицы выменять чудесную поварешку.

Поменялись и разошлись.

Человек пришел в свой чум пешком и хвастает жене:

 - Посмотри-ка, жена, какую я выменял у лисицы для тебя поварешку! Теперь нам с тобой не нужно будет доставать ни крупы, ни сала. За поварешку я отдал лисице последнего оленя. Но с такой находкой мы и без оленя проживем безбедно. На поварешку да попробуй ее, вари кашу. Увидишь, какая получится жирная да вкусная каша.

Человек отдал поварешку жене, рассказал, как с ней обращаться, а сам лег отдохнуть пока варится каша. Спал, спал, - проснулся и говорит жене:

- Давай-ка мне поесть вкусной каши.

- Дала бы я тебе каши, да нету ее. Сколько я не варю, а в котле как была одна вода, так и есть вода.

- Однако, ты не умеешь варить. Дай-ка поварешку, я сам помешаю в котле так, как. мне говорила лисица.

Жена передала мужу поварешку. Он сел и начал варить кашу.

Варил-варил, болтал-болтал поварешкой в котле... Устал. Посмотрел в котел - вода, попробовал - вода. Осердился на лисицу и швырнул в огонь чудесную поварешку.

с.35.

025. РОСОМАХА И ЛИСИЦА

Старая росомаха сидела на берегу реки. Она поджидала своего старика, который ушел в лес делать берестяную лодку. Без лодки они не могли перевезти свой чум и имущество через реку.

Вдруг на реке показалась лодочка. Росомаха подумала, что к ней едет старик, взяла сломала чум, собрала имущество и приготовилась кочевать на другой берег.

К берегу причалила лодочка, в которой сидела лисица.

- Бабушка, ты что тут делаешь? - спросила она росомаху.

- Жду старика. Ты видишь - мы собрались кочевать на ту сторону. А без лодки как переедешь большую реку? Вот старик и ушел в лес делать лодку.

Лисица посмотрела вверх по реке и сказала:

- Пока твоего старика нет, давай-ка я переправлю ваше имущество и тебя через реку. Все же хоть немного помогу старикам.

Росомаха обрадовалась и быстро перетаскала все свое имущество в лодку к лисице.

- Бабушка, лодка полная, - сказала лисица. - Теперь я поплыву через реку, а ты отдыхай. Когда я отвезу имущество, тогда вернусь назад и перевезу тебя.

Лисица оттолкнулась от берега. Лодку понесло течением.

- Бабушка, однако, меня далеко унесет с твоим грузом. Ты видишь, как вода течет быстро.

- Это ничего, что далеко снесет, - ответила росомаха с берега. - Ты только не утони.

- Нет, бабушка, я не утону. Я поплыву потихоньку. Ты смотри, как я поплыву.

Лисица взялась за весло и уплыла вниз по реке.

Обманутая росомаха громко заплакала. Плач росомахи услышал дятел и подошел к ней.

- Бабушка, скажи мне: ты о чем плачешь?

Росомаха рассказала дятлу, как ее обманула хитрая лисица. Дятел, выслушав росомаху, сказал:

с.36.

- Бабушка, ты не плачь. Я  верну тебе все, что взяла у тебя лисица.

Чтобы перехитрить и опередить лисицу, дятел побежал тайгой через большой мыс. Выбежал на берег, сел и стал поджидать, когда к нему подъедет лисица. Сидел,  сидел... На реке показалась лодка. Дятел прикинулся больным и закричал:

- Добрая лисица! Возьми меня к себе в лодку.

Лисица услышала дятла, повернула лодку на крик.

- Ты где был? Куда едешь?

- Я ходил в тайгу, был у шамана. Шаман меня немного полечил. Теперь я иду обратно в свой чум. Итти мне еще далеко, а силы у меня мало. Посади меня в лодку.

- Взяла бы я тебя, да некуда посадить, - сказала лисица. - Лодка у меня маловата и сильно загружена.

- Я маленький. Места мне нужно немного. Сидеть я буду спокойно. Посади меня в лодку. Ты - добрая.

Лисица пожалела дятла и посадила. Дятел сел на дно берестяной лодки и так согнулся, что его стало не видно из-за росомахиного добра.

Плывут. Лисица гребет с кормы веслом, а дятел припал к самому дну лодки и незаметно пробил дырку в тонкой бересте. В лодку потекла вода. Лисица подмокла и говорит дятлу:

- Под меня откуда-то набежала вода. А у тебя есть вода?

- И меня подмочило, - ответил дятел. - Нужно скорее ехать на берег да чинить лодку. Должно быть, где-нибудь со шва отскочила сера. Вот лодка и потекла.

Пристали к берегу. Лисица выскочила из лодки и говорит дятлу:

- Ты вытаскивай из лодки имущество, потом вытащи на берег лодку, переверни ее кверху дном и ищи на нем дырку. Я пойду в лес, наколупаю еловой серы, вернусь и залеплю дыру на лодке.

Только лисица скрылась в лесу, дятел сломил тоненький прутик, заткнул им дырку, сел в лодку и поплыл со всем добром к обманутой росомахе. Когда

с.37.

лисица вернулась из леса, дятел уже был на другой стороне реки:

- Вернись назад! - кричала лисица. - Ты утонешь!

- Нет, лисица, я не утону!

- Вернись назад, вор!..

Дятел уплыл вверх по реке.

Старик вернулся из леса без лодки. Он сел рядом со старухой-росомахой, ругал ее и вместе с ней плакал. Они не слышали, когда к ним подъехал дятел.

- Не плачьте, - сказал дятел старикам. - Вон ваше добро. Берите его вместе с лодкой.

За все это старая росомаха сшила дятлу хорошую замшевую кайру*, раскрасила ее цветными глинами, а на голову его надела цветистую шапочку.

Старик был хороший кузнец. Он сковал крепкий стальной нос, выточил острые когти и подарил их дятлу.

С тех пор дятел ходит в бабкином наряде и пользуется в добыче пищи дедкиным подарком - стальным носом и цепкими когтями. Дятел живет на деревьях,  поэтому он и не попадает в зубы лисице.

1924 г.

Оскоба.

026. ПОЧЕМУ У БУРУНДУКА НА СПИНЕ ТЕМНЫЕ ПОЛОСКИ

[этиология животных]

Весна. Медведь вылез из берлоги. Он был голодный, но есть было нечего. Кругом лежал глубокий снег.

Медведь нашел пень, в котором всю зиму спал бурундук. Хотел свалить пень и съесть бурундука, да пень был крепкий, не по силе.

- Дедушка-медведь, ты за что сердишься на меня? - спросил бурундук из гнезда.

- Я сержусь на мокро. Оно разбудило меня и выжило из берлоги. Я вышел, а еды нет, - отвечал медведь. -

с.18.

Не остался ли у тебя запас какой? Покорми. Я с осени ничего не ел.

Бурундук отдал медведю свои недоеденные запасы. Медведь съел и погладил за это бурундука по спине своей лапой...

Спина у бурундука зажила, но на царапинах выросла шерсть другого цвета. С тех пор все бурундуки стали полосатыми.

1926 г.

Река Гаинда.

027. МАКЕДОНМА

[Шаман и звери]

[этиология животных]

Македонма был большой шаман. Он умел лечить больных и мог предсказывать судьбы. Об этом знала вся тайга, знали все звери.

Македонма был уже старик. Он жил вместе со старухой женой в большом лосиновом чуме.

Однажды звери услышали, что Македонма собирается шаманить и все поехали к нему. Чтобы не опоздать, они быстро гнали оленей. Это видела белка, потому что дорога, по которой ехали звери, проходила мимо ее гнезда. Белке хотелось ехать к Македонме, но было не на ком. Она сидела и всем, кто проезжал мимо нее, кричала нараспев:

Одинокая я, одинокая!

Посадите меня на санки

И увезите с собой

К Македонме!..

Все едущие слышали белку, но не останавливали оленей и с санок ей отвечали:

Мы торопимся к Македонме,

Нам некогда останавливаться

И некогда садить тебя.

Все проехали и никто не пожалел одинокую белку.

Так она и не попала на шаманство в чум Македонмы.

с.30

Когда звери собрались к Македонме, он надел на себя шаманский наряд, сел на свое шаманское место, взял бубен да как заиграет, запоет:

Старуха, закрой покрепче

двери и дымоход,

чтобы никто не попал

в мой чум!..

Старуха знала, зачем Македонма велит это делать. Она плотно закрыла дымоход и крепко закрыла дверь. Македонма шаманил дальше. Шаманил, шаманил, остановился.

 - В моем чуме есть другой шаман, - сказал он. Надо вперед испытать его силу, а после него я буду шаманить. Ко мне приехали зайцы со своим шаманом. Я узнал это. Ну-ка, заяц, шамань.

Верно: среди зайцев был один заяц-шаман. Он не испугался Македонмы и начал шаманить. Пошаманил маленько, повел белыми ушами и стал говорить:

- Македонма, твой чум ждет какое-то несчастье.

Я видел: твой чум наполнялся гробами.

Зверям стало страшно. Македонма понял, что заяц-шаман отгадал его хитрость. Он бросил свой бубен, схватил медный крючок от тагана и стал им избивать зверей в своем чуме. Многих убил, но многие звери от него убежали.

Зайца-шамана Македонма хватил своим крюком по белым ушам и выпачкал их в саже, горностаю попал по кончику хвоста, кабаргу бил по бокам и всю испятнал, рысь - то же, но больше всех Македонма измазал сажей росомаху. А колонок - так тот от страха сам прыгнул через огонь и весь опалился.

Все звери, которые были в чуме Македонмы и от него убежали, с тех пор носят на себе следы его побоев. Зато белка как была чистой, так и осталась незапятнанной.

Зима, 1923 г.

Фактория Вановара.

с.40

028. ДЯТЕЛ

[этиология животных]

После птиц и зверей Амака создал оленя. Он был самым кротким и красивым зверем. Оленем все любовались, только волк смотрел на него с завистью.

Когда звери и птицы ушли, на оленя набросился волк и задавил его. Об этом узнал Амака и рассердился. Он схватил волка, связал ему ноги и бросил на землю возле задранного оленя.

- Пропадай теперь голодной смертью, - сказал Амака. - Тех, кто будет тебе помогать, я не пожалею и накажу.

Амака ушел. Связанный волк лежал, мучился. Он просил птиц и зверей развязать ему ноги, но помочь волку никто не хотел.

Долго лежал волк. Потом его пожалел дятел, пришел и развязал волку ноги. За это волк угостил дятла оленьим мясом. Дятел поел, но выпачкал оленьей кровью свои белые перья и стал пестрым.

За то, что дятел пожалел и помог волку, Амака наказал его. Он заставил дятла долбить носом деревья, чтобы добывать себе пищу.

Осень, 1924 г.

Оскоба.

029. КАК ОХОТНИК ПЕРЕХИТРИЛ ЛИСИЦУ

Охотник ставил ловушку на зайцев. Из леса к нему прибежала лисица.

- Здравствуй, бое! - сказала она. - Ты что это делаешь?

- Ловушку. Хочу добывать зайцев.

- Это хорошо. Будем есть мясо.

- Да, будем есть мясо, - сказал охотник. - Только бы нам дождаться хороших морозов. В тепло зайцы не бегают, а больше лежат. .

Охотник насторожил ловушку березовым прутом к на него помочился. Лисица засмеялась.

с.41.

- Ты зачем это сделал?

- Зайцы любят соленое, - ответил охотник. - Только я не знаю: хорошо ли сделал ловушку? Жалко, что нет со мной собаки, а то бы я ловушку испытал. Может ты мне, лисица, поможешь? Тогда бы я знал, что в эту ловушку будут попадаться хитрые зайцы.

- Лови, лови зайцев, а я буду есть, - подумала лисица про себя и подошла к настороженной ловушке. Ей хотелось тоже узнать хороша ли ловушка?

- Помогла бы я тебе испытать ловушку, да не знаю, как это сделать, - сказала лисица охотнику.

-Это просто: лезь прямо под бревешки.

Лисица осторожно залезла в ловушку.

- Теперь что делать?

- Теперь перекуси березовый прутик, который я обмочил.

"Выскочить отсюда я успею", -  подумала лисица и чуть-чуть присела. Она приготовилась к прыжку и куснула зубом тоненький прутик - насторожку. Бревешки сорвались и прихлопнули лисицу.

Лето, 1923 г.

Вановара.

030. ГЛУХАРЬ И ТЕТЕРЕВ

[этиология животных]

Глухарь - наша таежная птица. Он всегда жил вместе с нами. Места и пищи ему в тайге хватает. Морозов он не боится. Спит в снегу. А спать в снегу глухарю тепло, как человеку в хорошем чуме.

Весной из теплой стороны в тайгу прилетело много разных птиц. С ними прилетел тетерев. В тайге тетерев встретился с глухарем. Подружились. Прожили лето. Осенью тетерев собрался лететь назад в теплый край. Глухарь сказал ему:

- Ты живешь далеко. Лететь тебе придется долго. Не мучайся. Оставайся здесь. Будем жить в тайге.

- Нет. жить в тайге я не останусь. Я боюсь холодов.

с.42.

Зимой я здесь замерзну и умру с голоду. Зимой тут нечего есть.

Глухарь ответил:

- Когда наступят холода, я научу тебя зарываться в снег. В снегу спать тепло. Я сплю и не мерзну. С голоду ты тоже не пропадешь. Еды нам хватит. Зимой мы будем есть с деревьев хвою и почки. Весной на проталинах бывает много старой брусники и толокнянки. Оставайся. Живи здесь.

Тетерев поверил глухарю и согласился остаться в тайге на зимовку.

Выпал снег. Пришли большие морозы. Тетерев начал мерзнуть.

- Я пропаду здесь от холода, - сказал он глухарю. - Оставайся ты в тайге один. Я полечу.

- Нет, я тебя отсюда не отпущу!..

Глухарь вцепился лапами тетереву в хвост и так крепко держал, что у тетерева завернулись в стороны хвостовые перья.

Тетерев не мог вырваться. Он остался в тайге, но так плакал о своей земле, что от слез у него покраснели даже брови.

1925 г.

Ф. Оскоба.

Рассказал Мароненок.

031. ПОЧЕМУ У СОРОГИ КРАСНЫЕ ГЛАЗ

[этиология животных]

Голодный песец выбежал на реку. Увидел прорубь, подошел к ней, посмотрел в воду. На дне реки он увидел большую стаю рыб. Это были сороги.

- Тут поем.

Песец нырнул в воду.

- Вы что тут делаете? - спросил он.

Сороги ответили:

- У нас болеет бабушка. Не поможешь ли ты нам?

Песец сказал:

- Ладно. Я буду лечить вашу бабушку. Только вы закройте нас с ней одеялом и не смотрите, что я буду делать.

с.43.

Песца закрыли одеялом. Он начал есть больную сорогу. Та пищала, а внучата думали, что бабушку лечит песец и ей от этого больно.

Песец съел сорогу, вылез из-под одеяла и сказал:

- Теперь бабушка ваша не будет хворать.

Песец выскочил на лед и убежал.

Сороги ждали, ждали, когда бабушка вылезет из-под одеяла и не дождались. Заглянули, а там даже чешуи не осталось.

Обманутые сороги начали плакать. Плакали до того, что у всех глаза покраснели.

Вот почему сороги красноглазые.

1923 г.

В. Контора.

Рассказал Павлин.

0032. ЛИСИЦА И НАЛИМ

Лисица увидела в речке налима. Налим лежал у камня и не шевелился. Лисица сказала:

- Налим, ты, говорят, не умеешь бегать? Ты ленивый.

- Нет, лисица, бегать я умею не хуже тебя, - ответил налим.

- Ты, однако, хвастаешь? Давай побежим к вершине  речки, тогда ты увидишь, что я опережу тебя.

Налим согласился. Лисица сказала:

- Когда мы побежим, то на каждом мысу я буду останавливаться и спрашивать тебя, а ты мне отвечай, чтобы я знала, где ты остался.

- Хорошо, - сказал налим. - Бежим!

И побежали. Лисица побежала берегом, а налим - речкой.

Лисица хотела налима перехитрить. Она знала, что эта речка очень извилистая, но не знала того, что в ней от устья до вершины живут сплошь одни налимы. Чтобы переспорить, лисица оставила извилистый берег и побежала прямо через мысы.

с.44

Налим недалеко ходил вверх по речке. Он прибежал к соседу и попросил того скорее передать вверх своим соседям о споре с лисицей. Он велел всем налимам передать друг другу, чтобы они, когда лисица будет спрашивать "налим, ты где", - отвечали: "я здесь".

Лисица еще где-то бежала, а налимы уже сговорились между собой, лежат на своих местах и поджидают лисицу.

Лисица выбежала на мыс и крикнула:

- Налим, ты где?

- Тут! - ответил налим, лежащий выше по речке.

Лисица побежала опять по тайге напрямик. Выбежала на мыс.

- Налим, ты где?

- Я здесь!

Налим оказался опять впереди. Лисица побежала еще быстрее. Но где бы она не вышла на речку, с какого бы мыса не спросила "налим, ты где", везде слышит голос налима впереди себя.

Лисица не хотела проспорить. Она еще короче выбрала путь и изо всех сил побежала к вершине речки. Стала подбегать и думает: "теперь-то я буду впереди".

- Налим, ты где? - крикнула лисица.

А налим отвечает ей, лежа, из самой вершины речки:

- Я здесь, лисица! Как ты долго бежала.

С тех пор лисицу стали называть хвастуньей, а речку - Налимьей.

Зима. 1923 г.

Р. Татарэ-Катонга.

033. БОЯТЫ

Старики рассказывали так:

Давно на земле жил человек. Звали его - Бояты. У него была жена и старик отец. Бояты занимался убийствами и грабежами. Но об этом мало кто знал, только ходили слухи в народе, что Бояты человек не

с.45.

хороший; не лучше - его жена и отец. В лицо Бояты мало кто видел. Все говорили - "Бояты, Бояты". А какой он - узнали потом.

Случилось одному человеку с семьей кочевать по тайге. Была зима, в тайге лежало много снега. Тяжело было итти и людям, и оленям. Увидел человек в лесу  чье-то стойбище, подошел к нему и решил стать своим чумом. Он взял пальму и стал рубить шесты для жилища. Его жена сняла с седла зыбку с ребенком, поставила ее под дерево на снег и принялась развьючивать оленей. К ней подошла женщина.

- Ребенок-то озяб. Пускай погреется, - сказала она матери, - взяла зыбку и унесла ребенка в свой чум.

Мать, приготовив место под свое жилье, пошла тоже в тот чум отдохнуть и погреться.

В чуме горел огонь. На тагане висел горшок, в нем варилась еда. Пахло мясом.

- Скоро будем есть, - сказала хозяйка чума. - Горшок кипит. Подождем твоего мужа. Ребенок твой согрелся и спит.

Мать взглянула на зыбку, потом стала смотреть на горшок. Кипящая вода подбрасывала кусочки мяса, и вдруг всплыла на поверхность детская рука. Мать испугалась и незаметно опять взглянула на зыбку. В зыбке лежала мертвая голова ее ребенка. Она не подала виду и говорит:

- Мясо готово, а муж мой что-то долго не идет. Схожу-ка я к нему да посмотрю, что он там делает!

- Сходи, сходи, - сказал хозяин чума. - Ребенок твой спит хорошо. Пока ты ходишь, старуха моя за ним доглядит.

Муж доделывал остов чума. К нему подошла жена и тихонько сказала:

- Однако, мы с тобой заехали неладно. Это стойбище Бояты. У нашего ребенка отрезана голова. Она лежит в зыбке, а тело его варится в горшке. Отсюда нам нужно скорее и незаметно бежать.

Жена была небольшой шаманкой. Она подумала и говорит мужу:

с.48.

- Ты не бойся. Давай скорее поставим наш чум дверьми в сторону чума Бояты. Переднюю половину шестов закроем, а заднюю - оставим открытой. Потом мы вместе придем к Бояты. Ты сядешь и будешь есть из горшка мясо. Только ты мясо не бери в рот и не глотай, а надень на себя нагрудник и за него незаметно роняй куски. А я возьму зыбку и унесу ее в наш чум, пока ты будешь в гостях у Бояты, я вытащу все наши вещи через открытую часть чума, навьючу их на оленей, сяду верхом и уеду. Тебе же я оставлю привязанного к дереву олененка. Он будет стоять за нашим чумом. В гостях у Бояты ты сиди дольше. Когда наешься, иди к себе в чум будто спать. Когда придешь, сразу же отпусти олененка. Он побежит оленьими следами  и догонит меня. Я увижу его и буду знать, что ты живой. Потом я стану шаманить, чтобы спасти тебя и погубить Бояты.

Сделали все так, как сговорились. Тунгус остался в гостях у Бояты, доставал из горшка мясо своего ребенка и незаметно опускал его за нагрудник. Наелся, посидел и ушел спать в свой чум.

Но спать не лег, а пошел к оставленному женой олененку, спрятался за дерево и стал ждать, что будет делать Бояты. Олененок хоркает, зовет свою мать, бьется на ремне.

Ночь. Вдруг в чуме Бояты открылась дверь. Вышли - старик и Боягты с женой. Бояты взял острую пальму, подошел к пустому чуму и ткнул пальмой через берестяную крышу.

- Не убьешь! - крикнул тунгус, отпустил олененка и следом за ним побежал догонять жену.

Жена была уже далеко, когда ее догнал олененок.

- Муж жив, - сказала она. - Надо скорее шаманить.

Она быстро развела огонь, достала из турсука толстую оленью жилу, поджарила мало-мало, нашаманила и бросила жилу на дорогу. Потом переехала через речку и там остановилась. Поперек своего пути она выдолбила на льду широкую прорубь, припорошила ее снегом и стала ждать мужа.

с.47.

Бояты рассердился, что его обманули. Он побежал догонять тунгуса. Следом за Бояты бежали его жена и старый отец. Когда старик добежал до брошенной на пути поджаренной жилы, он ощутил в себе такой голод, что не мог дальше итти. Он схватил жилу, стал ее есть. Он глотал ее целиком. Глотал-глотал и подавился. Бояты добежал до реки, но влетел в прорубь и утонул; жену же его тунгус зарубил пальмой.

Вот так и кончился на земле худой род Бояты.

Правду ли сказывали наши старики. Кто знает?..

1928 г.

Река Удукон.

Рассказал Ленгама.

034. ОТКУДА ПОЯВИЛСЯ ПЕРВЫЙ МЕДВЕДЬ

[этиология животных]

Однажды в тайге жил большой-большой* шаман. У него был один сын. Когда шаман состарился, он сказал своему сыну:

- Я - старик. Скоро умирать буду. Возьми себе всех моих духов и будь таким же большим шаманом, каким был я. Духи мои велят мне это сделать.

Сын выслушал отца и ничего ему на это не сказал. Он не хотел быть шаманом.

Наконец, шаман-отец так состарился, что не мог больше поднимать бубен. Вот-вот умрет, но духи умирать не дают, держат. Шаман опять сказал своему сыну:

- Я буду умирать. Я до того стар, что мне тяжело держать в себе моих духов. Бери их от меня. Духи велят мне, чтобы я передал их всех тебе. Когда они войдут в тебя, тогда я спокойно умру, а ты, сын, станешь настоящим большим шаманом.

Сын, выслушав отца, сказал:

- Отец, я не хочу быть шаманом. Духов твоих мне не надо. Ты отдай их кому-нибудь другому.

Старик шаман так рассердился, что не стал разговаривать с сыном. Он лежал и молчал. Будто это духи

с.48.

мучают его и не дают ему покоя. И только перед самой смертью шаман заговорил снова:

- Сын, ты не захотел взять себе моих духов, так теперь берегись. Я умираю. Тело мое ты положи на лабаз и карауль мою могилу сорок дней и ночей. Если ты прокараулишь, то меня унесут духи с могилы и я сделаюсь невиданным зверем. Я буду страшным зверем.

Шаман умер. Сын положил на лабаз его тело и стал охранять могилу. Много дней и ночей просидел он возле мертвого отца, потом устал и ушел отдыхать в чум. Куда девается покойник? На сороковое утро сын пришел к лабазу л испугался. Лабаз раскрытый, шамана нет. Куда девался? Смотрит: на земле огромный след, похожий на след босого человека. След идет от лабаза в тайгу.

Сын прибежал на стойбище и рассказал обо всем этом людям.

- Надо итти выслеживать, - сказали те.

Мужчины вооружились луками и отправились по невиданному следу. Шли долго. Вдруг в лесу затрещало.  Смотрят: прямо на них идет большой черный и лохматый зверь. Люди стали стрелять и убили черного зверя. Когда ободрали, то по знаку, оказавшемуся на его животе, сын шамана узнал в этом звере своего старого отца.

С тех пор этого зверя люди стали называть Амака-дедушка.

Лето, 1927 г.

Река Идукон.

035. ХРИСТОС и ЧОРТ кингит.

[творение человека]

Был, говорят, Исус Христос. Он сделал двух человек -  мужчину и женщину. Потом сделал собаку. Всех троих он посадил на высокий лабаз. Лестницу тоже положил на лабаз.

- Сидите на лабазе и не сходите на землю, - сказал

с.49.

зал Христос. - Если без меня придет к вам человек и станет просить лестницу, то лестницу с лабаза вы ему не спускайте. Сидите, я пойду и принесу вам одежду.

Христос ушел. Вдруг из леса появился черт Кингит. Подошел он к лабазу и говорит:

- Спустите мне лестницу, я принес вам хорошую одежду. Вы все голые, я вас одену.

Люди не согласились спустить лестницу, но собака спустила ее на землю. Кингит поднялся на лабаз, наплевал на мужчину и на женщину, а собаке дал пеструю меховую одежду и ушел. Когда Христос вернулся с одеждой, он увидел заплеванных людей и пеструю собаку.

- Почему вы такие грязные? Откуда на собаке такая пестрая одежда? - спросил он.

Люди рассказали:

- К нам приходил какой-то человек, просил спустить лестницу, чтобы подняться к нам на лабаз и одеть нас в хорошую одежду. Но мы не послушались его, собака же спустила лестницу на землю, человек зашел на лабаз, надел на собаку пеструю одежду, а нас оплевал и ушел в лес.

- Это был Кингит. Он обманул вас, - сказал Христос и стал очищать заплеванных людей. Долго чистил, но плевков очистить не мог. Потом взял и вывернул людей наизнанку, а собаке сказал:

- За то, что ты подала Кингиту лестницу, люди всегда тебя будут бить и держать голодом.

Мужчину и женщину Христос поженил. У них родились дети. Дети выросли. Их нужно было тоже женить и выдавать замуж. Думал, думал отец-старик, как быть и ничего не придумал. Пошел к Исусу Христу и говорит ему:

- У нас выросли дети, мы не знаем, где найти им женихов и невест.

- Не ищи, - сказал Исус Христос. - Людей на земле кроме вас нет.

- Как же нам быть? - спросил старик.

- Пускай братья женятся на сестрах.

Старик так и сделал. От детей пошли новые дети.

с.50

Когда расплодилось много людей, они разошлись по разным местам и стали говорить на разных языках - по-тунгуски, остяцки, якутски.

Оттого, что Христос не мог очистить первых людей от плевков черта, а вывернул их наизнанку, - все люди стали болеть и кашлять, потому что у них нечистое нутро.

036. О ЛИСИЦЕ

Лисица пришла в чум. В чуме были одни женщины.

- Ох, как я устала ловить рыбу, - сказала лисица. - Рыбы в речке полно. Идите, ставьте скорее сети, пока рыба из речки никуда не ушла. Ловите, а я маленько отдохну у вас в чуме.

Женщины взяли сеть и ушли рыбачить. Лисица принялась есть муку. Съела и легла спать.

В речке рыбы не оказалось. Женщины вернулись в чум, разбудили лисицу.

- Где ты видела рыбу? Ты бы нам показала то место, где ты рыбачила.

- Подождите, я схожу в лес. У меня заболел живот. Я объелась муки.

Лисица выскочила из чума и побежала. Женщины посмотрели в турсук, турсук - пустой.

- Лисица-то нас обманула, она съела всю нашу муку.

Женщины побежали за лисицей. Нашли и загнали ее на кривое дерево.

- Тут мы тебя и убьем!

Женщины подожгли дерево. Пламя охватило лисицу и всю ее опалило. Лисица упала на землю.

- Пропадай теперь! - сказали женщины и ушли.

Лисица обгорела, но не пропала. От огня она только ссохлась, убавилась вполовину и вместо черной стала вся красной.

1926 г.

Река Ерабо.

Рассказал. Калтан.

с.51.

037. СОПЛИВЫЕ ЛЮДИ

Один парень ходил по тайге, искал белок. Нашел чей-то чум, который был весь занесен снегом. Парень откопал снег, залез в чум. Огня в чуме не было, возле шестовых стен сидели какие-то люди. Из ноздрей сочились потихоньку сопли. Сопли падали на колени и леденели. Перед каждым человеком было наморожено много соплей. Парень спросил людей, но они ему не ответили; потрогал - не шевелятся. Парень подумал, что люди замерзают, взял и развел в чуме огонь. Сопли растаяли и люди помаленьку зашевелились. Потом открыли глаза, увидели огонь и как будто испугались.

- Человек, мы не знаем огня, - сказал старик парню. - Мы таем от солнца и оживаем только весной. Пока стоит тепло - мы живем. Осенью мы заходим в свой чум, садимся и замерзаем. Замерзнем и так сидим до нового тепла. Зачем ты пришел к нам? Ты нас этим убил. Теперь мы все умрем.

Парень выскочил из чума и убежал. После него по тайге ходило и ходит много людей, но никто больше не находил и не видел этих сопливых людей. Старики говорят, что эти люди растаяли и сделались ручейками. Земля - нос, лед - мерзлые сопли.

Лето, 1926 г.

Река Идукон.

Рассказал Ленгама.

038. О РЯБЧИКЕ

[этиология животных]

Сначала рябчик был огромною птицей. Когда он летел, то от одного шума крыльев его все звери и птицы приходили в трепет и от страха бежали - кто куда.

Однажды по лесу ехал Исус Христос верхом на олене. Он подъехал к рябчику. Рябчик вспорхнул и шумом своим напугал Исуса Христа и оленя. Олень бросился в сторону. Исус Христос упал с седла и расшибся о землю. Рассердился.

- Ты очень шумишь, - сказал Исус рябчику. - Тебя боятся звери и птицы. Чтобы ты никого не пугал, я тебе убавлю крылья.

Исус Христос поймал рябчика, обломал у него крылья и отпустил. Рябчик хотел лететь, но не мог подняться. Крылья были малы. Тогда Исус Христос оборвал у рябчика все лишнее мясо и разделил его между другими птицами, рыбами и зверями.

Вот почему многие рыбы, птицы и звери носят в своем теле куски белого мяса, а окунь весь сделан из мяса рябчика.

1925 г.

Катанга.

039. СОЛНЦЕ, МЕСЯЦ И ЗВЕЗДА.

[календарный миф?]

Давно на земле жил человек по имени Деляча. У него была жена Бэга и маленький сын.

Однажды они навьючили оленей и пошли на новые места. Деляча налегке уехал вперед, а Бэга по его следу вела караван. На втором олене сбоку висела зыбка, в которой и кочевал маленький сын.

Дорогой Дэлячу повстречала Ошикта.

- Дэляча, ты почему едешь один? Подожди жену, - сказала Ошикта.

- Бэга мою дорогу найдет. Она умеет хорошо выслеживать меня. Зачем ее ждать.

с.53

- Тебя найти не трудно. Но у Бэги ребенок и много оленей. Одной ей итти тяжело.

Дэляча попросил Ошикту сходить к Бэге и оказать ей, что он скоро остановится и будет делать чум. Ошикта пошла навстречу к Бэге. Когда она подошла к ней, то Бэга сидела, склонясь над зыбкой, и плакала. Ошикта сказала:

- Бэга, почему ты сидишь и не идешь к мужу? Он тебя ждет. Ты над чем плачешь?

Бэга рассказала Ошикте, что она забыла на старом чумище свою сумку с ножами и разными скребками для выделки кож и ходила за ними обратно. Пока ходила, зыбка с ребенком оборвалась, упала на землю. Тут олени ходили. Зыбку вместе с ребенком они и растоптали...

- Куда я пойду теперь с мертвым ребенком?

У Бэги было большое горе. Она не двигалась с места. Деляча, не дождавшись жены, вернулся к ней. Бэга заплакала еще сильнее.

- Пойдем к доброму Амаке, - сказала она мужу, -  понесем к нему нашего сына. Попросим его: может быть он исцелит нам ребенка.

Дэляча повел оленей, а Бэга понесла на руках в зыбке сына.

До Амаки итти не близко. Бэга от ноши устала и сказала мужу:

- У меня нет больше силы. Мне не донести зыбку до Амаки.

Тогда Дэляча попросил Ошикту, чтобы она помогла его жене нести зыбку с растоптанным ребенком. Ошикта согласилась.

- Я поведу оленей, а вы несите сына, - сказал Дэляча. - Мы сходим к Амаке на небо и оттуда все четверо вернемся обратно.

И они пошли к Амаке на небо. Идут много лет:  Дэляча идет впереди, а следом за ним Бэга с Ошиктой несут в руках зыбку с растоптанным ребенком. Их каждый день и ночь видать в небе. Утром Дэляча поднимается на гору и весь день идет в небо, к вечеру он переваливает через хребет, опускается вниз и его

с.54.

не видать. Зато поднимаются на гору измученная горем Бэга и ее помощница Ошикта. К утру когда они уходят и спускаются за хребет, Дэляча начинает подниматься на очередную гору.

Так века они и кочуют к доброму Амаке. К нему не скоро придешь: далеко.

1928 г.

Куюмба.

Рассказал Атауль.

040. МЕДВЕДЬ И ТАНИНА

Танина жил на берегу речки. Он каждый день плавал на берестяной лодке, добывал рыбу и кормил свою семью. Об этом узнал медведь и решил поймать рыбака. Стал думать, придумал ловушку. Медведь сходил до ветру, потрогал - липко.

- Эта ловушка Танину поймает, - сказал медведь и залег в кусты.

Танина плывет по речке и слышит: кто-то зовет его к себе:

- Танина, иди сюда!

Танина подъехал к берегу, увидел медвежью ловушку, рассердился. Он ударил по ней веслом и весло прилипло, ткнул шестом - шест завяз, ударил кулаком и сам прилип. Стал рваться, а медведь уж тут. Схватил он Танину, посадил в сумку, взвалил на плечи я понес в чум. Шел, шел, устал. Лег отдохнуть. Танина вылез тихонько из сумки, наложил в нее камней, а сам убежал на речку, сел в лодку и уплыл. Медведь выспался, встал, взвалил опять сумку с добычей на спину и пошел домой. Пришел в чум, бросил тяжелую сумку и говорит медвежатам:

- Смотрите, ребятишки, какой я гостинец принес!

Медведь лег отдыхать, а медвежата развязали сумку и говорят:

- Ты принес камни!

с.57.

- Нет, я нес в сумке Танину. Видно, он меня обманул. Я его поймаю.

Медведь не стал отдыхать. Он снова отправился на речку караулить Танину. Медведь поставил свою ловушку,  залег в кусты и ждет, когда поедет мимо него хитрый рыбак.

В тот день Танина наловил рыбы полную лодку и поздно возвращался к семье. Плывет и вдруг слышит:

- Танина, иди сюда!..

Танина подплыл к берегу, смотрит, а на берегу лежит медвежья ловушка. Танина рассердился: ударил веслом и весло прилипло; ткнул шестом - шест завяз, ударил рукой - рука присохла; пнул ногой и весь прилип.

- Теперь ты мой! - сказал медведь. - Я тебя съем.

Медведь посадил Танину в сумку, взвалил на плечи и без отдыха притащил к чуму, повесил сумку на сук и говорит своим детям:

- Вы караульте Танину, а я схожу на речку и заберу его рыбу.

Медведь ушел. Танина сидит в сумке и не знает, как ему убежать. Сидел, сидел и говорит медвежатам:

- Скоро отец вам принесет рыбу, убьет меня, сварит мое мясо и вы будете есть меня. Пока я живой, вы дайте мне нож, я сделаю вам хорошие ложки. Ложками вам будет удобнее доставать из котла горячее мясо и рыбу.

Медвежата развязали сумку. Танина вылез, взял нож и заколол медвежат. Он отрезал их головы, положил рядышком под одеяло так, как будто медвежата спят. Мясо медвежат изрезал на куски, наварил полон котел и убежал из чума.

Медведь принес рыбу. Увидел в котле мясо, принялся есть.

- Вот хорошо, что ребятишки мои убили Танину. Я так захотел есть. Сами-то они, видать, наелись до сыта и спят.

Медведь наелся мяса и хотел лечь отдохнуть. Полез на постель. Что такое: медвежата не дышут. Толкнул

с.58.

одного - голова откатилась, толкнул другого - и у того голова покатилась.

Медведь бросился догонять Танину, но не мог бежать. Оттого, что он ел мясо своих детей, у него свело ноги.

С тех пор все медведи и стали косолапыми.

1925 г.

Река Чуня.

Рассказал Сакура.

041. ЗВЕЗДЫ И МЫШИ

Звезда сказала:

- Я пойду на землю, найду мышь, возьму замуж и с ней вернусь обратно на небо.

Об этом узнали мыши и напугались. Днем они сидели по своим норам, а ночью вылезали и смотрели на небо. Вдруг с неба сорвалась звезда и полетела на землю.

- Это звезда летит за мной, - подумала каждая мышь про себя. И бросились кто куда.

В ту ночь со страха повесилось много мышей.

С тех пор в осенние звездопады в тайге погибает не мало мышей. Посмотрите, сколько каждую осень висит их на кустарниках в вилках - между стволом и веткой.

с.59.