Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

Пелих, 1972. - Пелих Г.И. Происхождение селькупов. Томск, 1972: ТГУ.

042

Сказка про лягушку (чамджи)

Была одна деревушка Пришла тяжелая болезнь, и умерли все. В этой деревушке только одна хитрая девка (надек) осталась. Что-то она знала, какое-то колдовство. Охотница была.

Надоело ей одной жить, решила она пойти куда-то. Шла и на пути увидала гнилой пень. Ударила она гнилой пень и оттуда выскочила лягушка и говорит: "Зачем ты мой дом бьешь?". Стала ее к себе в избу приглашать. Девка пошла к лягушке. Сготовили ужин. Лягушка залезла на трубу, насрала на плиту - это не вкусно. А девка хорошо сготовила. Они поели. Лягушка говорит: "Завтра мы пойдем женихов искать. Там в деревне есть два брата, пойдем к ним сватать". Смех какой! Сами пришли сватать. "Один твой будет, другой мой". У девки была хорошая шаль и подволоки. Лягушка решила все это украсть. Иначе ей придется идти жениться в сломанном корыте.

Девка схватилась утром - у ней ничего нет. Она хитрая была. Она вышла на улицу и кричит своим подволокам: "Одну ногу сюда дергайте, другую - туда, а если не вернется, то разорвите".

Лягушка испугалась, вернулась и говорит: "Я взяла твои подволоки показаться и в одном месте меня задергало и чуть не разорвало".

Они позавтракали и пошли к женихам, а те поят лошадей у проруби. Лягушка говорит: "С шелковым поводком будет мой, а с кожаной вязкой - твой".

Девка говорит: "Ты молчи, а то я добью тебя в твоем корыте". (Та в корыте ехала). Лягушка сразу ушла в квартиру к мужикам. Вернулась и говорит: "Нас сегодня будут сватать".

И вот они сошлись, сыграли свадьбу, стали жить. Лягушка начала серчать на девку, так девку лучше любят, чем лягушку. Думает, чем же ее извести? Говорит: "Я тебе в голове поищу". Девка дала, а та воткнула ей в ухо проволоку, и девка умерла. Мужья пришли, схоронили. (Ничего не было заметно). А у ней было на руке кольцо. С ним и схоронили.

Была у нее хитрая собака. Собака вырыла, съела (тут я забыла) и оживила ее.

Девка сказала: "Раз такое дело, я домой не пойду". Она взяла, перебросила кольцо с руки на руку и сказала: "Пусть здесь будет дворец. И чтобы все в нем было". У нее уже парнишка родился. Пришел муж, она все ему рассказала. Говорит: "Пока не уберете лягушку, я к "вам не пойду".

Лягушку взяли, завязали коням под хвост, разорвали пополам и сожгли.

с.348

Ее голова стала на болоте кочкой, а комары вышли из ее дыму.

(Записано летом 1959 г. со слов Чечергиной Федосьи Прокопьевны

из юрт Лымбель-Карамо).

***

043

Кенга-сыр, Кенга-кат (Богатырь на Кенге)

Родился здесь младенец царя и богатыря, и богатырем он должен был быть на Кенге.

Потом настал такой период морозной зимы, что охотники не могут никакого зверя добыть. К этому младенцу народ пришел и просил мать: "Разбуди своего сына, пошли на охоту - добыть лосей". Мать разбудила и сказала народу: "Берите десять нарт" (убитых лосей возить).

Сына разбудила и сказала: "Вон там лиственница "кеуду" - на ней висят твои лыжи из выдреных шкур и лук со стрелой".

Он взял, пошел с охотниками. Нашел следы. Пересчитал - 11 лосят. Подкрадываться стали - шум поднялся. Побежали (лосята) цепочкой. Он стрелил и десять штук убил, насквозь пробил одной стрелой. Одиннадцатый отскочил, тогуш оказался (теленок, пежек годовой).

Тогуш оказался не из двойнишников, а третий. У него грудь  совсем острая, и он ходко бегает.

Охотникам сказал: "Обдирайте, а я этого убью. Никуда он от меня не денется: в небеса не улетит, в землю не скроется". Погнал тогуша. Выскочили они на чистое болото. Глядит - исчез тогуш. Вместо него увидел, как ворон летит на большом расстоянии. А сзади над головой - как птичка трещит. Оглянулся - нет никого, и ворон исчез.

Летит навстречу филин. Говорит: "Давай в бега сбегаем". Побежал. Малый побежал тоже. Оглянулся - за ушами  птичка пищит. Оглянулся - никого нет и филина нет.

Встретился ястреб, говорит: "Давай со мной сбегаем". Побежали. Очнулся - нет нигде ястреба. Он один среди болота. Под вечер уже. Так выяснило. (Это ясный бог - кальмин-ноп). Он оделся в доху (куря-гоп), в шкуру. "Я, - говорит, - застыну". Поглядел кругом - свою Кенги вершину не видно. В другой стороне видать остров. Подошел. Слышит - то ли дятел стучит, то ли дрова рубят.

Подошел: одна девица дрова рубит. Вторая помогает. С девицей там широкий топор. Полну нарту дров нагрузили. Он из-под кедры подкрался., посох между копыльев воткнул. Она дергает - нарта как вкопана. Он засмеялся.

с.349

А это не тогуш, а она, девка, была. Специально она так делала, так как за ней приехали свататься низовские обские. (токл чуеш чамжел чужелдерк). Тоже богатыри приехали. Это те, что едят ящериц, змей. Она не хочет. В день ее рождения летели два лебедя, уронили молитвенную книжицу с золотой коркой. В один день она родилась с богатырем Кенгат-тю

 (огонь).

 Это в книжечку было записано.

Она сама превратилась в тогуша, потом в филина и ястреба. Специально к себе увела, чтобы вместе с ним убежать. Они оба отправились к ней. Она дрова потащила, на Обь выкатила.

Там город большой (Кунгат кашк амненда).

 (Кунг - туман стоит).

 В этот город они пришли. В избе - все пьяные.

Он зашел, там все в кольчугах, в панцирях, а он в дохе. Он прижался к косяку в дверях, как обиженный. Сам пришел в руки. Ему говорят: "Давай проходи, гостем будешь. Или ругаться пришел?". Он пришел, куда денешься. Настала ночь. Он возле порога лег. Вдруг на ногу кто-то больно наступил. Соскочил, вышел. А там девка уже вещи в нарту нагрузила. Говорит: "Давай бежать".

Убегать стали. Уже дело к весне. Вышли на одно болото. "Давайте зайдем на остров". Девка взяла с собой подругу. Летят два журавля. Девки заспорили: самец передний или задний?" Чуть не до драки. Он говорит: "Не ссорьтесь, я сейчас узнаю". Он выстрелил стрелой, оба журавля оказались на стреле и упали.

Пришли на остров, журавлей отеребили и варят. А журавль из котла выскочит, на кромку встанет и кричит: "Курлы".  А это богатыри журавлей послали - определить, где они.

Те богатыри подкрались. Бой начался. Девка говорит: "Давай, ты без кольчуги, .простой. Никуда не ходи. Мы сами воевать будем". Воевать начали саблями, пиками. Всех перебили, а про жениха и забыли. Ищут - нигде нет. А его из стрелы подстрелили. Стрела через бок вышла. Он нырнул в озеро и вынырнул из-под лопуха. Дышит. Они плачут, ищут, головы мертвых поднимают. Ищут, плачут. Он засмеялся. Он вышел: "Напугались?" - "Ты же ранен?". Девки взяли за разные концы стрелы, пополам раздернули, рану быстро залечили и дальше двинулись.

За -ними еще сильнее погоню послали. Их опять догоняют. Догнали второй раз... Сделали девки возле... воздушный шар, его посадили. Он на нитке висит вверху. А девки в кольчугах опять всех перебили.

Едут домой. К старушке матери... прибегут и говорят: "Здорово, амба?". Когда сын пришел и поздоровался, она не поверила (плохо видела). Говорит: "Меня не обманешь".

с.350

Он говорит: "Подави титьку, молоко вышло". Она поверила, что сын. Рассказал, где был.

Две девки в избу зашли. Она на них заругалась. Берет бич с 12 концами и давай лупить, чтобы хитрую шкуру содрать. Шкуры полопались, и они стали жить.

(Записано летом 1960 г. со слов Соиспаева Александра Гавриловича

в пос. Нельмач)

***

044

У матери и у отца было две дочери. Отец помер. Вдруг волховка сватает дочь за своего сына, а мать не отдает. Мать заболела и умерла. Когда умирала, оставила старшей гребень, а второй - колечко. - "Это, - говорит, - вам будет спасенье". Наказала, что делать.

Они кинулись бежать. Гребень надо почавкать и бросить. Сделалась гора, шиповник - не пройти. Опять бегут. Видят - речка, избушка. Там тоже живет хитрая старуха. Она девок перевезла. А волховку с сыном повезли на бревне. Они перевернулись и утонули. Раньше были жилы оленья. Я, помню, их пряла на пошивонку. Старушка заставила девчонок раздирать жилы и прясть. Старуха собирает их и кидает в печку.

У одной из жил телки (оленьи) выходят. Она добросовестная, а у другой - нет. Бабушка говорит: "Одна останется у меня, а другая - пойди". Они обе пошли, но так она сделала, чтобы другая вернулась. Нарту она им дала. "Как, - говорит, - увидишь, береза будет звенеть, положи, младшую сестру в нарты и вези". Она так сделала. Хватилась, никого у нее в нарте нет. Одна идет.

Видит - деревня небольшая. Взяли ее бабушка с дедушкой в дочери. Стала она жить, стали ее сватать. (А ту сестру взяла старуха, у которой они пряли). Стала сватать хитрая волховка. Золото, серебро давали бабушке. Они ее просватали.

Сколько-то жили. Она беременна была. Когда рожать, свекровь залепила ей хлебом глаза. Ребенка бросила в прорубь. Принесла ей половина человека, половина собаки. "Вот, - говорит сыну, - она носит собак". Стали ростить эту собаку.

Снова рожать стала. Залепила глаза, второй раз бросила в прорубь и положила щенка. Говорит сыну: "Веди ее в лес с собаками, что бы и духу ее не было". Он ее увез и бросил в лесу. Она едва оттуда выбралась. Идут они.

Она колечко материнское почавкала - дом сразу выстроился. Там все есть. И здесь они стали жить.

с.351

А собаки все бегают к реке и говорят: "Там два мальчика из проруби выскочат, и мы с ними играем". У нее нога болела. Она говорит: "Утащите меня к проруби, посмотрим". Ее утащили, замаскировали. Вышли два парня, такие хорошие. А она говорит: "Заманите их подальше играть". А сама спустилась в прорубь. Там у нее нога поправилась. Она вышла и сыновей забрала. Один на отца похожий. Они ей все рассказали. Теперь живут они все вместе.

Одно время сидят они. Вдруг едет муж, наконец. Видит дом, а он дверей найти не может. Она вышла и ему все рассказала. Он стал просить прощенья. Она говорит: "Не приму тебя". Он говорит: "Я мать свою угроблю при твоих глазах". Он мать привязал за ноги к двум коням, ее разорвало. Сейчас кочка на болоте - это голова ее.

(Записано летом 1960 г. со слов Карелиной Дарьи Григорьевны,

в пос. Каргасок)

***

045

Жил Иван-царевич. Мать у него слепая была. Шел раз он по дороге, свернул в лес и заблудился. Не знает, куда идти. Вдруг навстречу ему попался зверь-. Зверь как заревет по-своему: "А-А-А...!". Разевает пасть, хочет его съесть. Царевич  говорит ему ласково: "Не ешь меня, лучше выведи из леса. Зверь вывел его на деревню, а сам заревел: "А-А-А...!!!", т. е. иду в лес. Иван повернулся, чтобы посмотреть, что за зверь умный, а тот уже исчез.

Пришел Иван домой, спрашивает у матери. Рассказал все как было, как его зверь вывел лесной. Мать говорит:

"Раньше жили старики старинные, они этого зверя обучали. Зверь лесной того, кто его ругает, съест, а кто не ругает, того он выводит... Он знает все, что ты думаешь. Если бы ты пошел на него охотиться, то он бы тебя съел. Старики его этому обучили. Старики умерло, а он ходит".

Иван опять пошел по дороге. Навстречу старик с собакой идет. Иван спрашивает, куда он идет? Старик говорит: "Собака у меня кусок мяса съела, хочу давить ее". - "Не дави, - говорит Иван, - лучше мне ее продай за 5 рублей".

Старик продал. Привел Иван се к себе домой, стали жить втроем.

Иван опять идет по дороге. Встретил старика, который кошку идет убивать. (Кошка у него крынку молока выпила). Купил Иван у старика кошку. Кошка мурлычит. "Это значит: "Спасибо, что выручил. Где-то мой товарищ - собака?" Царевич говорит, что собака у него дома. Дома кошка вскочила на стол, смотрит .в зеркало, умывается.

с.352

Иван ночки две ночевал дома и опять пошел по дороге.

Видит: народ стоит, бревна ворочает. Иван спрашивает:

- Зачем бревна ворочаете?

- Змей Огненный под бревна залез, убить его хочем.

- Продайте мне его за 3 рубля.

Люди согласились. Иван кричит тогда:

- Вылезай, Змей Огненный!

Змей выскочил, взлетел Ивану на плечо и говорит:

- Я тебе пригожусь.

Дома змей под кровать уполз.

Светать начинает, Иван вскочил умываться, а змей говорит ему:

- За чистыми морями, за чистыми полями стоит пень, там семья моя живет. Пойдем туда. За то, что спас меня, золота дам.

Пошли. Долго шли, дошли до пустого пня. Змей туда спрыгнул, дыру расширил и говорят:

- Входи, не боись. Я сказал, чтобы они тебя не трогали. Проси 3 куля серебра у моих отца и матери.

Царевич вошел, смотрит - там все разукрашено, золото и серебро где попало блестит. Змей говорит:

- Этот молодец выручил меня от смерти. Что ему дадите?

Царевич говорит:

- Дайте мне ручное кольцо волшебное.

Родителя запротивились, а змей говорит:

- Дайте.

Кольцо отдали и говорят:

- Если кольцо упадет, то выйдут 12 молодцов. Ты, смотри, ничего им не говори первый.

Вышел царевич через ворота, оглянулся: ворот уже нет, все травой заросло. Змей говорит:

- Видишь, вон крыша твоего дома. Иди прямо на него.

Пошел царевич. Немного не дошел до дома, кольцо упало. 12 молодцов сразу появились, спрашивают:

- Что нужно, хозяин?

- Ничего.

Потом подумал и вспомнил, что за морями, за горами есть царь, у него дочь прекрасная. Бросил кольцо на землю. Явилось 12 богатырей.

- Что прикажешь, хозяин?

- Приведите ко мне дочь царя. Постройте пятистенный дом, разукрасьте, чтобы царю не стыдно было смотреть. Лег спать. Утром проснулся: дом построен, красавица около него спит. Испугался Иван, забыл, что вечером было. Помолился богу, изучился. Мать проснулась, удивляется. Богу помолилась, спрашивает сына. Сын объяснил.

с. 353

Стали жить-поживать и добра наживать

На другой день Иван кольцо потерял. Это его невеста украла Иван не знает, где кольцо искать. Сидит, думает. Подходит кошка, спрашивает:

- Что у тебя случилось?

Иван объяснил. Кошка говорит.

- Найду кольцо.

Невеста кольцо на груди спрятала. Кошка подошла к невесте, ласкаться стала. Невеста гладила, ее гладила и заснула. Кошка схватила кольцо, принесла кольцо Ивану Царевич бросил кольцо. Сразу 12 молодцов явились и спрашивают:

- Что надо хозяин?

- Нужно построить мост до царя, чтобы хозяйство царя узнать, о дочери сказать

Утром мост был готов. Иван говорит невесте:

- Пошли к твоему отцу по мосту.

Снарядились. Кошка и собака с ними пошли. Шли, шли -  озеро на пути стоит. Кольцо скатилось с руки и упало в озеро. Собака спрашивает:

- Что, хозяин, задумался?

- Полкан, я кольцо потерял.

Полкан в воду прыгнул, достал кольцо и отдал его Ивану.

Наконец, дошли они до царя. Царь обрадовался. Обрадовался, что дочь нашлась. Посадил царевича на первый престол. Царевич рассказал, как он дочь украл. Сказал, что прилетел по воздуху и украл дочь. А что у него есть кольцо, не сказал.

Стали пировать, стали свадьбу справлять. Люди говорят:

- Вы живите добром, не деритесь. Царь старый с бабой, вдруг умрут - царство тебе достанется.

Вскоре царь умер, за ним его баба.

Царевич сделал гроб, похоронили стариков, и сделался царем Живет без нужды.

(Записано летом 1959 г. со слов Кайдалова Федора Осиповича

в Напасе)

***

045

Умный мальчик

Жил-был крестьянин, охотился. Раньше луками стреляли. Сделал он себе лучок и каждое утро ходит на охоту, белку убьет, рябчика, каждое утро ходит.

с.354

В одно прекрасное время его баба забрюхатила. Мужики уходят на охоту, а бабы каждый вечер собираются, толкуют обо всем, мужиков судят. Вдруг в животе у бабы человечьим голосом замолвил ребенок. Женщина заволновалась. Тридцать лет живет - такого чуда не видала. Ребенок говорит: "Мужиков судите, а сами туда же смотрите". Ребенок говорит: "Как рожусь я, так задавлю тебя".

Хозяин приходит с охоты, а хозяйка говорит ему: "Если я рожу ребенка, то задавлю его". Вдруг появляется старый человек и говорит: "Если убьешь ребенка, то прощения тебе не будет. Лучше заверни его в солому и положи посреди улицы".

Хозяйка так и сделала Оставила ребенка на улице. Ребенок плачет, орет.

Там жили старик со старухой. Старуха услыхала, взяла ребенка, пришла к хозяину и говорит: "Видно бог выкинул нам ребенка. Вырастим до старости".

Скоро сказка сказывается, скоро часы двигаются. Ребенок уже скоро бегает, помогает старикам, травы принесет, чай организует. Стал пацан играть с ребятишками в чику. Говорит ребятам, если кто чику украдет, то сечь того будет. Ребята назвали его царем Соломоном.

Раз один хромой Мекешка украл монету. Он говорит: "Двадцать раз стегните". Поймали Мекешку, отстегали. Мекешка побежал к родителям жаловаться А родители говорят: "Зачем брал? Это тебе первая наука".

Весть о нем (умном мальчике) пришла в город. Там все узнали. В городе дивятся и наказывают привести его в город.

Ребенок пошел в город. Видит - по дороге бабушка идет, мешочек держит. По миру она ходила, видать. В чашку муку насыпала, а вихорь налетел и муку рассыпал. Идет бабушка, горюет. Парень спрашивает ее, о чем она горюет. Она рассказала, а он говорит. "Пойдем к царю, он денег за это даст".

Пришли они в город. Старуха зашла к царю, а парень остался на улице. Слушает. Царь спрашивает ее, зачем пришла. Бабушка рассказала. Царь говорит. "Старая стала, а ума нет. Как я могу приказывать?".

"Вот стоит пень, там сколько ему ни говори, он так пнем и останется. Кто тебя научил?".

"Один молодой юноша".

"Позови его сюда".

Позвали. Спрашивает царь, почему люди на него обижаются?

Парень говорит:

с. 355

"В каком часу ваши корабли прибыли?" Царь сказал: "Так вот, ваши корабли шли, а им ветер попутный был, бабушке ветер попутный был, он муку и сдул. Плати бабушке два куля муки". Царь подумал и согласился. Говорит: "Давайте бабушке два куля муки, чтобы она не ходила, не просила".

Царя с престола сняли и на его место поставили царя Соломона. Бабушке два куля муки отвезли, она лепешки печет и горя не знает. Царь Соломон сидит, пишет и всех работать заставляет. Рассказывают: один старик слепой идет, споткнулся и колено зашиб. Царь Соломон приказал пути расчистить и старику дал на хлеб.

(Записано летом 1959 г. со слов Кайдалова Федора Осиповича

в Напасе)

***

047

Жил-был крестьянин-купец, посеял пашню, 10 лет не смотрел, что там есть. Было у него 3 сына, два умных, а третий - дурак. Пошел отец смотреть, что там произошло. Видит - поле потоптано. Пришел и говорит старшему сыну: "Пойдешь завтра сторожить поле". Старший сын пошел, лег в кустарнике. Ночь прекрасная, спать хочется. Стал на небушке звездочки считать и уснул. Прибежали 30 коней и Конек-Горбунок, все потоптали. К свету кони убежали. Утром парень встал и пошел домой.

Отец на второй день среднего сына посылает сторожить. Средний сын (тоже заснул. Все поле снова было потоптано. Откуда кони приходят - неизвестно) стал звезды считать. До 20 недосчитает, опять начинает. Лучше, говорит, песню запою. Стал песню петь: "Ай, да ну! Ай, да ну!" Кони пришли около него валяются, а он не чует. Пришел утром домой, отец спрашивает: "Что видел?". - "Ничего не видел".

Говорит дураку Ивану: "Иди". А тот говорит: "Ботинки пропали, а в лесу комары". Отец дал ему новые сапоги, одежду дал и послал. Спросил у отца еще веревку сажен в 20. Говорит: "Поймаю коня, домой не жди. Уеду к царю Соломону, к красавице". Пришел к полю. На конце веревки петлю сделал, сам себя другим концом завязал и в кустарнике лег.

Ночь опять прекрасная. Братья сколько звездочек считали, Проспали. Иван-дурак лежал, не спал. Примчались к утру тридцать лошадей, среди них один Конек-Горбунок. Конек-Горбунок подходит все ближе и ближе к петли. У Ивана даже руки задрожали.

с.356

Конек-Горбунок наступил в петлю, и Иван поймал его. Тогда Конек-Горбунок молвил человечьим голосом: "Сейчас полетим к царю Соломону" Ваня Конька-Горбунка обуздал, крепко сел и полетел. Ванюша крепко, крепко за гриву держался.

Недели прошли, месяцы стал считать - все летят. За горами чистое поле, долетели до синего моря. Конек-Горбунок говорит: "Я пойду край синего моря, чтобы найти богатырское сено, поесть, богатырскую воду попить, чтобы через синее море перелететь". Шел, шел. нашел кадку воды. "Не то, - говорит, - нельзя эту воду пить, здесь слабая вода стоит". Потом дальше идет. Опять та же история. Потом дальше... видит - скот ходит, в копыте вода стоит. Хотел напиться, а какой-то голос говорит: "Не пей, а то дальше не пойдешь". Пошел дальше: Видит - стоит кадка с водой. Некто говорит: "Пей". Пил, пил, почувствовал столько сил, что мог землю дважды облететь. Пошел дальше, смотрит - трава стоит. Некто говорит: "Не ешь, а то слаб будешь". Пошел дальше, видит - стоит трава. Некто говорит: "Ешь". Пошел назад, нашел Ваню на месте.

Ванюша сел на Конька-Горбунка и полетел. Днями не стал считать, стал месяцами считать. Через год прилетели. Окунь говорит: "Многие богатыри хотели войной сюда идти, но не могли перелететь, а я их поедал".

Иван пошел, Конька-Горбунка ведет. Навстречу идет цыганенок и спрашивает, сколько стоит конек. Иван говорит: "100 рублей". Цыган дал сто рублей. Иван зашел в кабак, взял литр вина, выпил. Вышел - нет ни денег, ни вина, ни коня.

Навстречу идет царь и говорит: "Иди ко мне конюхом, хвартеру дам". (Царь выгнал старых конюхов).

Царь дал Ивану горницу, стал Иван работать конюхом. Работает, а сам думает: "Две недели работаю, ухаживаю за конями, а кони не поправляются. Дай, свистну Конька-Горбунка". Пока хозяин с бабой в обнимку спал, Конек-Горбунок прилетел и спрашивает: "Что случилось?". Ванюша рассказал свое горе. Конек-Горбунок сказал: "Иди спать, не печалься". Ваня встал, после сна, смотрит - кони стали сытые, ножик положить - покатится.

Царь пришел проверить: "Ну как, Ваня!".

"Посмотри, только рот не открывай, а то затопчут". Царь проверил, как работает конюх, пришел, своей бабе рассказывает: "Хорош конюх, нужно дочь женить".

На второй день дочь окошко отворила и посмотрела на солнце. Солнцу стыдно стало, три дня не выходило, темно было.

с.357

Царь пришел к Ивану и говорит: "Дам тебе задание, выполнишь - дам красавицу в жены, не выполнишь - голову с плеч сниму. Ответь мне, почему солнце три дня не светит?".

Иван позвал Конька-Горбунка. Тот ему рассказал, как и что отвечать царю.

Утром царь идет, в руках саблю держит и спрашивает у Ивана ответ. А тот и объясняет царю, что его дочь на солнце посмотрела и солнцу стыдно стало, что твоя дочь красивее его.

Тогда второй наказ царь дал Ивану:

"Сшей моей дочери ботинки, сшей платье, но без всякого нитья. Сшей такое платье, с такими цветами, чтобы все птицы прилетали".

Утром вызвал Иван Конька-Горбунка. Конек-Горбунок говорит:  "Ложись спать, все будет готово". Иван лег спать, проснулся - красавице платье...? На улице всякие птички летают, зарятся на платье Царь приходит. "Молодец Ваня!" -  говорит.

Третий наказ царя был такой: "До завтрашнего утра придумай что-нибудь, - соври. Не соврешь - саблей голову отсеку". Утром Иван говорит: "Весь твой город горит". Царь весь город объехал - нигде огня нет. Царь говорит: "Весь зад протер. Теперь только лежать, ни сидеть, ни стоять".

Назавтра будет пир. Иван будет жениться на царевне. Царь повел Ивана во дворец. Иван говорит: "Деваха маленько, на минуточку, пусть обождет, я переменюсь". Вышел Иван в поле, свистнул Конька-Горбунка. Прилетел Конек-Горбунок и говорит: "Залейся на правую уху - вымойся чисто. Залейся на левую - вся одежда лежит".

Иван вымылся, одежду надел, привел себя в порядок и пошел к царю. Царь не узнал его. - "Откуда, - говорит, - ты, такой молодец". Иван ответил, что три года работал у него, а теперь пир будет. Вот он и оделся.

На стол все наставили. Иван сидит с молодой, любуется. Царь пошел за стариками. Потом принес гармонь, поставил на табуретку и принес петуха. Говорит царь: "Ну-ка, гармонь, играй. Гармонь тронулась, стала играть. Петух подпевает.

Старики петуху шею свернули, гармонь под порог бросили. Пьянство началось.

Старик со старухой кончались, Ивану все царство досталось.

(Записано летом 1959 г. со слов Кайдалова Федора Осиповича

в Напасе)

с.358

***

048

Бедный охотник

Один был бедный охотник раньше. Несколько раз ходил на охоту и помалу убивал, по пяти-семи белок, не больше В одно прекрасное время долго он жил в тайге и отправился домой.

Солнце на закат шло и скоро темно стало. Расклал он костер, чай организовал, сидит. На ногах у него колицы, ружье-одностволок, собака немудрая. Думает: "Что это такое? Люди много добывают, а я мало". Вдруг видит - идет лесной человек. На лбу у него один глаз. Лесной человек спрашивает. "Можно с тобой ночевать?" Охотник боится, а тот говорит: "Не боись. Я такой же человек".

У лесного человека полон мешок шкурок. Лесной человек говорит: "Расклади костер поболе".

Лесной хозяин лег спать посредине огня, а охотник думает: "Как бы белок спереть". Тогда охотник свои голицы сжег, ружье сжег, взял ружье и белок лесного хозяина и помаленьку пошел. Шел, шел, оглянулся назад, видит - собака догоняет. Впереди в полуторых шагах кедра пустая стоит. Спрятался он в кедр, снял шкурки и стрельнул в собаку. Собака пропала. (Это была нечистая сила). А хозяин лесной все спит.

Охотник домой пришел. Баба рада. 30 лет он добывал, столько не взял. Это, говорит, бог дал. Пошел в магазин, сдал шкурки, на много денег сдал. Всего накупили. Стали жить.

(Записано летом 1959 г. со слов Клайдалова Федора Осиповича

в Напасе)

с.359