Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

Березницкий, 1999. - Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999. 208 с.

Березницкий

с.18.

Орочи рассказывают распространенный у многих народов Приамурья и Сахалина миф о существовании в прежние времена на небе нескольких солнц.

01

Текст № 1

* Рассказ Н. Д. Акунки, 1989 г.

Опубл.: Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999, с.18.

Раньше у орочей было три солнца. Люди и звери умирали. Тогда метеориты убили из самострела одно солнце. Но все равно было жарко. Тогда метеориты убили второе солнце и оставили всего одно солнце. Когда было три солнца, было так жарко, что даже камни кипели, и теперь они пупырчатые. Лесов не было. Вода была или нет - неизвестно. Этого мы не знаем* .

с.20-21:

Представления орочей о загробном подземном мире можно проиллюстрировать следующим мифом.

\происх. смерти\

02

Текст № 2

Опубл.: Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999, с.20-21.

Прежде, когда людей (орочей) на земле было немного, никто из них не помирал, люди были большого роста и никогда не хворали. Только впоследствии появилась смерть. Первый смертный случай был таков. Молодой ороч, сын одного шамана, полез на утес доставать яйца одной морской утки, утес был большой и почти гладкий. Набрал яиц и хотел уже слезать, но тут оступился, упал на камни и разбился. Шаман-отец начал роптать, что его лишь сын умер, а другие никто не умирает. Долго шаман шаманил, наконец пошел куда-то в горы, вырыл там где-то глубокую яму и сказал: пусть эта яма будет дорогой в Бунни Боа, т. е. в рай, куда все люди должны идти рано ли поздно ли. Бунни Боа есть подземный мир, где есть земля, тайга, солнце и вода и где человек может без трудов иметь все то, чего старался иметь на земле. Попавшие в Бунни люди живут там долго-долго, затем умирают и, как дым, поднимаются опять на землю. В подземном мире, кроме Бунни Боа, еще Окки Боа (ад), куда переходят после смерти нехорошие люди. В Окки Боа всегда бывает темно, холодно, и человек там с большим трудом достает себе необходимое. Путь с земли в подземный мир очень извилистый и сбивчивый. Только хорошие, богатые и благочестивые орочи могут находить дорогу в Бунни, худые же, как ни бьются, все же попадают в Окки. После смерти тело человека остается на земле неподвижным, а тень его (мiя) продолжает быть живой, и вот эта-то тень и переходит, смотря по достоинству, или в Бунни, или в Окки*.

____________________

* [Маргаритов, 1888, с. 29]. Ср. у удэгейцев: было время, когда люди не умирали, а превращались в деревья: женщины - в березы, мужчины - в тополя [Подмаскин, 1991, с. 120].

с.33:

Дух-хозяин земли На эзэни

\Правила поведения по отношению к духам-хозяевам земли\

03

Текст № 3

*2 Рассказ М. Т. Акунка, 1989 г.

Опубл.: Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999, с.33.

Однажды мать с отцом пошли на охоту. Пришли. Смотрят - ничего нет. Поставили мордушку - рыбы нет. Зверя нет. Думают - почему так? Рыбы нет, зверя нет, рябчиков нет. Раньше в этих местах много было ягоды и медведей, сейчас нет. Вечером отец пошел на охоту, а мать легла спать, еду в чумашке за палаткой оставила. Ночью за палаткой какой-то шум - кто-то ходит. Потом все стихло. Уснула. Приснился сон - старик со старухой - белые-белые. Спрашивают "Вы что, в первый раз на охоту пришли? Почему нас не угощаете? Если нас не угостите, то умрете с голоду". Утром отец пришел с ночной охоты, ничего не убил, мать ему рассказала сон. Он сделал чоктори*1, т. е. угощение духам - кусочки мяса, хлеба, спички, табак, и после этого им каждый раз была удача на промысле. Те старик и старуха были На эзэни*2.

_____________

*1Чоктори, чэктэри - ульч. - брызгать, кропить с пальцев вино или кровь животного в жертву духам. Орочское название - чэутчи [Сравнительный словарь..., т. 2, с. 387].

*2 Рассказ М. Т. Акунка, 1989 г.

Существует предание о том, как Пузя наказал обидевшего его человека и как орочи стали после этого приносить ему кровавые жертвы.

Похожую историю, рассказанную нам сахалинскими ороками, см. в Приложении 1, текст 14.

с.38-39

04

Текст № 5

*2 Сообщение Н. Д. Акунки, 1989 г. Похожую историю, рассказанную нам сахалинскими ороками, см. в Приложении 1, текст 14.

Опубл.: Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999, с.38-39.

Один охотник охотился на реке Гур*1. У него была избушка. А такой был у орочей закон - перед охотой помолиться Пузе. А он не стал, и не было ему добычи. Никого не мог убить. Рассердился, решил утром завтра уходить домой. Встал, кашу сварил в хотюха - кастрюле железной китайской. Собрал вещи. Дал каши Пузе и [от злости] стал ножом колоть костер. Запряг собаку и быстро поехал домой Шел целый день - не обедал, не ужинал, ночью ехал тоже. Пришел домой. Прожил несколько дней и заболел. У него была жена, мать. Мать говорит: "Нужно шамана пригласить". Шаман пришел. Пошаманил. И спрашивает мать у шамана: "Что с сыном?" Шаман говорит: "Он в тайге колол ножом Пузю и сильно ранил. Пузя обиделся. Погнался за охотником, но возле перевала [под названием] Ада отстал". Жена удивилась. Шаман ушел. Жена спрашивает у него: "Ты так делал?" - "Да, делал". - "Вот тебя Пузя и наказал". Жена на другой день опять пошла к шаману. Позвала его. Он пришел, пошаманил и сказал: "Надо делать из травы или веток елки сэвэ в виде собаки, и чтобы два человека сидели на этой собаке". Но охотник болел - делать не мог. Шаман сказал жене - она сделала. Шаман сидит рядом с охотником. Шаманил, шаманил и сказал жене выбросить сэвэ. Она выбросила. Шаман попил чаю и ушел домой. На другой день он ждет, как пойдут дела у охотника. А охотник утром встал, ему легче стало. На другой день еще легче. Жена пошла к шаману и сказала, что охотнику легче. Шаман говорит: "Пусть едет к своей охотничьей избушке, помолится Пузе и убьет свою собаку". Жена передала слова шамана охотнику. Охотник так и сделал. Приехал, кашу сварил. Помолился. Убил собаку и поехал домой. Выздоровел окончательно. Вот какую силу имеет наш Пузя. Все*2.

________________

*1 Прежнее название Хунгари.

*2 Сообщение Н. Д. Акунки, 1989 г. Похожую историю, рассказанную нам сахалинскими сроками, см. в Приложении 1, текст 14.

с.39-40:

Молодой эвенкийский охотник поведал нам о том, как он начал верить в помощь духов.

05

Текст № 6

*1 Сообщение Е. В. Соловьева (род. 1962), 1991 г.

Опубл.: Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999, с.40.

Раньше охотился хорошо, затем в 1989 году перешли на другую речку. Нет охоты, нет зверя, нет птиц. Что такое? Написал письмо жене, чтобы прислала вина, и послал с попутным охотником в деревню. Письмо прочитала также и мать и написала ответ. Я ответ прочитал. Потом вылил немного вина в костер и сказал: "Боха, шипдуве си ме окал тектурве", что означает: “Боха, вот тебе угощение, дай мне удачи и не обижайся на меня". Затем подвязал на деревья несколько разноцветных тряпочек, которые тоже прислала мать. С тех пор удача не покидает меня на промысле. Боха - это душа огня. Добрый дух. Это не женщина и не мужчина, а душа огня, хозяин огня*1.

_______________

*1 Сообщение Е. В. Соловьева (род. 1962), 1991 г. Боха = Буа 'небесный дух'?

с.44:

Огромное змееподобное существо симу, которое обитает в болотах, может проглотить человека и даже крупного зверя - лося, например. Орочи никогда не видели симу, но часто находили в болотах и топких местах его след - глубокую канаву с гладкими краями, слышали его рев и предсмертные крики животных*1. Негидальцы также верят в существование подобного существа.

06

Текст № 8

*2 Рассказ негидальца В. С. Семенова, 1991 г.

Опубл.: Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999, с.44.

Живет на Чукчагарском озере (в районе реки Амгуни) страшное чудовище - злой дух Химму. Внешним видом он напоминает ящерицу, размерами - большую лодку. Живет Химму в глубине озера. Однажды Химму проглотил двоих детей одного негидальца. Отец решил ему отомстить. Сделал он это так: содрал большой кусок бересты, свернул его в трубку и бросил в воду. Химму, думая, что это человек, проглотил бересту. Легкая кора не дала ему возможности нырнуть в глубину, и охотнику удалось его убить*2.

________________

*1 Куфтин, Архив МАЭ РАН. Ф. 12. Оп. 1. № 49. Л. 31.

 *2 Рассказ негидальца В. С. Семенова, 1991 г.

с.46:

Имеются также отдельные представления о людоедах, записаны соответствующие тексты (см. Приложение 1, текст 19, а также нижеследующий текст*1).

07

Текст № 9

Записан от шамана Купсы Акунки.

Куфтин Б. А. Архив МАЭ РАН. Ф. 12. Оп. 1. № 48. Л. 40-42.

Опубл.: Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999, с.46. (орочский текст - там же)

Об одном старике-черте рассказ.

Сначала старик-тигр родился.

Тогда один мужчина-медведь

Чере*2 в море родил.

Тогда одна женщина " Тайфу"*3

в море родила.

Сначала эта женщина-тигрица

семь сыновей родила.

Тогда эта женщина семь мальчиков нашла.

Тогда эта большая "Тайфунда" родила.

Черт старик.

Медведь черт*4 старик.

Этот рассказ начал хозяин.

Тогда рассказывает начало.

Тогда этот старик нерпу бил.

За рыбой охотился.

Жил, жил, одного медведя убил.

У тигра одного лося убил.

Соболя бил, выдру бил.

Тигра убил.

Тогда этот старик утку убил.

Много людей убил, семь человек убил.

Человечье мясо съел.

Этот старик - людоед-черт.

Тогда человеческие кости сюда положил.

Медвежьи кости сюда положил.

Лося кости сюда положил.

Я от моего отца маленький рассказ.

________________

*1 Куфтин Б. А. Архив МАЭ РАН. Ф. 12. Оп. 1. № 48. Л. 40-42. Записан от шамана Купсы Акунки.

*2 Чере - женские существа, живущие в море. (Примеч. Б. А. Куфтина.)

*3 Тайфу намуте - глубь морская, где рыба родится. Тайфунде мамача - старуха-хозяйка этого места. (Примеч. Б. А. Куфтина.)

*4 Доонта амба - медвежий черт. (Примеч. Б. А. Куфтина.)

с.49-53.

Кадзяму

У многих (если не у всех) лесных народов бытуют представления о некоем антропоморфном создании, обычно большого роста, покрытом шерстью, которое живет в лесу, пещерах, ущельях, помогает охотникам на промысле и иногда вступает с людьми в половую связь*1. В похожее таежное существо - Кадзяму (ср. када 'скала') верят и орочи*2.

Роста Кадзяму огромного, примерно 3-5 м, голова острая, клинообразная, на руках два или три пальца, ноги кривые в коленях, заканчиваются копытами, похожими на лосиные*3 (см. рис. 38- 39). Однако некоторые орочи считают, что ступни ног Кадзяму такие же, как и у человека, только гораздо больше*4 (см. рис. 40). Кожа на лице черная, тело покрыто густой черной или буро-рыжей шерстью, которая вымазана смолой хвойных деревьев (может быть, это не собственная шерсть Кадзяму, а одежда из лосиных шкур). Это существо питается древесной корой, смолой, мясом, рыбой и т. п. Орочи и ороки Сахалина сходятся в том, что Кадзяму похож на человека - лесного жителя, таежного охотника. Кадзяму могут увидеть в тайге не только шаманы, но и простые люди (иногда и

__________________

*1 Примеры можно почерпнуть в мифологии самых различных народов [Мифологический словарь, 1991].

*2 Имя Кадзяму употребляют орочи и удэгейцы; нанайцы, ульчи и негидальцы называют такое существо Колгама, ороки южного Сахалина - Колдями, ороки северного Сахалина - Онгена.

*3 L'iтыс - леший у кетов - лохмат, как медведь, а следы кладет оленьи [Анучин, 1914, с. б].

*4 Сообщение Н. Д. Акунки, 1989 г.

с.50:

сегодня). Возможно, в тайге обитает целое племя кадзяму [Аврорин, Лебедева, 1978, с.193].

Говорить о Кадзяму можно только днем; вечером и ночью нельзя - иначе может случиться что-нибудь плохое. Как-то вечером мы все-таки упросили Н. Д. Акунку рассказать нам о Кадзяму. После беседы резко испортилась погода: небо вдруг сплошь затянулось низкими тучами, сильно похолодало. Наш информант расценил это как месть со стороны Кадзяму и очень раскаивался в том, что нарушил запрет.

Живет Кадзяму, как правило, по верховьям рек в пещерах, в скалистых местах. Орочи назвали нам пещеры в скалах на прежнем месте расположения стойбища Датта и на р. Джаур - притоке р. Гур (Хунгари). В последней пещере имеется глубокий колодец, из которого идет дым или пар. Там хранится много продуктов и охотничьей добычи. Кадзяму живет семьей, имеет собак и иногда шаманит - орочи слышали звуки бубна, раздававшиеся изнутри. Кадзяму не любит, когда люди ищут его жилье и вообще приближаются к нему*1. Удэгейцы считают, что Кадзяму обитает среди скал на притоках р. Хор. Сахалинские ороки из пос. Вал, расположенного на реке с таким же названием, полагают, что пещеры орокского "Кадзяму" - Онгены находятся в верховьях их реки. Ульчи из пос. Булава думают, что их лесное существо - Калгама живет в скале Аури недалеко от поселка вниз по течению Амура.

Недалеко (в пределах 1-2 км) от пос. Уськи-Орочской расположено три места, где обитает Кадзяму. Одно из них мы нашли по схеме, начерченной для нас информантом*2. Скала соответствовала устным описаниям. По мнению жителей села - орочей, это одновременно и скала, и сам Кадзяму, и место его обитания.

__________________

*1 Сообщение Н. Д. Акунки, 1989 г.

*2 Г. Е. Акунка, 1990 г.

с.51:

Другое место находится на сопке Крутой вверх по течению р. Тумнин. Это вертикальное скальное обнажение около 4-5 м высотой, отдаленно напоминающее каменную кладку. Орочи стараются обходить его стороной, так как и сегодня с ним связывается немало таинственного. В свое время учитель Уська-Орочской школы-интерната Н. П. Сидоров, долгие годы проживший среди орочей и хорошо изучивший их духовную культуру, пытался преодолеть это, на его взгляд, суеверие: доказать, что там нет никакого существа*1. Если от того места подняться еще выше в сопки, перевалить два хребта, то можно достичь третьего места обитания Кадзяму. Это обширное (около 500 м по периметру) скальное обнажение. Причудливой формы камни покрыты разноцветным лишайником и впечатляют воображение*2. Примерно в 20 км от Уськи-Орочской вниз по р. Тумнин находится скалистое место, по-русски называемое Алексеевка (по бывшей деревне Алексеевке). Орочи же, однако, зовут его Кадзяму - здесь якобы и живет великан. Когда-то он украл охотника ороча. Охотник пропал навсегда, и больше его никто не видел*3.

Кадзяму похищает людей, обмазывает их смолой, превращает в себе подобных и оставляет жить вместе с собой. Поэтому охотники боятся его и не пускают детей одних в лес. А однажды люди рода Еминка нашли в лесу ребенка и приютили его. Они подумали, что ребенок сбежал от Кадзяму и заблудился. После этого события охота стала более удачной*4. М. П. Акунка в детстве жила с родителями недалеко от пещеры - жилища Кадзяму на р. Джаур. Если приходилось проплывать в лодке мимо этой пещеры, девочку всегда с головой укрывали шкурой или тканью,

________________

*1 Сообщение Г. Е. Акунки и А. Ф. Мулинки, 1990 г.

*2 Сообщение А. Ф. Мулинки, 1990 г.

*3 Сообщение Г. Е. Акунки, 1990 г.

*4 Сообщение К. С. Пунадинки, 1991 г.

с.52:

чтобы лесное существо не могло ее увидеть*1. Спастись от Кадзяму можно, только порезав или расцарапав свое тело до крови - лесное существо панически ее боится. Женщина может испугать его менструальной кровью*2. Охранительное действие крови при встрече с Кадзяму можно проиллюстрировать следующим текстом.

08

Текст № 10

*1 [Цинциус, 1949, с. 158-159].

Опубл.: Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999, с.52-53

(орочский текст - там же).

Давно один дом был, четыре человека - двое детей, отец, мать. Там живя, большие стали, вдвоем ловить рыбу пошли на реку; камня поверх сидя, ловили удочкой мальков. Затем удили когда, головы их темные стали [т. е. "потеряли сознание"]. Позднее поняли: в какой-то дом [их] утащил, в скалистый дом, Кагдяму в свой дом утащил. Затем, притащив,

___________________

*1 Сообщение М. П. Акунка, 1989 г.

*2 Ср. орокский рассказ о спасении от злого духа дептыри (см. Приложение 1, текст 6).

с.53:

в том доме смолу для угощения поставил: сохатого мясо, сало, бруснику, сохатого костный мозг. Затем [ничего] не ели.

Когда [они] так сидели, в соседнем помещении Кагдяму шаманил со своим (каменным) бубном. Пришел. "Ешьте!" - сказал тот хозяин их. Тогда тот, который был старше, младшего брата своего в нос до крови кулаком ударил, младшего брата своего кровью намазал, младшего брата лицо намазал, свое лицо кровью все намазали.

Хозяин их сказал: "Чертовы дети! тащи [их] домой!" - тех [их] потащил, камня поверх снова положил. Отец их, мать их искали до вечера тех [их], думали: "в воду упали, потонули, наверное!" Затем ночью нашли камня поверх. Дети их словно мертвые тела были. Затем домой притащили.

Затем отец их за шаманом отправился вниз по реке. Утром рано привез шамана. Тот шаман лечил тех детей. Шаман когда лечил, здоровые опять стали. Конец*1.

_________________

*1 [Цинциус, 1949, с. 158-159].

Кадзяму очень удачливый охотник и рыбак. Зверей и рыбу он ловит голыми руками. Понять причину удачливости помогает

с.54:

предание.

*3 Рассказ Н. Д. Акунки, 1989 г.; похожий текст записан от О. Н. Семеновой (из ороков Сахалина).

Опубл.: Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999, с.54.

 Однажды охотник встретил Кадзяму, шедшего по ручью - прямо по поверхности воды*1. Кадзяму шел, низко опустив голову, и что-то бормотал - это не походило на речь человека, но не было и ревом зверя. Заметив охотника, Кадзяму бросился на него и хотел схватить руками. Однако охотник оказался ловчее и оторвал у Кадзяму мошонку, которая была огромных размеров и свисала у него между ног почти до колен. Прибежав домой, охотник разрезал добычу и обнаружил внутри когти, шерсть всех лесных зверей*2. Выбросив шерсть и когти тигра, хранить которые запрещалось, охотник закопал остальное в землю, и с тех пор его не покидала удача на промысле и вообще в жизни*3.

Иногда охотники оставляли угощение для Кадзяму возле мест его обитания, чтобы промысел был более успешным*4. Раньше они даже изготавливали из дерева с неободранной корой изображения Кадзяму для защиты охотничьей удачи от злого шамана, который мог ее похитить [Васильев, 1940, с. 170].

Зарегистрирован случай изготовления деревянного охранительного амулета Кадзяму. Его вешали над люлькой ребенка для защиты от происков злых духов*5.

__________________

*1 М. Т. Акунка рассказала, что у Кадзяму длинные нога: когда он переходит вброд глубокие реки, вода не достает ему до колен. Нанаец Н. С. Гейкер описал, как Калгана переходит вброд Амур. Так или иначе, как мы увидим из дальнейшего, таежное существо боится замочить свое тело выше колен.

*2 Выше мы уже упоминали широко распространенное у орочей и других народов региона поверье о том, что сохранение подобных трофеев (носа, шерсти, когтей) приносит охотнику удачу на промысле.

*3 Рассказ Н. Д. Акунки, 1989 г.; похожий текст записан от О. Н. Семеновой (из ороков Сахалина).

 Ср. у негидальцев: смелый охотник может подкараулить Калгаму и оторвать висящую между ног "сумочку" с шерстью промысловых животных, которая принесет ему удачу. Калгама будет просить вернуть "сумочку", но охотник должен выдержать семь лет и не поддаваться на уговоры, и тогда он окончательно закрепит за собой охотничью удачу [Цинциус, 1971, с. 177].

 У нанайцев Калгама ради возвращения своего может даже явиться к охотнику-похитителю под видом прекрасной женщины и постараться родить от него сына - чтобы "сумочка" перешла потом к тому по наследству [Мифологический словарь, 1991, с. 272].

*4 Сообщение А. Ф. Мулинки, 1990 г.

*5 Васильев, Архив МАЭ. Ф. 12. Оп. 1. № 124. Л. 1.

Существует предание о том, как Кадзяму ходил по ночам к понравившейся ему орочке, пока ее муж охотился. Однажды лесной гость забыл у нее свою охотничью сумочку, в которой находилась шерсть промысловых животных. Муж этой орочки стал с тех пор удачливым охотником, т. к. получил талисман промысловой удачи [Васильев, 1940, с. 170]*1.

 Раньше орочские женщины шили себе поясные сумочки для разных мелких вещей. Сумочка сикти шилась из лосиной кожи в форме двух яйцевидных мешочков, соединенных перемычкой [Аврорин, Лебедева, 1978, с. 223].

У охотников случаются встречи и с Кадзяму-женщиной. Когда охотник покидает зимовье, она прибирает, готовит пищу, но при возвращении охотника мгновенно исчезает*2.

_______________

*1 Подобное предание записано нами у М. П. Акунка, пос. Снежный, 1989 г.

*2 Сообщение М. П. Акунка, пос. Снежный, 1989 г. Негидальские охотники полагают, что Калгама-женщина может вступить в половую связь с охотником. Если при этом она подарит охотнику волос со своего полового органа, то звери сами будут идти к нему на выстрел и в ловушки [Цинциус, 1977, с. 177].

с.70:

Культ скал

Отдельные группы орочей верят в то, что они произошли от скалы, утеса или пещеры. Так, например, Акунка (<-- Акур) ведут свое происхождение от скалы Сидаки возле места впадения р. Акур в р. Тумнин, а Тиктамунка - от пещеры Тиктэмун на р.Оенку [Аврорин, Лебедева, 1966, с. 174-175]. По представлениям орочей, носящих сегодня фамилию Мулинка, их предки родились когда-то от одной скалы на р. Мулин, впадающей в р. Тумнин [Лопатин, 1925, с 19].

09

Н. А. Липская приводит небольшое предание о происхождении рода Хутунка: "Хутунка род сперва родясь. Хутунка родились вблизи вершины Хуту (от камня центра). (Хутуха означает центр шаровидного предмета, а так же сердцевину дерева.) Вышли оттуда люди, стали, родились. Много людей стало. Все люди думают, обсуждают. Нашего собственного происхождения реку назовем: Хуту! Оттуда стала река Хуту!"*1.

____________________

*1 Липская, Архив ИАЭ РАН. Ф. 5. Оп. 5. № 56. Л. 71.

С.71:

Опубл.: Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999, с.71

010

Согласно мифу, помощник Эндури, создатель орочей Хадау, в свое время родился на свет из каменной люльки Омуа в верховьях р. Хунгари (реально существующий камень с гладкой выемкой). Хадау воспитала одна женщина, которая впоследствии стала ему женой. Позднее она превратилась в скалу Гаппанки*1. В настоящее время люлька Омуа и скала Гаппанки орочами не посещаются, т. к. в тех местах они уже не живут.

На берегу Татарского пролива возле пос. Датта возвышаются две особо почитаемые орочами скалы - Мапача 'Дедушка' и Мамача 'Бабушка' (см. рис. 44, 45)*2. К "Дедушке" нас проводил местный житель, большой знаток орочских обычаев и обрядов, Ким Семенович Пунадинка. Мапача и Мамача расположены на противоположных берегах устья р. Тумнин. Мапача стоит на небольшом мысу недалеко от маяка. Обе скалы хорошо видны из пос. Датта. Если зимой пойти из поселка по льду рек Тумнина и Улики, а затем по морскому берегу, то путь к Мапача займет около полутора часов. Несмотря на это, орочи часто посещают священную скалу, причем не только старики, но и молодежь, иногда - целыми семьями.

По дороге Пунадинка рассказал нам, что название его рода происходит от названия южного ветра - пунала, и решительно отверг миф о рождении предков рода Пунадинка от корешков травы пунэди (пырея) [Аврорин, Лебедева, 1966, с. 182]. В то же время он не отрицал происхождение орочей от медведя и от скалы Мапача.

Мапача издали походит на простой столб, вблизи же напоминает голову человека. При соответствующем освещении и угле зрения без особых усилий можно выделить лоб, брови, глаза, нос и рот. Ороч предупредил нас, что с пустыми руками к священной

________________

*1 Сообщение Н Д. Акунки, 1989 г. По мнению хунгарийских орочей, она находится на одном из притоков р. Хунгари; см. также фотографию скалы Гаппанки на р. Тумнин [Эдельштейн, 1905, с. 204].

*2 Сообщение К. С. Пунадинки, 1991 г. В качестве каменных воплощений Хадау и его жены называются также и другие скалы, см. [Аврорин, Лебедева. 1978, с. 242-243].

с.72:

скале не ходят, нужно обязательно ее угостить. Мы прикурили по сигарете и со словами: "Возьми, Дедушка, угощение, дай мне удачи!" положили возле "рта" скалы. Мы заметили, что там уже лежали недокуренная сигарета и самокрутка*1.

В 20-х годах Лопатину удалось записать обращение к скале Мамача ороча, отправляющегося в море на промысел [Лопатин, 1925, с. 25].

011

Текст № 11

Опубл.: Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999, с.72.

(орочский текст - там же).

Здравствуй, Мать

Я по морю в лодке пришел к

тебе. Мать

(Пусть) хорошо на море будет.

Тебе молюсь.

Тебя увидал.

Пожалей меня.

Я далеко в море пошел.

Теперь тебе молюсь.

Меня пожалей. Мать.

Вот я тебе брошу,

дам табаку, рису,

всякое дам кушанье тебе.

Пожалей меня.

На море не надо сердиться на меня.

В молитве охотник говорит, что пришел к Мамача в лодке (летом другого пути к скале нет, т. к. она стоит под неприступным вертикальным обрывом). Зимой же прибрежные скалы покрываются наледью, береговой припай не замерзает, поэтому неудивительно, что в зимнее время орочи не посещают Мамача.

Раньше у каждого орочского рода были свои родовые скалы. У рода Акунка была такая скала возле впадения р. Худями в р. Тумнин в Уське-Орочской. Однако перед войной ее взорвали строители железной дороги. Потом старики орочи еще долго ходили к разрушенной скале, угощали ее рисом, пшеном, сухой черемшой и просили счастья себе и своим потомкам .

___________________

*1 К С Пунадинка рассказал, что скалы, подобные Мапача и Мамача, находятся также на р. Коппи и Хуту. Мы видели такие скалы и у удэгейцев на р. Иман. С ними связано предание о "старике" и "старухе". Каменную голову одной из скал - "старика" - взорвали русские сплавщики леса. К сожалению, осталось невыясненным, посещаются ли удэгейцами эти скалы в наши дни.

__________________

*2 Сообщение Д. Ф. Намунка, 1990 г.

Культ медведя

У орочей существуют мифы, верования и обряды, связанные с представлением о кровном родстве с животными (медведь, тигр*1, касатка), скалами и, возможно, растениями (см. миф о происхождении рода Пунадинка <-- пунади 'мелкие корешки травы-пырея' [Аврорин, Лебедева, 1966, с. 182]).

Наиболее распространены представления о животном-предке*2. У различных народов мира животное, считающееся родоначальником, обычно было либо запрещено убивать, либо, наоборот, предписывалось ритуальное умерщвление и съедение его в целях упрочения с ним родственных отношений [Хайтун, 1958, с. 42]. У орочей мы можем наблюдать одновременно оба поведения: запрет на убийство тигра и ритуальное умерщвление медведя во время медвежьего праздника.

Медведь - главное из животных, почитаемых орочами в качестве предка*3. Культ его наиболее развит. Самым ярким выражением этого культа в прошлом являлся медвежий праздник - мапава эвагини (доcл. 'играть с медведем') [Аврорин, Лебедева, 1978, с. 203], мапава ывэчеты*4, абчи*5. Медвежий праздник существовал у многих народов Дальнего Востока, Сибири и Северной Америки.

Б. А. Васильев в своей диссертации, посвященной медвежьему празднику орочей, предлагает при осмыслении этого обряда

_________________

*1 Записан также миф о том, что предком части "тигриного" рода Ёминка считался волк [Аврорин, Лебедева, 1966, с. 219].

*2 Принято считать, что такие представления возникли в эпоху палеолита на почве примитивного охотничье-собирательного хозяйства и являются первой формой осознания родственных отношений [Золотарев (II), 1934, с. 8]. Они могут существовать только на родовом, а не на общеплеменном уровне, и название рода в таком случае должно совпадать с названием животного-предка (там же, с. 4]. У орочей в настоящее время таких родовых этнонимов нет. Можно назвать несколько вымерших фамилий (некоторые, впрочем, с большой долей сомнения): Сула-ки 'лиса' [Золотарев (1) 1934, с. 85; Мевзос, 1929, с. 14; Тугодуков, 1972, с. 109]; Эхэмункэ(н) <-- эхэ 'крупный кабан-самец'; Кангунка(н) <-- каyгу 'утка-крохаль', название местности; Сэнкиэнкэ(н) <-- сэнки 'багульник' [Аврорин, Лебедева, 1978, с. 194, 227, 259].

*3 Д. К. Зеленин высказывает особое мнение о том, что обряды, подобные тем, которые связаны теперь с культом медведя у коренных народов Сибири, раньше совершались охотниками над всеми промысловыми зверями. Медвежьи обряды лучше сохранились до наших дней, т. к. поддерживались страхом, который медведь внушал людям [Зеленин, 1929, с. 17]. Однако последний аргумент выглядит достаточно спорным. Из всех животных тайги священный ужас внушал охотникам только тигр. Медведя ловили, выкармливали в срубе. У нивхов во время проведения медвежьего праздника существовал обычай "игры с медведем", когда охотник целовал морду зверя перед началом ритуального убиения. Полученные при этом укусы считались хорошим знаком [Штернберг, 1933, с. 62; Дербек, 1913, с. 29].

*4 Сидоров, СФХКМ. Ф. 45/1. Л. 21.

*5 Куфтин, Архив МАЭ РАН. Ф. 12. Оп. 1. № 20. Л. 46.

с.74:

взять за основу весьма полный медвежий миф, записанный в свое время Н. А. Липской и до сих пор не публиковавшийся*1.

012

Текст № 12

*1 Липская, Архив МАЭ РАН. Ф. 5. Оп. 5. № 5. Л. 7-10. Записано в июле 1929 г., пос. Датта, устье р. Тумнин.

Опубл.: Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999, с.74-79.

(орочский текст - там же).

Нимачу.

Сказка.

Го! Сестра [с кем-то] жила.

Сестра его старшая,

брат ее младший.

Жили... Жили...

Младший брат ее по тайге ходит:

сохатого убивает, пушнину,

рыбу, птицу - полно убивал.

Ничем не нуждаются.

Один вечер пришел он.

Старшей сестры его нет.

Постели ее да, одеяла ее да,

вещей ее да - всего нет.

Куда да ушла она - неизвестно.

Так потерял.

Два года жил.

Потом начал идти.

Вверх против течения идя, идя,

двух детей встретил,

оба мальчика.

У тех детей спрашивает:

Отец твой есть ли?

Мать твоя есть ли?

Те дети говорят: Мать да есть,

отец да есть. - А-а! Матери твоей род

какой? Отца твоего род какой?

Матери род ее рассказали,

отца род его рассказали:

так, так есть.

Тогда тот человек узнал.

Хо-о! Моя старшая сестра!

Думает. Го! Если так,

мать свою приведите.

Младший брат ее пришел,

младший дядя пришел,

тебя зовет, скажите!

Те дети отправились.

Все бежали! Все! До матери дошли...

Мать! Младший дядя пришел,

младший брат твой пришел.

Тебя зовет он!..

Тогда мать их говорит:

Неправда! Чего балуетесь вы?

Младший дядя ваш давно умер.

___________________

*1 Липская, Архив МАЭ РАН. Ф. 5. Оп. 5. № 5. Л. 7-10. Записано в июле 1929 г., пос. Датта, устье р. Тумнин.

с.75:

Я не верю.

Дети говорят: - Правда!

Пришел младший дядя.

Тогда мать их говорит:

Если же так

приведите младшего дядю своего!

Те дети отправились.

До младшего дяди своего дошли.

Младший дядя. Мать не верит.

Го! Хорошо!

Мои нарукавники отнесите

к матери своей!

Нарукавники свои снял.

Дети принесли.

Матери своей дали.

Мать их, не понимая, увидела,

рассматривает, рассматривает...

Я сделала нарукавники!

Только тогда поверила. - Анае!

Мой младший брат пришел!

Давно умер, думала я.

Отравились, бежа, спустились.

Младшего брата своего увидела.

Анае! Младший брат! Пришел ты!

Давно умер ты, думала я.

Зять твой черт все равно.

Го! Хорошо, пойдем мы.

С младшим братом вместе

пошли, пошли.

Дома своего достигла.

Едой накормила.

Младшего брата своего спрятала.

Тогда так будучи,

вечером зять его пришел -

один медведь пришел.

Тяжело дышит, нюхает.

Пошел сесть. Тогда говорит:

Анае! Анае! Бона,

бона пришел

пришел вероятно!

Какой бона думаешь ты?

Боно твой давно умер.

Нет! Пришел боно!

Для чего спрятала ты.

Жена его тогда говорит:

Тебя боясь, спрятала.

Ничего! Вытащи!

Старшая сестра его вытащила.

Зятя своего встретил.

Сородэ, боно! Сородэ, зять!

Меня почему боишься?

Старшая сестра спрятала, скрылся я.

Тогда только как следует сели,

угощались,

с.76:

кушали хорошую-хорошую пищу.

Переночевали.

Зять опять ушел.

Вечером приходит,

утром уходит.

Каждый день ходит.

Куда ходит он - неизвестно.

Тогда сестру свою спросил:

Зять каждый день

куда ходит он?

Старшая сестра говорит: Хо-о!

Зять твой с врагом своим ссорится.

А-а! Если же так,

я пойду помочь зятю!

Младший брат! Напрасно,

ты как помочь сможешь?

Они зубами ссорятся.

Ты силой своей, рукой своей,

как сможешь помочь?

Ничего! Я копьем заколю,

из лука выстрелю.

Напрасно, зятя своего ошибешься [убьешь].

Тот вверх, тот вниз стали они.

Ты того как сможешь застрелить.

Не торопись, как-нибудь

да ошибешься зятя своего.

Ничего! Могу! Го!

Если же так,

идти да, иди!

Зять твой - черный,

черт медведь - белый.

Если зять твой вверх станет,

зятя своего стреляй,

стрела в белого медведя попадет.

Ты белого медведя захочешь

стрелять, в зятя твоего попадет.

Благополучно!

Мое наставление не забудь!

Го! Хорошо!

Уходит. Ушел. Пришел.

Правда! Два медведя ссорятся:

один белый, другой черный.

Тот вверх, тот вниз становятся:

быстро шевелятся.

Тогда думает: Старшая сестра

почему меня так

наставила:

зятя своего стреляй (?).

Старшая сестра просто обманула,

вероятно. Пусть!

Я белого медведя стреляю.

В белого медведя выстрелил -

в зятя своего прямо попал.

Зять его умер.

С.77:

Тогда не понимая устрашился.

Стоя было.

Старшая сестра его пришла,

племянники его пришли,

втроем.

Медведями только стали.

При подходе старшая сестра

говорит: Анае! Младший брат.

Зятя своего для чего убил ты?

Я говорила - убьешь ты,

ошибешься зятя своего.

Как есть я сказала. - Правда!

Ты сказала. Однажды ошибся я.

Как делать? Младший брат!

Я же сейчас же совсем тайги зверь

становлюсь, медведь сделаюсь я.

Ты будущий год да, когда с двумя

детьми медведя увидевши,

не выслеживай!

Говорить кончила, так отправились.

Тогда спустился,

к старшей сестре дому,

потом к своему дому пошел.

По тайге ходит.

Медведя постоянно видит,

с двумя детьми.

То он думает: это старшая сестра

вероятно, не убивай!

День каждый постоянно ходит,

постоянно ходит.

Один год жил.

Весна наступила.

В другое место ушел.

Ходя, будучи, еще с двумя

детьми медведя увидел.

Это другой медведь вероятно,

убить хорошо!

Подкрался, выстрелил, попал.

Старшая сестра его закричала -

Младший брат! Меня к чему

убиваешь? Довольно!

Совсем умираю.

Младший брат ее

к сестре поближе пошел.

Тогда сестра его заговорила,

медведя закону наставила.

С этих пор люди живя,

медведя убивши, разделят они:

от диафрагмы вперед - оукто,

назад - тогимочи.

Мужчины медведя их перед -

голову его, лицо, язык, мясо,

подушные части шеи, нижнюю челюсть,

две ноги, сердце, легкие,

c.78:

артерии, пульс, диафрагму

есть будут они.

Своим сестрам нельзя

давать есть.

Хвост его, задние ноги его,

поясницу его, тазовую кость его

сестрам давай есть.

Другого рода, чужеродным

женщинам хорошо:

передние ноги его да хорошо,

вообще поверхности его мясо его -

все давать есть.

Одно только как внутренность его

не давать кушать.

Другим женщинам да,

своим женщинам да,

сестрам да - всем грех.

Все! Довольно! Наставила.

С этих пор так делайте.

Я же умираю!..

Племянников своих у себя хорошенько

держи,

большими ставши, сами жить будут.

Так умерла старшая сестра.

Похоронил. Кончил.

Племянников своих принес в дом свой,

кормил.

То лето так было.

Осень настала. Племянники его

очаг рыть начали -

Грех, грех! Зачем, зачем?

Мы жилье для себя делаем!

Плохо! Я дом для вас сделаю.

Начал делать. Готово.

Сеном, мхом застлал,

Племянников своих унес:

Вы никуда-никуда не ходите.

Тихо-тихо будьте.

Если начнете ходить, другие люди

дорогу вашу найдут,

нашедши, убьют они.

Ладно! Хорошо! Тихо посидим.

Так бросил,

постоянно ходит смотреть.

Семь дней бывши, идет смотреть,

один месяц бывши, идет смотреть.

Так будучи, однажды,

пошел посмотреть; Хо-о-о! Давно!

Люди убили. Следы их заметны.

Рассердился, к дому спустился.

Вещи свои собрал: копье свое,

лук свой, дугу лука (?) взял.

с.79:

Отправился вдоль по дороге их.

Идя, идя, дошел.

Все люди были, в жилье их вошел.

Тогда сказал: Моих племянников

для чего убили вы?

За моих племянников дело

вас убью я - двух людей,

трех людей убиваю!

Тот народ устрашился, испугался.

Го! Хорошо! Ошиблись!..

Пожалей! Не убивай!..

Не знали твоих племянников,

тайги медведь думали мы,

поэтому убили.

Мы теперь помиримся! Обсудим!

За души их, за дело их,

сестру свою дадим.

Тогда согласился.

Двух женщин нашел. Обрадовался.

Там один, два, три ночевал,

тогда только начал привозить

жен своих в свой дом.

Достиг дома своего.

Так начал жить, детей да нашел,

зверя да убивает, пушнину

да убивает, рыбу да убивает.

Сам богаче жить начал, ничем да,

Говорят, не нуждаясь, жил.

Довольно! Так было...

Интересно, что оба сына медведя и женщины в конце концов погибают и, следовательно, не могли стать родоначальниками орочей. В трех других близких по содержанию мифах дети медведя и женщины также либо погибают, либо исчезают таинственным способом (в одном случае - превращаются в духов-хозяев огня)*1.

*1 "Сказка про Хадамаху", "Жена медведя", "Сказка" [Аврорин, Лебедева, 1966, с. 184-190].

 Однако существует вариант мифа, в свое время записанный Арсеньевым.

013

Текст № 13

Опубл.: Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999, с.79.

Однажды сестра хитростью заставила своего родного брата жениться на ней. Вскоре у них родились мальчик и девочка. Дети уже подросли, когда их отец случайно узнал, что его жена приходится ему сестрой. Так как у орочей сожительство с сестрой было запрещено и строго наказывалось, брат убил свою сестру-жену, а детей бросил на съедение диким зверям. Однако случилось так, что мальчика нашла и воспитала тигрица. Когда мальчик вырос, она вступила с ним в брак. Девочку же нашел медведь, и они тоже вступили в брак. От этих двух браков произошли орочи и удэгейцы, как они сами считают [Арсеньев, 1916, с. 336].

__________________

*1 "Сказка про Хадамаху", "Жена медведя", "Сказка" [Аврорин, Лебедева, 1966, с. 184-190].

Похожий миф рассказали нам в 1991 г. Н. Д. Акунка и К. С. Пунадинка. Последний несколько развил его по сравнению с вариантом Арсеньева. \Но происхождение праздника, а не народности\.

014

Текст № 14

Опубл.: Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999, с.80.

Брат стал взрослым и узнал, что сестра родила от медведя двух детей-близнецов. В гневе он убил медведя. Тогда сестра и дети сами обратились в медведей и ушли в тайгу. Через некоторое время брат случайно ранил на охоте свою сестру-медведицу. Разделывая тушу, он узнал ее по родовому нагруднику. Перед смертью сестра научила брата обряду примирения с медведями - родственниками орочей. С тех пор орочи и стали проводить медвежьи праздники.

с.92:

Культ близнецов

Культ медведя у орочей тесно связан с архаичным культом близнецов, который до настоящего времени незаслуженно мало изучен. Сведения о нем приходится выуживать из памяти стариков буквально по крупицам. Близнецы у орочей почитались при жизни и особенно после смерти. Характерной чертой культа близнецов является то, что в их рождении принимают участие сверхъестественные существа, в том числе духи-животные [Штернберг 1936 с. 79-80].

В дородовом обществе появление на свет близнецов могло инициировать - через разделение на две группы - образование института рода [Золотарев, 1964, с. 293]. Такая ситуация прослеживается в мифах многих народов мира. Выше мы приводили орочский миф (текст № 13 в нашей нумерации), в котором говорилось о брате и сестре, вступивших в брак с тигрицей и с медведем соответственно. От этих браков произошли орочи. Согласно продолжению мифа (текст № 14), сестра родила от медведя двоих близнецов (мальчиков). Если рискнуть и домыслить данные мифологические представления, то можно предположить, что на каком-то этапе близнецы инициировали возникновение социальной (родовой) оппозиции "людей тигра" и "людей медведя". Она нашла отражение в поздних культах тигра и медведя [Аврорин, Лебедева, 1978, с. 36].

015

Текст № 17

Опубл.: Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999, с.93.

(орочский текст - там же).

Чертово предание.

Сначала ороч был.

Медведь старик родился.

Тигр старуха родилась.

Вот старика жена моря глубины*1 была

Медведь в тайге был.

Вот там был старик.

Старика жена троих детей родила

Тигра одного жена родила (старуха морская).

Одна жена медведя морского ребенка по имени Чере родила.

Тогда родила старика тигра.

Жена двойника.

Один ребенок тигр.

Один ребенок медведь.

Двое были.

В море большой тигр*2 родился.

Этот двойня - сумасшедший черт

Этот двойня сейчас есть, сейчас крутится, сейчас есть..*3

____________________

*1 Тайфунде ному - глубь морская, где рыба родится; Тайфунде мамача - старуха-хозяйка этого места. (Примеч. Б. А. Куфтина.)

*2 Тоому дуся пюхин джеле багдыха - морской тигр в чертовой стране родился

*3 Куфтин, Архив МАЭ РАН. Ф. 12. Оп. 1. № 48. Л. 39-42. Записано со слов шамана Купсы Акунки.

Интересно орочское слово хала. Обычное его значение 'род, фамилия' [Аврорин, Лебедева, 1978, с. 2431. Так же называется

с.94:

 развилка дерева, или дерево с развилкой*1. Такие деревья часто выбирались для ритуальных целей при исполнении родовых или шаманских обрядов (см. выше, арачу во втором варианте медвежьего праздника; ниже - бооджя в шаманских жертвоприношениях духу-покровителю и духам-помощникам).

Рождение близнецов - адау - воспринималось как сверхъестественное доброе знамение для всего рода. Считалось, что женщина не может за один раз родить больше одного ребенка, даже если она вступала в связь с несколькими мужчинами; следовательно, не обошлось без полового контакта с духом. Один из близнецов был зачат отцом-человеком (в момент рождения он появляется на свет первым), а другой - духом. Им мог быть дух-хозяин земли, дух-хозяин огня, дух-хозяин зверей и тайги (тигр) или - чаще всего - дух-хозяин медведей (медведь)*2. Дух приходил к женщине во сне, в то время, когда муж был на охоте. Родив близнецов, жена рассказывала мужу о посещении ее духом-медведем. Это известие приводило мужа в восторг, и он с гордостью оповещал сородичей. С момента рождения близнецов счастливый отец получал новое прозвание - айау ами*3.

__________________

*1 Сообщение Н. Д. Акунки, 1989 г.; [Аврорин, Лебедева, 1978, с. 243]

*2 Ульчи появление обоих близнецов приписывают инициативе двух духов - "водяного" и "таежного" [Золотарев, 1939, с. 141]. Во время медвежьего праздника ульчей в 1992 г. мы наблюдали традиционный обряд нгарка. Молодые парни разделились на две команды - "водяные духи" и "таежные духи" и стали соревноваться в поглощении пищи на скорость. Правила таковы, что, когда один из членов какой-либо команды откажется от добавки, его команда проиграет. Согласно другим сведениям, ульчи, нивхи и нанайцы считали близнецов "таежными людьми" - медведями [Смоляк, 1974, с. 46].

*3 Куфтин, Архив МАЭ РАН. Ф. 12. Оп. 1. № 48. Л. 53.

с.96:

Культ тигра

Тигр также почитался орочами как животное-предок. Знаменательны эвфемистические имена тигра: амимпи 'наш общий отец', бити амимпи 'наш (с вами) отец' [Аврорин, Лебедева, 1978, с. 163, 167]. На тигра никогда не охотились [Лопатин, 1925, с. 19].

Считалось, что преимущественную связь с тигром имеет род Ёминка. У них записаны соответствующие родовые мифы [Аврорин, Лебедева, 1978, с. 34; Аврорин, Лебедева, 1966, тексты № 23 и 25].

016

Текст № 20

\

*4 Куфтин, Архив МАЭ РАН. Ф. 12. Оп. 1. № 48. Л. 66-70.

Опубл.: Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999, с.96-97.

(орочский текст - там же).

Тигр - девушка счастье

Род Ёминка начался тигром

муж детей сделал

Другого человека в доме мужем был,

с женой спал

Ноги - тигра лапы

руки - тигра когти,

грудь птичья родилась*1

Ребенок родился,

отец в тайгу ходил,

сохатых убивал

__________________

*1 Конгс(з)о - так называется грудь у птицы, а у человека и животных -тынга. (Примеч. Б. А. Куфтина.)

с.97:

мясо с тигром

как собакой таскал.

жили, жили, жили

еще девочка родилась

девушка родилась

Большая выросла, замуж пошла.

В пару девочка*1 в тайгу пошли

Тогда спросили: морской дух

есть ты,

медведя дух есть ты,

неба дух есть ты,

тигра дух есть ты,

Если я притащу

я счастье принесу?

Головой согласно кивнула*2

прятали, прятали,

людям не показывали

Жила, жила, большой сделалась

Человек пришел сватать

Человеку отдали

Просил ушел

Теперь вторично пришла(и)

Когда пришли, умерла

Тигр девушка "пропала"

Счастье было счастье отдали

погибла

Тигр убил*3

Пара ее детей замуж пошла

Двое просили было

Два рода просили было

Один род просил взял замуж

Другой род просил, девица умерла

Один только род жену взял (нашел)

один род жену брал

другой род жена умерла

одна девушка умерла

Тигр девушка умерла

счастье пропало

Еминка бедный стал

Тигр девушка счастье была

Счастье нашел, людям отдал*4.

_________________

*1 Эта девочка была аджяха - счастье, фарт. Она была рождена от тигра, а подумали, что от черта. (Примеч. Б. А. Куфтина.)

*2 Женщина ее спросила, и девочка ответила кивком головы положительно. Махнуть головой отрицательно переводится - Дыхини джянга, джянга нехани (Примеч. Б. А. Куфтина.)

*3 "Отдать подаренное тигром нельзя - умрет. Это называется хоксэнко: дорогой в лесу бросают пищу для дуся, говоря - дуся боха - возьми дуся". (Примеч. Б. А. Куфтина.)

*4 Куфтин, Архив МАЭ РАН. Ф. 12. Оп. 1. № 48. Л. 66-70.

с.98:

Мы давали прочитать этот дословный, зачастую не вполне понятный перевод информантам, и они пояснили его следующим образом. Дух-хозяин тигров пришел в гости к женщине и вступил с нею в брак. Родились двое детей - мальчик и девочка (неизвестно, близнецы или нет). Когда они выросли - мальчик с мужем своей матери ходил на охоту. Девушка вышла замуж. Муж и его родня выяснили, что она родилась от духа-хозяина тигров. Ее стали прятать от других людей. Она родила двоих девочек и умерла (вернее, ее забрал обратно дух-хозяин тигров). Когда выросли ее дочери, то одна вышла замуж, а другую, как и мать, забрал дух-хозяин тигров.

 Родственная взаимопомощь человека и тигра видна в рассказе о старике из рода Бисянка, который спас тигра от огромного удава. После этого случая он и все его сородичи всегда возвращались домой с добычей [Аврорин, Лебедева, 1978, с. 125-126]. В другом рассказе охотник из рода Бисянка помог тигру, вытащив из его лапы занозу. Из этой занозы охотник сделал приносящий удачу сэвэки [Лопатин, 1925, с. 19].

Нельзя, даже случайно, трогать добычу тигра или брошенные ее остатки. Тигр всегда узнает об этом и накажет, может даже убить.

017

Текст № 21

*1 Рассказ М. Т. Акунка, 1989 г.

Опубл.: Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999, с.98.

Однажды мой дед на охоте нашел останки растерзанного тигром лося и тронул его за ногу. Потрогал просто так, чтобы из любопытства посмотреть - жирный он или нет. Посмотрел - ничего не взял и пошел дальше. Устроился на ночлег. Спит. Собака рядом, тоже спит. Вдруг дед слышит - собака облизывает ему лицо и бьет лапой. Будит, но не лает, чего-то боится. Дед открыл глаза - смотрит - рядом с ним тигр стоит. У деда был винчестер, он выстрелил, но потому что торопился, да и руки дрожали от страха - промазал. Тигр спрятался за деревья. Дед испугался, но не от того, что тигр его выследил, а от того, что промазал - это, значит, не тигр, а сам хозяин тигров - дух. Теперь он не отстанет. Дед ушел далеко на другое место. Шел, шел и опять увидел тигра. Он быстро переставил лыжи носками назад и выстрелил тигру прямо в лоб, а сам скорее отъехал от этого места. Тигр прыгнул еще два прыжка и упал на то место, где стоял дед. Умер. Однако в то время, когда умер тигр, дед успел заметить, что с неба упала звезда*1.

Если тигр убивал человека или его охотничью собаку, то над ним совершался обряд кровной мести. Все охотники рода считали своим долгом наказать тигра-убийцу за то, что он нарушил закон. Виновного тигра выслеживали и убивали. Стрелять его нужно было только в сердце или в глаз [Бытовой, 1954, с. 229].

___________________

*1 Рассказ М. Т. Акунка, 1989 г. С падением звезд связано и другое охотничье поверье: пучок сухой травы, собранной сразу после падения с неба звезды, приносит удачу на охоте [Арсеньев, 1949, с. 304].

Текст № 22 - с.103 [Васильев, 1940, с.169]

с.107:

Шаманство

Душа шамана, в отличие от душ обычных людей, проходила тяжелый и опасный путь становления.

Текст № 23

*1 Рассказ сильного шамана С. М. Хутунки, 20-е годы [Аврорин, Козьминский, 1949, с. 331-332].

Души шаманов создаются высшим небесным божеством Хадау, имеющим облик седобородого старца*1. На "карте" изображено, как Хадау выковывает из железа душу шамана на наковальне*2, имеющей вид безрогого лося. Ему помогает его дух-помощник (бучу), раздувающий меха кугу... Горном служит железная жаба. Бучу надувает ее через задний проход мехами, и изо рта ее вырывается пламя. Вместе с душой для каждого шамана Хадау выковывает его ритуальные атрибуты: бубен унту с колотушкой, шаманскую юбку, пояс с побрякушками, а также и духов-помощников... Здесь мы видим начатые фигурки: собаки, рыбы, утки (гаса) и змеи-гадюки (мики).

Когда душа шамана со всем необходимым для нее изготовлена, она поступает в распоряжение жены Хадау (Хадау мамачани), которая кладет ее в каменную люльку, подвешенную на двух железных змеях. Вынянчив душу шамана, Хадау мамачани превращает ее в рыбу и выпускает в реку, берущую свое начало от самой каменной люльки. По этой реке душа шамана спускается в озеро, где ее ждет целый ряд испытаний. В виде рыбы душа шамана плывет у западного берега озера. Там ее подкарауливает злой дух с острогой. Если душа шамана увернется и проплывет мимо, то дальше она встретит каменный помост, по которому взад-вперед бегает собака. Она тоже подкарауливает душу шамана и пытается ее поймать. Душа шамана вынуждена повернуть обратно и попробовать проплыть у восточного берега. Но и здесь ее ждет испытание. У самого устья реки она встречает заездок.

__________________

*1 Хадау вместе со своей старухой (женой) создал вселенную. Жена Хадау, по представлениям орочей, создала нашу землю и Сахалин. Хадау убил свою жену.

*2 Существует мнение, что это представление заимствовано у якутов [Смоляк, 1991, с. 152]. Однако, если такой вывод основан на общеизвестном факте высокого уровня развития кузнечества у якутов, то заметим, что и у орочей оно было весьма развито. Орочские кузнецы изготавливали не только все железные изделия, необходимые для хозяйственных нужд, но также выделывали серебряные украшения - кольца, серьги, браслеты. Их мастерство ценилось, к ним даже обращались русские солдаты местного военного поста с просьбой починить механизм ружья [Маргаритов, 1888, с. 8].

c.108:

Около заездка стоит еще один злой дух с каменным молотком, которым он глушит рыбу - душу шамана. Затем он несет ее в свой балаган, приводит в чувство и предлагает отведать человечьего мяса. Если ему это удается, то шаман, в которого впоследствии вселится эта душа, будет питаться душами людей и грызть покойников. Такую душу шамана злой дух выпускает в озеро. Если же душа шамана не поддается уговорам злого духа, то он сам пытается ее съесть. Однако ловким и сообразительным душам удается вырваться и убежать в озеро. Проплыв между девятью подводными камнями, душа выбирается из этого опасного озера и плывет по реке, соединяющей его с моржовым морем. Плывет она опять в виде рыбы. У устья этой реки душу шамана ждет последнее и самое опасное испытание. Здесь ее поджидает сам Хадау с гарпуном, ремень которого держат девять духов с остроконечными головами (бучу) и девять духов с круглыми головами (мане). Хадау без промаха попадает гарпуном в каждую рыбу, и если это слабая душа, то убивает ее, если же душа достаточно сильна, то она плывет дальше с наконечником в спине и увлекает за собой всех восемнадцать духов, держащихся за ремень. Впоследствии они становятся его ближайшими духами-помощниками.

В моржовом море душа шамана приобретает человеческий облик. Хадау снабжает ее самоходной лодкой. Душа шамана садится в середину лодки, в носу садится по одному духу-помощнику, а остальные садятся в кормовой половине лодки и держат душу шамана за пояс, в который превращается ремень гарпуна. На лодке душа шамана плывет по моржовому, затем по китовому морю, проплывает мимо моря хозяина рыб и подплывает к берегам нашего материка, где и происходит вселение ее в того или иного человека с тем, чтобы превратить его в шамана-профессионала*1.

Элементами шаманской техники владел почти каждый взрослый ороч. В каждой семье имелись один или даже несколько бубнов. Во время болезни или в затруднительном положении охотник брал бубен и пытался камлать себе сам. Скорее всего, с этим связано ошибочное утверждение, что у орочей есть шаман в

_________________

*1 Рассказ сильного шамана С. М. Хутунки, 20-е годы [Аврорин, Козьминский, 1949, с. 331-332].

с.109:

каждой семье [Лопатин, 1925, с. 19]. Ср. записи Куфтина: соггы мауи 'простые люди танцуют с бубном' (соггы, совгене 'простые люди')*1.

Простейшая иерархия орочских шаманов насчитывала две ступени. В каждом роде было два-три нити самани - маленьких, слабых шамана*2. Эти шаманы уже доказали мастерство (напри

__________________

*1 Куфтин, Архив МАЭ РАН. Ф. 12. Оп. 1. No 49. Л. 23.

*2 Березницкий, Архив ИИАЭНДВ ДВО РАН. Ф. 1. Оп. 2. № 352. Л. 92.

с.110:

мер, вылечили больного), но достаточного опыта и, соответственно, авторитета среди сородичей у них еще не было. Слабые шаманы также не имели еще права иметь большое число шаманских принадлежностей. Во время камлания они помогали сагды самани - большому, сильному шаману, который был только один в каждом роде*1. Только сильный шаман мог проводить обряд уни - благодарение духов, ханява / ханяла - поиски ханя больного человека, путешествовать на лунную и солнечную земли, провожать ханя покойного в загробный мир.

Основным содержанием шаманской практики являлись контакты с духами - как правило, борьба со злыми духами с помощью своих духов-помощников ради блага своих сородичей. Смотря по своей силе, шаман мог просить злого духа совершить нужное действие, обмануть его, запугать (или даже убить)*2. Духи-помощники подсказывали ему правильное решение в трудных ситуациях.

Контакт с духами (камлание) требует напряжения всех физических и духовных сил шамана. Огромное значение имели шаманские принадлежности, в частности, бубен, на который слетались призываемые духи.

018

Текст № 24

*4 Куфтин, Архив МАЭ РАН. Ф. 12. Оп. 1. № 49. Л. 9-10. Записано со слов шамана Купсы Акунки.

Опубл.: Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999, с.110.

Шамана жизнь очень интересна. Ты ничего не знаешь. Сейчас чего? У меня все темно. Ничего не вижу. Сево в голове нет. Сейчас больной нет. Когда болит, есть, ночь есть, бубен унту возьму, сево в голову пойдут: туда пойдут, сюда пойдут, все вижу. Знаю. А ты думаешь так - сево трава. Трава-то трава, да и трава разная есть. Когда джоло держу*3, поднимаю, закрываю глаза, лежу молча, думаю...*4

____________________

*1 Куфтин, Архив МАЭ РАН. Ф. 12. Оп. 1.  №49. Л. 9.

*2 Сообщение Н. Д. Акунки, 1989 г.

*3 Во время камлания по камню. (Примеч. Б. А. Куфтина.)

*4 Куфтин, Архив МАЭ РАН. Ф. 12. Оп. 1. № 49. Л. 9-10. Записано со слов шамана Купсы Акунки.

с.111:

От того, насколько сильна власть шамана над своими духами-помощниками, зависела скорость его вхождения в экстаз. Чтобы во время камлания удалось достичь экстаза, шаман готовился с вечера: сосредоточивался, отрешался от бытовых хлопот, в том числе даже от физиологических нужд организма - отдыха, сна, еды и т. д. [Маргаритов, 1888, с. 26]*1. Ночью начиналось камлание, и в это время простым людям нельзя было думать и говорить о шамане и его духах*2. Чтобы привести себя в нужное состояние, шаман пил морскую воду, глотал дым (горящего багульника) и жевал корень багульника (Штернберг, 1933, с. 434]. Это растение содержит сильные летучие эфирные масла и обладает наркотическими свойствами - действует успокаивающе, вызывает сонливость [Фруентов, 1972, с. 22]. О своих видениях шаман рассказывал участникам и зрителям сеанса камлания и вызывал похожие образы в их сознании [Токарев, 1990, с. 287]. Шаман летал на своем бубне, обладал огромной физической силой, мог достать предметы, находящиеся на большом расстоянии (см. Приложение 1, тексты 1, 2). Демонстрируя свои способности, шаманы просили стрелять в них из ружья, и это не причиняло им якобы никакого вреда. Шаман С. М. Хутунка (тот, от которого в свое время был записан текст № 23) мог летать, превратившись в ворону, прокалывать себя насквозь ножом и вытаскивать его через большое родимое пятно на спине, при этом шаман не испытывал боли, а на его теле не выступало ни капли крови. Кроме того, он мог похищать души детей и внедрять их в женщин. (Называются конкретные ныне живущие люди, родившиеся таким образом.) Он также мог убивать своим камланием злых шаманов и шаманок*3.

 Иногда орочские

___________________

*1 У нанайских и ульчских шаманов состояние экстаза не зафиксировано [Смоляк, 1991, с. 63-64].

*2 Сообщение орочей пос. Снежный и Датта, 1989 и 1991 г.

*3 Сообщение Л. А. Гришиной - внучки шамана С. М. Хутунки, 1991 г.

с.112:

шаманы летали на Амур воевать со злыми нанайскими шаманами*1.

Шамана иногда могли одолеть и простые люди. Интересное предание приводит Л. Я. Штернберг.

019

Текст № 25

*2 Штернберг (1), Архив ПФА РАН. Ф. 282. Оп. 1. N" 85. Л. 110.

Опубл.: Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999, с.112.

...Он (шаман. - С. Б.) наносил себе раны без всякого труда. Он по свежему снегу ходил, и вслед за ним видны следы медведя и тигра, и потом эти следы опять исчезли. Он никогда не снимал одежды: на спине у него были медвежьи волосы, а на руках крылья. Однажды взобрался на дерево и полетел. В него выстрелили деревянной стрелой, и он упал, тогда его связали, выжгли ему железом волосы, вырвали перья и помазали женской месячной кровью. Боялись, что умрет. Живым остался. Больше не летал*2.

_________________

*1 Сообщение М. П. Акунка, 1989 г. Удэгеец А. И. Камандига из пос. Агзу рассказывал о подобных битвах его деда-шамана с противником из пос. Гвасюги Однако нужно отметить, что орочи считали своих шаманов более слабыми по сравнению с нанайскими или удэгейскими.

*2 Штернберг (1), Архив ПФА РАН. Ф. 282. Оп. 1. N" 85. Л. 110.

с.130:

(Лечение бесплодия)

020

Текст № 32

*1 Сообщение H. В. Акунка, 1991 г.

Опубл.: Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999, с.130-131.

Дело было так. Приехал Прокопий (Федорович Акунка] в 1961 году в поселок Новое Омми. А в молодости его жена была бесплодной. Прокопий решил шаманством помочь ей. Он долго шаманил, превратился

с.131:

 в орла и полетел далеко-далеко за море и похитил там у одной женщины беременность для своей жены. А в той деревне, где жила эта женщина, тоже был шаман, который защищал жителей от злых духов и чужих шаманов. Прокопий вытащил душу и улетает. А тот шаман кинулся вдогонку за птицей. Стрелял из лука и отбил крыло у Прокопия - правое. Прокопий еле долетел до дому, но душу ребенка все-таки донес. Потом правая рука у него долго болела и осталась парализованной*1.

_____________

*1 Сообщение H. В. Акунка, 1991 г.