Лаури Симонсуури

Указатель мотивов финской мифологической прозы

 

Введение
Библиография
Регионы
D 1701-1900 Ведьмы


D 1701 Ведьма, колдунья, trulli, rulli, noitaamma, во время поста, в ночь на масленицу, на страстную пятницу, в пасхальную ночь в чужом коровнике наводит порчу на скот, karja-onni - стрижет овцам, коровам шерсть, разрезает шкуру — шерсть кладет в колдовскую сумку, noitapussi, - ведьму ловят - ведьму наказывают а, b, с-h, j-n 340 /МР; /Завистник, злой колдун наводит порчу на скот → D 831
D 1711 Ведьма, trulli, сведущая в колдовстве крестьянка, noitaemanta, сбивает масло у окна коровника - "Тебе вода, мне масло" - ее ловят а-е, g, к 30
D 1721 Ведьма в виде навозных вил - ведьма, сведущая в колдовстве крестьянка в хлеву - превращается в навозные вилы - выламывают один зубец - узнают, что соседская жена в эту ночь сломала ногу а-m 300 /Кошмар, painajainen, в виде навозных вил → Q 231; /Ночной кошмар, mara, в виде навозных вил → Q 316; / Пара (para) в виде навозных вил → H 231
D 1731 Ведьма, кодунья, trulli, noitaaaima, ДОЯВ- ляется в виде птицы, теленка, свиньи, палки, листа - если в нее стрелять или сжигать ее, ведьма получает раны, сгорает а-с, h, k, l 20 /Ведьма в виде навозных вил → D 1721
D 1741 Ведьма, trulli, обещает служанке красное платье и "вечный" хлеб - бьет служанку по телу ножницами для стрижки овец a-d, k 50
D 1751 Служанка ведьмы бросает все собранные ведьмой волосы в маслобойку - в маслобойку попадает масло от трех, девяти церковных приходов b, d, k, u 10
D 1761 Защитное средство от ведьм - деревянный замок, режущий инструмент мешает ведьме войти в хлев - ведьма попадает в капкан a-h, k, l 40
D 1771 Подслушивание ведьмы - в пасхальную ночь на перекрестке трех дорог, на крыше трижды переставленного строения - при этом узнают будущие события b, с, e, g, h, k-n 100 / Подслушивание ночью перед праздником → А 631
D 1781 Ведьмы в народных верованиях - ведьмы везде во время поста, особенно ночью перед Пасхой - стригут овец - летают в воздухе a-g, j-о 80
D 1791 Ведьма, сведущая в колдовстве женщина отправляется в ведьмовскую поездку, ведьма верхом - она улетает, намазавшись ведьмовской мазью: "Вверх и прочь и нигде не останавливаться". Работник тайком наблюдает за действиями ведьмы, следует за ней: "Вверх и прочь и всюду останавливаться!"?a-e, k-n 200
D 1801 Ведьма верхом на метле – ведьма, сведущая в колдовстве женщина летит – на метле, на помеле, на банном венике, предварительно намазалась ведьмовской мазью а-е, k, l, n 80 /D 1791; / Колдун едет на сосновом суке, на льнотрепалке → D 1301; Поездка колдуна → D 1341
D 1811 Полет ведьмы по воздуху - сетование ведьмы: "Горе мне! Уже всходит солнце, а я еще не была в Сало и Кемпеле!" b, j, k, l 15
D 1821 Ведьма, колдунья летит, движется - падает, застревает, если произносится молитва - улетает, освобождается, если бранятся а-е, g, k-n 50
D 1831 Шабаш ведьм - ведьмы собираются на мельнице и взвешивают шерсть, волосы - черт выступает в качестве предводителя - работник подслушивает их тайком - "Здесь пахнет христианской кровью!" а-е, k, n 80 /D 1841; / "Ты уже видел такой большой рот?" → G 1601 - 1700
D 1841 Шабаш ведьм - ведьмы собираются на мельнице, на горе, чтобы взвешивать шерсть, волосы - проводят собрание - черт выступает в качестве главного (верховный черт) а-е, k, l 60 /D 1831