ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ МИРА В СИБИРСКОМ ШАМАНИЗМЕ

Шаман как творец вселенной

Изображение Полярной звезды и Рассвета на чукотском рисунке. Опубл.: Богораз-Тан В.Г. Чукчи. Ч.II. Религия. Л., 1939, с. 26, рис. 19.
Принося жертвы духам и божествам верхнего и нижнего мира, шаман в ответ получал их помощь и поддержку, а значит — благополучие для своего народа. Этот обмен, лежащий в основе мирового порядка, запечетлен на чукотском рисунке, изображающем устройство вселенной.
Илл. 38. Изображение Полярной звезды и Рассвета. Чукотский рисунок
Илл. 39б.
В центре изображена Полярная звезда, ее пересекают две перпендикулярные линии. На конце одной из них, внизу слева, у подножия горы, находится Рассвет — божество верхнего мира, хозяин промысловых животных. Изображен он в виде человека с сиянием вокруг головы. В левой руке он держит жертвенное корытце, а в правой — лисицу, предназначенную человеку взамен жертвы. Слева подходит другая лисица, а справа сидит собака, принесенная в жертву Рассвету.
Таким образом, камлание шамана было не только описанием-моделированием вселенной, ее отдельных сфер и элементов, но и средством обеспечить благополучие обитателей всех ее сфер, и в первую очередь — сородичей шамана. Возвращая душу больного, выпроваживая злого духа, провожая душу умершего — туда, где каждому из них надлежит быть, — шаман восстанавливал нарушенное равновесие, возвращал в мир гармонию, спасал вселенную от хаоса и в этом смысле выступал как демиург, творец вселенной, центр мира.                                                           Илл. 39а.
Изображения солнца, всадников и птицы на шаманском костюме. Ангарские эвенки. Опубл.: Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX- начала ХХ в. М.-Л., 1954, с. 133, табл. 31
Илл. 39б.