ГЛОССАРИЙ
Архитектура как способ организации пространства в традиционных культурах
АДЖИВИКА - [< санскр. ajiva безжизненный, неживой] одна из традиций ШРАМАНОВ, отшельников, "искателей истины"в древней Индии. Подлинных текстов не осталось. Реконстукция их взглядов возможна лишь отчасти по текстам критически к ним относящихся буддистов и джайнов (VI - V вв. до н.э.). Один из учителей адживиков, Маскарин Гошала, был современником Будды. Адживики отвергали пользование одеждой, но не требовали целомудрия от своих адептов. Отрицали также закон кармы, авторитет семьи и наставника:"нет отца, нет матери, нет учителя, все происходит в силу рока, обстоятельств и природы существ". Представления о мире не исключали, однако наличия богов, которых, как и людей, насчитывалось по 7 классов. Считалось, что все существа достигнут избавления от САНСАРЫ через 8400000 кальп (1 кальпа = 1000 махаюг или 4320000000 земных лет).
АРХИТЕКТОР - "старший/верховный строитель/плотник" (ср. санскр. "taksa" плотник, (тот, кто тешет) тж. "taksaka", "taksana"
ВИХАРА [санскр. vihara] 1. прогулка, развлечение, место для развлечения; 2. монастырь; (буддийская) святыня.
ВИШВАКАРМАН - в ведийскую эпоху бог творец, буквально "Всесоздатель", а также "называтель имен" (имя = форма = сущность); позднее покровитель ремесленников, строитель небесного театра богов (мир = театр = храм), которому подчиняются 64 вида искусств. Ср. греч. архи-тектор.
ВИШНУ - один из богов индуистской триады (Брахма-Шива-Вишну). Почитается также в виде своих "аватар"(воплощений, букв."нисхождений"), каковых насчитывется десять. Из них наиболее популярны в позднее время Кришна и Рама, образы т.н."культурного героя", но в космогонических сюжетах участвуют Вишну-вепрь Вараха, поднявший землю со дна океана, а также Вишну-черепаха Курма, послуживший опорой горы Мандара при пахтании молочного океана. "Три шага Вишну" - три мира (подземный, земной и небесный), "отмеренных" тремя шагами Вишну-Ваманы, карлика, попросившего себе во владение только три шага земли. Будучи божеством солярного цикла, Вишну предстает в этом мифе и как солнце, проходящее через точки восхода, зенита и захода. Его "вахан" (ездовое животное) - птица Гаруда, входящая в его иконографию как один из атрибутов.
ГОРА - см. МИРОВАЯ ОСЬ. В индуистском
мифе о пахтании первоокеана гора Мандара
используется в качестве мутовки, приводимой в
движение обвивающим ее телом космического змея
Шеши (Васуки, Ананты), которого тянут за хвост и
голову боги и асуры. Под названием Меру пребывает
в центре мира в буддиийской и индуистской
космологии. Гора Кайласа - обитель бога аскетов и
диких охотников, владыки зверей и демонов - Шивы.
В иранской мифологии и космологии мировая гора
Хара имеет двойственную природу - она находится и
в центре мира, и окружает землю, отделяя
обитаемое пространство от бездны первоокеана.
ГУХА - в архитектуре древней и средневековой Индии тип храма, близкий по форме к базилике. Может вести свое происхождение от первоначально пещерных сооружений (санскр.: guh I - скрывать, укрывать, держать в секрете; guh II - укрытие; guha - эпитет Шивы, бога отшельников, guha - укрытие, сердце; guha-caya/guha-hita - живущий в уединении или в пещере; сокровенный; guhya - тайна; скрываемое (Кочергина, с.195). Ср.: КРИПТА, КРИПТО...).
ДХВАДЖА
[санскр.dhvaja] - знамя, флаг; знак, признак.
Семантическое поле вертикального символа
джхваджи богато поэтико-мифологическими
образами: дхваджа-прахарана - "ветер" (букв.
"борющийся со знаменами");дхваджахрита -
военнопленный, обращенный в рабство.
Дхваджин - знаменосец; павлин; лошадь (образы даны
по признаку "верха" знамени - украшенные
"султаном" животные); но также: гора (аналог
мирового древа) и потому : дхваджа-ясти -"древко
знамени". В мифологии известно "Дхваджа
Вишну" - знамя бога, в ритуальной практике
получающее воплощение в форме воздвижения
столпа (деревянного, каменного, металлического)
как формы axis mundi в местах почитания, обычно перед
входом в святилище. Аналогично в ведийскую эпоху
в восточной или северо-восточной части алтарной
площадки воздвигался столб ЮПА для привязи
жертвенных животных.
ЗОДЧИЙ - соЗИДающий ЗДание, творец, родств. корню "зид/зедъ" (см. ГЛИНА)
КАТАКОМБЫ [ит.catacomba < cр.-лат. catacumba подземная гробница < гр.]. - подземные помещения искусственного или естественного происхождения, состоящие из галерей, коридоров и небольших помещений (КРИПТ); в Древнем Риме служили местом погребений иудеев и христиан, а также укрытием во времена гонений и местом богослужений. Обнаружены в Александрии, Сиракузах, Неаполе, в Риме и Пече. Технически катакомбы разрабатывались как рудники; высота штреков, устройство вертикальных опор, система вентиляции - все это говорит о высоком мастерстве их создателей - фоссоров, составлявших коллегии на низшей ступени в иерархии общества. (Современный словарь иностранных слов. Спб.,1994, с. 268; Словарь античности. [Leipzig, 1987] М., 1993, с. 253).
КОЛЕСО - один из наиболее ярких пластических символов, совмещающих пространственные и временные коннотации универсума: окоем горизонта и оборот небесных светил как знак вращения времени. Вариант - боевой диск. Так, чакра, боевой диск Вишну (божества солярного цикла) может выступать как образ всесокрушаего времени.
"И все существующее и неподвижное, что доступно наблюдению, все смешается вновь, когда по истечении юги мир разрушится. Подобно тому как (в природе) разнообразные признаки обнаруживаются с изменением времен года, так и все существа (появляются вновь) в начале (следующей) юги. Так вечно вращается в мире это колесо, не имеющее ни начала, ни конца, которое причиняет разрушение всему живущему" [Махабхарата, Адипарва. Книга Первая. Глава 1; 36-38. М.-Л., 1950].
"Колесо жизни" (бхавачакра) или "круг сансары" - одна из ведущих концепций буддийской модели мироздания, образ бесконечных перерождений живых существ. "Колесо закона" (дхармачакра) - символ праведного учения. "Чакравартин" - великодержавный царь. (Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь. М., 1978, с. 204).
КОСМОГОНИЯ - сотворение мира, преобразование хаоса в космос путем демиургии - ряда последовательных действий (трех, семи, и т.д.). Космогония имеет операционные (разделение и собирание, лепка, пахота, варка, строительство и т.п.), числовые и геометрические (точка, вертикаль, круг, квадрат, деление круга и квадрата радиальными прямыми), алхимические (выделение четырех или пяти первоэлементов) и физиологические (жар, эрос, порождение /отделение от себя богом-андрогином женской сущности и дальнейшее с нею соединение) характеристики.
КОСМОС - (от греч. kosmos, "порядок", "строение", "мера", "мироздание","мир","наряд", "украшение", "краса") - в мифологической и раннефилософской традиции мироздание, понимаемое как целостная,упорядоченная, организованная в соответствии с определенным законом вселенная. Во многих традициях слово "космос" служит обозначением и самого закона, и определенного состояния, характеризующего космос. Внутренняя форма слов, используемых для обозначения этого понятия, вскрывает различные смыслы, определяющие его содержание. Для древнегреческого существенно выделить идею эстетически отмеченнного порядка, уравновешенности. Для древнееврейского это - "сокрытость", "завешенность", а также "прошлое" и "будущее". В славянском "миръ" выражается идея договора, порядка, объединения и уравновешенности.
КОСМОС противостоит ХАОСУ и всегда вторичен по отношению к нему и во времени, и по составу элементов, из которых он складывается: тьма преобразуется в свет, пустота - в заполненность, теснота [вед. "амхас"] - в широкий мир [вед. "уру лока" ] (Ср. слав. "белый свет" как образ победы космоса над тьмой хаоса).
КРИПТА - [гр.krypte] - 1) у древних греков и римлян - подземное помещение со сводами; 2) помещение в КАТАКОМБАХ, где первые христианесовершали богослужения и погребали смвоих умерших; 3) в средневековой западноевропейской архитектуре - часовня под храмом, служившая для погребения.См.: ГУХА.
КРИПТО...[< гр. kryptos тайный, скрытый] - первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову "тайный" или обозначающая :относящийся к какому-либо скрытому состоянию. (Современный словарь иностранных слов, Спб., 1994, c. 319). Ср.: ГУХА.
МИРОВАЯ ОСЬ - один из важнейших формообразующих концептов архаической модели мира. Пластически может быть представлено образами мирового древа, стоящего [перво]человека/бога, мировой горы, столба дыма (восходящего от алтаря с земли к небу), столбами в архитектурных конструкциях, в том числе - свободно стоящими колоннами, башнями, минаретами; рядом бытовых и обрядовых предметов - посохом, пестом в ступке, копьем и т.п.
ОЙКУМЕНА - [гр. oikumene < oikeo населяю] - экумена - совокупность областей земного шара, которые, по представлениям древних греков, были заселены человеком (Современный словарь иностранных слов, Спб., 1994, с. 419).
ОКЕАН мировой - в мифопоэтической традиции первозданные воды, из которых возникли земля и (шире) весь космос.<...> Согласно типологически весьма архаичной концепции, Океан - одно из основных воплощений хаоса или даже сам хаос [MHM, c.249]. Молочный океан - один из вариантов этой концепции в мифологии индуизма; пахтание его небожителями порождает множество ценных объектов, в том числе богиню ЛАКШМИ (благо и красота) и сосуд с АМРИТОЙ (истина и бессмертие). А.Ф.Лосев указывает на роль мифологического образа Первовлаги в формировании философии всеединства у Фалеса - "(ибо Фалес жил исключительно среди мифологических космогоний)" (Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993, с.100-112).
ПЕЩЕРА - сакральное убежище, укрытие, место уединения от внешнего мира. В буддизме, митраизме, христианстве получила распространение практика сооружения пещерных храмов, которые представляли космологические модели - организованная структура внутри Хаоса. Пещера включается в комплекс представлений жизнь - смерть - плодородие, как одновременно место зачатия, рождения и погребения, источник и конец. Пещера - детородное место земли и могила одновременно. См. также ГУХА, КАТАКОМБЫ, КРИПТА
ПУДЖА - бескровное жертвоприношение. Почитание богов подношением риса, цветов, воскурением и кроплением водой и маслом. Праздник в честь божества (например, Дурга-пуджа, продолжающийся девять дней и ночей).
СТАМБХА - свободно стоящая колонна, увенчанная символическими изображениями - животных, колеса-чакры и т.п. Вариант образа мирового древа.
СУТРА [санскр. sutra]- 1) нить, шнур, волокно, линия, изречение; сутры - книги изречений - правил по грамматике, философии, астрологии, и другим наукам; 2) /правило сутры - построение чертежа плана здания при помощи мерной веревки и циркуля-гурника (соединенные веревкой два колышка)
СУТРАДХАРА [санскр. sutra-dhara букв."держаший нить/шнур" -1) плотник 2)директор театра] - 1) главный архитектор и начальник строительных работ; 2) глава театральной труппы.
ХАОС - от греч. chaos - "зев", "зевание" "зияние", "разверстое пространство", "пустое протяжение". Напротив, в ведийском "амхас" выражена идея тесноты, сдавленности, преобразуемых в "уру лока" (широкий мир) космоса. Хаос может сопоставляться с изначальными водами бездны и в процессе космогонии оттесняться в "нижний мир" структурированного пространства. Силы Хаоса способны возвращаться в упорядоченное пространство космоса - напр. в образе мирового потопа, известного разным мифологиям - или в качестве наказания за грехи (вавилонско-библейский вариант), или в форме завершения очередного мирового цикла (санскр."пралая" - букв."растворение", "исчезновение", "погружение", "смерть", "конец света"), когда под разлившимися водами станут невидимы перекрестки дорог.
ХАРМИКА [ < санскр. harmya крепость, дом] - квадратное в плане сооружение на вершине ступы, хранящее одну из священных буддийских реликвий . (Ср.: harmuta черепаха)
ЧАЙТЬЯ [санскр. сaitya] 1. относящийся к погребальному костру; 2. надгробие; ступа; храм; священная смоковница. В буддийской архитектуре - пещерный храм с одним или тремя нефами, завершающийся апсидальным полукружием, в котором размещается святыня - обычно ступа. Апсида чайтьи дает возможность совершать ритуальный обход ступы внутри здания.
ШИВА [санскр. "благо, счастье"; "вода"; "целебный" ]. Имя одного из членов божественной триады индуизма (Брахма, Шива, Вишну). В составе последней имеет основную функцию разрушителя мира. Для своих адептов-шайвов является образом божественной полноты, творцом и разрушителем мира. Эти функции реализуются в процессе божественного танца Шивы, который он исполняет в присутствии своей жены, дочери царя гор Хималая, прекрасной Парвати ("Горянки"). Как бог отшельников-аскетов и бог-охотник, владыка зверей Пашупати, он обитает на горе Кайласе. Его "вахан" (ездовое животное) - бык Нанди. Его амбивалентность проявляется в том числе и в мифе о пахтании изначального океана: он спасает мир, опорожнив чашу с губительным ядом, явившуюся из глубин прежде ожидаемой АМРИТЫ.
ШРАМАНА (от корня "шрам" - утруждаться, стараться) - в VI-III вв. до н.э. профессиональный искатель истины в древней Индии, подвижник. Порывали с мирским обществом, питались за счет милостыни, объединяясь вокруг своих учителей и наставников, вели странствующий образ жизни, иногда укрываясь в лесных хижинах и пещерах. Все шраманские учения находились вне брахманской ортодоксии. Некоторые из них переросли в развитые религиозно-философские системы - джайнизм и буддизм.
ЮПА [санскр.yupa] - жертвенный столб в ведийской обрядности. Обычно размещался на основной оси жертвенной площадки в ее "благоприятном" восточном или северо-восточном конце. Служил для привязи жертвенных животных - как для заклания, так и для доения. В космологии ритуала выполняет (наряду с дымом жертвенника) роль мировой оси (axis mundi), связующей и одновременно разделяющей "верхний" и "нижний" миры, обеспечивая бытие "срединного мира" - обители людей.
ЯСТИ [санскр.yasti] - букв. "палка", "стебель", "нитка жемчуга". В архитектуре - осевой столб в конструкции СТУПЫ, поднимающийся из ее основания и выступающий в виде "шпиля" над четырехчастной ХАРМИКОЙ.