Изучение современных форм народной массовой культуры (если не ограничиваться
чисто филологическими рамками) приводит к пониманию того, что эти формы
возникают вследствие некоторых социально-психологических закономерностей
развития человека, субкультур и самих обществ. Среди важнейших явлений,
определяющих жизнь человека, следует назвать явление культурной адаптации.
Именно в ней заключен смысл изменения человеком своего окружения (пример
тому - микротопонимика, изменение официальных названий памятников и т.д.),
изменения языка (сленг), и массовой культуры, выражающейся в фольклоре.
Традиционно под адаптацией понимается приспособление человека к изменившимся
условиям жизни. Кто лучше адаптируется, тот способен выжить. Кто не адаптируется,
может погибнуть под напором сложившихся обстоятельств, а может и изменить
эти обстоятельства в свою пользу - это уже зависит от способностей самого
человека. Адаптация имеет и отрицательную сторону: она вынуждает изменяться
не всегда в лучшую сторону.
Существует несколько типов адаптации. Адаптация социальная - приспособление
к социальным условиям, существующим в обществе. Регулирует само общество
(карательное и общественно-моральное воздействие). Происходит естественный
отбор - одни приспосабливаются, другие не могут или не хотят. Извечная
проблема, отражаемая в литературе.
Проблемы культурной адаптации существуют во всех обществах, хотя и
имеют различное выражение. В традиционном обществе, безусловно, они стоят
менее остро, чем в обществе современном - быстро меняющемся, информационно
насыщенном и более разнообразном. Но и в обществе традиционного типа, для
которого характерны преемственность (а не конфликтность) поколений, устоявшиеся
нормы поведения и морали, постепенность развития хозяйства и технологий,
осознаваемая связь человека и природы, проблемы культурной адаптации возникали
регулярно.
Адаптация культурная - приспособление к официальной (главной, нормативной)
культуре общества. В первую очередь касается иммигрантов, приносящих свою
культуру и вынужденные приспосабливаться к новым условиям. Иммигранты различные:
деревенские жители в городе, беженцы или иммигранты с другого континента.
Но проблема культурной адаптации касается не только иммигрантов (а
именно с ними в основном связывается это понятие вообще). Культурная адаптация
значима и для коренных жителей какой-либо страны, членов какого-либо сообщества,
попавших в условия смены культурной парадигмы или придерживающихся своих,
особых стандартов культуры.
В условиях, когда адаптация неизбежна (как компромисс с обществом),
возникают многосторонние процессы. С одной стороны, под давлением обстоятельств
изменяются сами люди. Они принимают условия общества, которое диктует свои
законы и правила. Принимаются и культурные стандарты (это могут быть особенности
произношения, языковые нормы, нормы внешнего вида и поведения и т.д.)
С другой стороны, люди стремятся изменить и сами условия игры. Но это
сделать часто трудно и даже невозможно. Возможно другое: адаптирование
культурных форм выражения этих явлений. Это первый шаг к изменению самих
явлений, и главное, что достигается таким образом - разрушается идеологическая
сила этих явлений, они теряют силу внушения.
Значение культурной адаптации коренных жителей различно в различных
обществах. В обществах толерантных, допускающих существование неограниченного
количества различий и особенностей людей между собой, различных субкультур,
адаптация происходит не столь болезненно, как в обществах, зажатых официальной
идеологией и строгими правилами поведения.
Человек адаптирует свою культурную среду обитания (говоря словами В.Вернадского,
ноосферу). В первую очередь в нее входит словесное выражение всего сущего
- адаптируется язык и речь. Адаптируется (насколько это возможно) и ландшафт
человеческой жизни. Это так же происходит разными путями - словесно, ментально
и физически.
Можно выделить некоторые формы культурной адаптации.
А.Языковая адаптация. (Ярко выраженная в сленге).
В.Адаптация городского ландшафта. (Городская микротопонимика; неформальные
названия памятников и т. д.)
С.Адаптация массовой культуры (Городской фольклор).
D.Способы суггестии (религиозной: "Святое письмо", литература религиозных
пропагандистов (1), социальная - формирование городского ландшафта. При
этом одни памятники наделены суггестивной функцией, другие нет.
Суггестия - один из важнейших механизмов управления людьми, внушения
"правильных", с точки зрения руководителей сообщества, мнений и образа
мышления. Психически адекватный, здоровый человек, ставший объектом воздействия
суггестии, начинает порождать контрсуггестию. Непонимание - эффективный
способ защиты для тех, кто действительно не понимает, что ему хотят внушить.
Человек понимающий владеет многими техниками контрсуггестии, самая эффективная
- насмешка. "Отчетливой негативной реакцией на слова, что-либо требующие,
указывающие, объясняющие и т. д. , является эмотивная реакция... Например,
ответ смехом. Акт убеждения зиждется на том, что убеждаемому нечего противопоставить
некоей мысли..., так как он не может применить фактор недоверия (настороженность
к "чужому") к самому себе" (Б.Ф.Поршнев).
Именно поэтому важнейший этап изменения сознания - появление слова
"совок". До этого говорящий был лингвистически вынужден соотносить самого
себя с "советским человеком". С появлением слова стал возможно себя из
этой категории исключить, и говорить о "совках" как о чужих.
Культурная адаптация человека выражается в личной субкультуре, которая
складывается из особенностей языка, предпочтений в массовой культуре и
внешнего стиля одежды и поведения.
Стадии социо-культурной адаптации.
1.Фаза первой реакции (возникновение защитной реакции эго).
2.Фаза социальной апатии (автоматизм, ухудшение памяти).
3.Продолжение регрессивных процессов. Агрессивные формы поведения,
предохраняющие от соматических болезней, но последствия... Стремление к
творческой самореализации.
4.Фаза реабилитации. Осознание целей жизни.
Очевидно, что формы проявлений стадий различны.
Первая более социальна, чем культурна (а культурные формы проявления
- обилие мифологии и оправдания происходящего, "все действительное разумно").
Здесь уместно вспомнить субкультуры приспособленцев разного толка, в том
числе и маргиналов, оправдывавших свою ущербность и бравирующих ею.
Вторая стадия в высшей степени рефлексивна и культурно насыщена. Идет
переварка всего накопившегося материала. (Анекдоты и т.п., предшествующее
постмодернизму в литературе).
Третья стадия располагает к действиям, а не к рефлексии, и это порождает
сильнейшую ностальгию по культуре первой и второй стадий. Массовая культура
приспосабливается к нуждам "среднего" человека. Изменение информационного
поля человека и увеличение каналов информации приводит к удовлетворению
потребностей "каждого человека". Массовая культура massmedia выполняет
то, что раньше выполняла низовая массовая культура, имеющая традиционные
каналы распространения (устное и письменное бытование).
Безусловно, стадии не имеют четких временных границ (они расплывчаты);
и для разных людей (или групп) они сменяются в разное время (а для кого-то
могут и не сменяться).
Кроме того, все повторяется...
Но при этом существует зависимость: от развитости каналов информации
и общей социо-культурной обстановки в обществе.
Как поет Sting, "50 каналов, а смотреть нечего" - проблема тех, кто
хочет потреблять не только массовую культуру. Развитие информационных систем
многократно обгоняет все остальные формы цивилизации человека (он не становится
более цивилизованным) и образуется некий культурный вакуум.
Новое информационное общество начинает порождать особую культуру: massmеdia
по форме, но индивидуальную по содержанию. Происходит постепенная индивидуализация,
приспособление к конкретному пользователю новых технологий. Возникает и
фольклор новых технологий. (Шутки - вредные и безвредные компьютерные вирусы;
игры; т.д.)
Различные группы людей, имеющих свои политические и культурные интересы,
заинтересованы в том, чтобы возобладала та или иная стадия. Неизбежны культурное
противодействие и борьба в обществе. Часть общества пытается повлиять на
другую - иногда успешно, а чаще вызывает на суггестию - контрсуггестию.
("Святое письмо" - явный пример.)
Некоторые люди живут в собственном мире - это "националисты" всех мастей
и те люди, которые, как это описывал Д.Орвелл, пытаются изменить прошлое.
Обратим же особое внимание на фольклор.
Фольклор - духовное проявление культуры и субкультур, выражаемое в
речи, различных текстах, жестах, небольших представлениях, рисунках, музыке
и т.д. Фольклор в первую очередь становится заметным посторонним, представителям
других субкультур и носителям общей культуры общества. Пока не изучена
скрытая духовная и социальная жизнь какой-либо группы людей, о ней составляют
мнение именно посредством изучения фольклора. Иногда это единственно доступный
способ, т.к. в некоторые субкультуры проникнуть посторонним невозможно;
или же в том случае, если субкультура умерла, оставив след в виде записей
фольклора. Hо если она доступна исследователям, то начинается встречный
процесс. Фольклор исследуется и оценивается во взаимосвязи с социальным
и экономическим положением членов субкультуры, с другими субкультурами
и обществом в целом.
Попытка понять какое-либо явление культуры подводит к необходимости
понимания всего социо-культурного контекста, в котором существует это явление.
Hевозможно понять текст, не зная условий его возникновения и бытования.
Городской фольклор развивается пропорционально развитию самого города.
Доля городов в мировом населении 5 тысяч лет тому назад была равна нулю,
в сотом году до нашей эры - менее 1 процента, в 1800 году - менее 5, а
в 1965 - более 30. Понятно, что теперь, когда люди овладевают совершенно
новыми технологиями (впрочем, прообразы большинства из них присутствуют
в самом древнем фольклоре) вслед за ними появляются сопутствующие им разновидности
фольклора. Это процесс совершенно естественный и даже неизбежный, говорит
он только о том, что человек пока контролирует эти технологии, они гуманизируются
(в противном случае фольклор, вероятно, не возникал бы). "Урбанизация принимает
многие формы, все они принадлежат человеку" (2. С. 133). Один косвенный
результат урбанизации - возникновение так называемой "несобранной публики",
которая обладает сходной ментальностью и отдает предпочтение одним и тем
же разновидностям городской культуры. Она способна генерировать и фольклор.
Социология поясняет, что несобранной публикой являются, например, читатели
одних и тех же газет, слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних
и тех же телепрограмм (3). Ф.деСоссюр в одной из женевских лекций указал
на два важных принципа: непрерывности и изменчивости языка. Единство этих
принципов выражается в парадоксальном примере: "... французский язык не
происходит от латыни, он и есть латынь, на которой говорят в определенную
эпоху и определенных географических границах" (4. С. 43). Он ратовал за
"принцип рассмотрения языка в его движении, которое никогда, и в этом заключается
вся суть дела, не противоречит единству языка во времени" (там же, с. 47).
Не только язык, но и фольклор, фольклорное сознание непрерывны и изменчивы
одновременно. Современный технологический уровень развития цивилизации
не позволяет фольклору быть точно таким же, как сто лет назад. Это не хорошо
и не плохо. Это так. Смена жанров происходила всегда, но она растягивалась
на столетия и целые эпохи. Сейчас время сжимается все быстрее, и вслед
за легендами об автомобилях (например, death cаr в США) появляются легенды
об НЛО. Фольклорным можно назвать произведение не по его жанру или стилистике,
а по тому типу сознания, что создало его и само выразилось в нем. Это сознание
массовое и анонимное, а не индивидуальное и авторское, хотя и может быть
выражено конкретным человеком. Оно архетипично, и именно архетипические
ситуации интересуют его в первую очередь. Оно открыто внешнему миру с его
врагами, героями, дураками и умниками, низким и высоким. Р.Дорсон писал
о том, что "в 1960 году американские фольклористы заново осмыслили существующую
оппозицию между массовой и народной культурами. Они увидели взаимодействие
вместо конфронтации. Когда сельские жители обосновывались в городах, город
их сильно конгломерировал, появлялись гетто и пригороды, заселенные средним
классом. Так и всепоглощающая massmedia - телевидение, кинематограф, грамзапись
и радио растворяли и поглощали все формы народного творчества, чтобы их
колоссальная аудитория получила их обратно. Ученые-фольклористы Индианского
университета в течение дня смотрели телевизор с 6.15 до 1.30 и обнаружили
101 традиционную фольклорную тему..." (5. Р. 41-43). Оживший ночной кошмар
- Фредди Крюггер из сериала "Кошмар на улице Вязов" (этот фильм заслуживает
отдельного взгляда с точки зрения фольклористики) был героем детского фольклора
внутри самого фильма (считалочка "раз, два, три, Фредди придет за тобой").
Выходящий из видеосалона при мне подросток натурализовал и обрусил Фредди,
назвав его "Федя Крюков". Появившись с помощью формул и мотивов традиционного
фольклора (хотя и не только) он в фольклор и уходит, переходя со страниц
сценария в видеозал и оттуда в темную спальню пионерского лагеря, как уже
давно перешли туда устные вариации на темы фильмов Хичкока, рассказы о
звездных войнах, таинственных мумиях и разных таинственных приключениях.
Кстати, одним из доказательств "фольклорности" того или иного произведения
может служить факт проникновения его в детский фольклор. Фильм типа "Кошмара"
можно упрощенно определить как авторское произведение, отражающее массовое
сознание и построенное с помощью (но не исключительно) традиционных формул
фольклора (сюжетов и мотивов), способное фольклоризоваться, и уже начавшее
этот процесс. Древней и вечной оппозицией добра и зла, и устоявшимися в
культуре архетипами питается и современный фольклор и, в частности, современное
мифотворчество. Ведь постоянство мифотворчества происходит вследствие единства
психических процессов, воссоздающих сходные формы в различные исторические
периоды (5. С. 10-12). Современные мифы выступают в качестве стереотипов
сознания, что часто выражается в восприятии, переживаниях и даже поведении.
Чаще всего они связаны с политикой и сексом. Существуют и новые научные
мифы - например, 30 основных теорий о происхождении Вселенной можно назвать
современными космогоническими мифами. Миф - это непроверяемое знание, решенная
же загадка перестает быть мифом. Как первые слушатели мифов безусловно
верили в них,так и современные слушатели, зрители и читатели верят новым
мифам. Они тоже проникают в коллективное бессознательное - достаточно вспомнить,
в кого играли и играют дети (из героев кино-масскульта). Тарзан и Шита,
Чапаев (красные и белые, русские и фашисты), Фантомас, индейцы (тоже разновидность
"красных" и "белых"), Зорро (борьба за справедливость сильной личности),
Рембо и ниндзя... Р.Дорсон называет Джеймса Бонда возвратившимся "archetyрal
mythical hero", который спускался в Ад и странствовал, подобно Тезею, в
лабиринтах опасностей. Люди восхищались им и пытались подражать его мужественности
(5. Р. 63). Эти архетипы стали стереотипами поведения нескольких поколений
детей и подростков, отразились и на взрослых.
Непосредственную связь культурного окружения человека и его социальной
адаптации (и дезадаптации) можно увидеть на примере сравнения фольклора
и образа жизни беспризорников образца 1920-х гг. И, как это не покажется
странным, этот пример является очень жизненным для нашего общества сегодня.
Рассмотрев субкультуры беспризорников и хулиганов, мы увидим, что блатной
фольклор во многом определяется не только им, но и детским фольклором,
который он определенным образом развил. Социальный аспект проблемы - переход
носителя одной субкультуры в другую и взаимодействие их. Это та база, на
которой происходит соприкосновение, взаимное влияние отдельных жанров и
текстов детского и блатного фольклора, и без которой многое останется непонятым.
Одним из самых важных понятий при изучении ребенка, и для исследования
психологии человека вообще является понятие игры. Игры - это примеривание
на себя играющим различным различных социальных и психологических типов
поведения, ролей, существующих как в обществе, так и в воображении. Hесколько
обобщая, можно сказать, что весь детский фольклор - калейдоскоп различных
игр и ролей. Девичьи игры - в предсказании будущего замужества, в "альбомные"
взаимоотношения с мальчиками, предчувствие сексуально-эротических игр.
Мальчишеские - в примеривании мужского (в их понимании) стереотипа поведения,
в фантастическое, в приключения, в "неприличное". Они наблюдают за играми
и взаимоотношениями героев анекдотов и различных историй, многое узнают
и многому учатся. Игра ведется естественно до тех пор, пока играющий перевоплощается
и актерствует, воображает, пока он волен разделять "себя" и воображаемую
маску. Hо бывает, что маска заменяет само лицо, и тогда уже идет не игра
в жизнь, а жизнь в игре. Например, когда песенник ведет девочка 11-14 лет,
это нормально. Hо для девушки 18 лет песенник (если он сохраняет стилистику
песенника подростка) уже свидетельствует об определенной задержке развития,
о том, что она выбрала себе "альбомный" стереотип поведения. Игра ребенка
- игра свободного, еще не выбравшего окончательно свою роль, примеривающего
чужие. Блатной - тоже играет, но его игры - игры человека, выбравшего стереотип
поведения окончательно. Ребенок комик, блатной трагик. Ребенок своему игровому
двойничеству радуется, блатной от него страдает, но часто это единственное,
на что он способен. Блатной фольклор можно представить как вариант деградации
детской ментальности. Он не расширяет возможности человека (духовные, фантазийные)
а сужает до минимума набор ролей в игре, правила в которой он не в силах
изменить. Ребенок же может поменять и роль, игру, и правила. Развитая кастовость
и говорит об ограниченных возможностях - "мужики", "козлы", "опущенные",
"воры" и т.д.
(Подробнее см. далее: "От беспризорничества и хулиганства - к блатной
субкультуре").
Интереснейшая проблема - психология фольклорного восприятия. Рассказ
о встрече с чертом или пилотами НЛО в виде зеленоваторадужных человечков
сами рассказчики воспринимают как правду, другие могут воспринимать как
фольклор. Австралийские аборигены впустили современную технику в свое "время
сновидений". Фольклор - все, что воспринимается как фольклор. Город и поле
- понятия исторически и семантически противоположные, но современный городской
фольклор в деревне не соберешь, и те, кого он интересует, должны научиться
работать в городе. "Инициативный фольклорист. . . может включить свой магнитофон
в табачном магазине или забегаловке" (7. Р. 267). Р.Дорсон также писал,
что "мы будем рассматривать город как богатую материалом лабораторию фольклориста,
предлагающую почти бесконечные возможности работы среди этнических, профессиональных.
. . социально-экономических групп" (6. Р. 52-54). В городе сильно развита
социальная стратификация,в нем существует большое количество различных
субкультур. Входящие в них люди имеют различные стереотипы поведения и
восприятия, и генерируют они совершенно различный фольклор (см. 6) Кроме
того, в городе живет большое количество выходцев из деревни, часто не забывших
свою юность и связанный с ней фольклор и различные этнографические сведения.
В их среде бытуют совершенно оригинальный пласт мифов и историй, неизвестных
в других субкультурах. Разделение, а тем более противопоставление традиционного
и современного фольклора абсолютно неправомерно. Можно разделять современность
и прошлое, как временные отрезки, иначе получается так, будто все, что
современно - не есть продолжение традиции. На самом деле в традиции существует
почти все. Конечно, не в традиции какого-либо жанра - они рождаются и умирают,
а в традиции самого фольклора, фольклорного сознания людей.
Примечания
1. Тилли Ч. Формы урбанизации. - Американская социология. М. 1972
2. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М. 1969
3. СоссюрФ.де. Заметки по общей лингвистике. М. 1990
4. DorsonR. Folklore and Fakelore. L. 1976
5. Веселовский А. Собр. соч. М. Л. , 1938. Т. 16
6. DorsonR. ed. Folklore and Folklife. An introduction.