Вадим Ф. Лурье

Жизнь и смерть Василия Чапаева


Василий Иванович Чапаев (28.01.ст.стиля 1887 - 05.09.1919) был весьма неординарной личностью.На первой мировой он заслужил три Георгиевских креста за отвагу, был в чине подпрапорщика.С сентября 1917 - член ВКПБ.С января 1913 - комиссар внутренних дел Николаевского уезда, подавлял эсеровские и кулацкие мятежи, воевал с белочехами.Начальник дивизии.В ноябре 1918 направлен на учебу в Академию Генштаба.Пробыл там до января 1919, когда по личной настоятельной просьбе был отправлен на фронт.Получил орден Красного знамени.Погиб, раненый, в реке Урал.В этих сухих энциклопедических строках виден человек, может быть и не очень симпатичный, но внушающий уважение.В наши же дни образ реального красного командира, георгиевского кавалера скрыт многочисленными наслоениями, и добраться до него невозможно - его заслонил Василий Иванович Чапаев из широко известных анекдотов.Анекдоты о нем составляют существенный пласт в собраниях советского устного творчества.Как это случалось, почему именно он, а не Ворошилов, Буденный, Фрунзе или другие официально разрешенные герои обрели бессмертие в народном творчестве, пик которого пришелся на начало - середину 1970-х? Этому есть несколько причин.Фольклорна и мифологична смерть красного командира в водах широкой реки, раненого, до последних мгновений боровшегося со смертью.Как всем, сопереживавшим его судьбу в последующие десятилетия, хотелось, чтобы он доплыл! И его, в о д о л е я, уход в водную стихию породил имеющий свойства пандемии жанр советского фольклора - слух.Утверждали, что Чапаев жив, но контузия сделала его сумасшедшим, и он, забывший и своих друзей, и ненависть к белым, тихо доживал свои долгие, как у Буденного (+ 1973 г.) годы в психиатрической лечебнице, в окружении разнообразных сумасшедших (и не было ли среди них кого-либо, воображавшего себя Чапаевым?) В подобное место советский слух поселил и космонавта N 1 - Юрия Гагарина.Это первое наслоение на образ реального героя, начало его фольклоризации.В 1930-е широко пропагандировались народные и псевдонародные песни и сказки о советской жизни и советских героях.Среди них есть тексты и о В.И.Чапаеве.Например, в обширном собрании "Творчество народов СССР", выпущенном в 1937 г.к ХХ-летию Советской власти (под ред.А.М.Горького, Л.З.Мехлмса и А.И.Стецкого) после разделов "Ленин" и "Сталин" идет раздел "Гражданская война".В нем - две сказки: "Жив Чапаев!" и "Смерть Чапаева" (записанная со слов известного карельского сказочника Матвея Коргуева).Фольклорные записи 1930-х гг.- особая проблема, ведь многое не записывалось, многое откровенно фальсифицировалось (как былины о Ленине и Сталине), многие архивы были "очищены" от крамольных записей.Вот как заканчивается "русская сказка" "Жив Чапаев!": "ранили в этом бою Чапаева, и говорят, будто он утонул в Урале.Только неправда, что Чапаев утонул...Взвалил его Петька на себя, да в Урал-речку, да на себе и переправил...Выходил там его.Выжил Чапаев и прозвище сменил...За ошибку свою, значит, чтобы стыда не было на людях.И сейчас, люди бают, жив Чапаев, большим начальником стал, - справедливый такой, добрый".Чапаев, сменивший имя и ставший большим начальником - это ли не тема для анекдота! Но анекдоты пошли позже...В 1923г.вышло первое издание повести Д.Фурманова "Чапаев".
У Фурманова тоже была интересная биография.В первую мировую он, студент, работает братом милосердия, в революцию пришел эсероммаксималистом, затем анархистом.В 1918г.вступает в ВКПБ и становится комиссаром чапаевской дивизии и начальником политуправления Туркестанского фронта.И, как чапаевский соратник.он писал его образ яркими и четкими мазками социалистического реализма.Соцреализм делает героя таким, каким он должен быть - по инструкции, по постановлению.Народное создание поступает так же, только лепит героя по своим, народным канонам (поэтому так близки фольклор и соцарт).Д.Фурманов многократно переделывал свою повесть, но смерть прервала подготовку четвертого издания 1926 г.И есть данные, что ему помогали не отступить от соцреалистической правды Анка-пулеметчица, бывшая его женой.Она правила так, как ей подсказывало ее женское классовое чутье.И книга угодила и официальной идеологии, и сталинской концепции гражданской войны.В первых вариантах и черновиках Фурманов писал иначе, а читателям его переиздающегося произведения достается не совсем авторский текст...Но, как не стал героем фольклора М.Фрунзе после книги Б.Пильняка, так не стал бы им и правдиво написанный Чапаев.В повести и "русских сказках" он обрел фольклорные черты, но пик его славы был впереди.Безусловно, после потрясений Отечественной войны, Чапаев - герой книги, был бы если не забыт, то, по крайне мере, отброшен на задний план.От забвения его уберег и принес общенародную славу фильм братьев Васильевых "Чапаев" 1934.Блестяще сыгранный Бабочкиным, Василий Чапаев дожил, благодаря кино и телевидению, до наших дней.Выражение "Чапай думать будет" - стало поговоркой.Еще одна ступень к жизни в фольклоре была пройдена.Телевидение и кинематограф - это генераторы фольклора в наши дни.Они делают героев известными повсюду, и повсюду эти герои становятся персонажами старых и новых сюжетов, распространяющихся с невероятной скоростью.Так возникли сериалы анекдотов о поручике Ржевском, Штирлице, Холмсе и Ватсоне.Но они появились уже после чапаевского цикла и, в некоторой степени, все эти герои вышли из чапаевской шинели.За ними закрепились определенные амплуа: Ржевский - пошляк и бабник, Холмс и Ватсон - классическая пара дураков, один из которых кажется себе умным, Штирлиц - и все его нацистское окружение - издевка над недотепой-одиночкой, борцом за советский рейх с гротескным и абсурдистским уклоном).Все они в той или иной степени пародийны, но продолжают свою экранную лубочную судьбу.Не то - Чапаев.Если составлять указатель сюжетов современного советского анекдота, то едва ли не к каждому из них можно будет подобрать соответствующий текст с Василием Ивановичем и его друзьями.Они люди, и ничто человеческое им не чуждо.Так все более возвеличиваемый и фольклоризируемый образ Чапаева в нашем сознании перевернулся.Несимпатичный, но внушающий уважение в жизни - в анекдоте стал своей противоположностью.Симпатичным и не внущающим ни малейшего уважения.До такого положения привела георгиевского кавалера официальная лит и кино пропаганда.Как известно, произведения, популярные в среде взрослых, часто со временем переходят к детям.Когда во взрослой среде популярность Чапаева упала - в детской достигла апогея.И сейчас он жив в детском творчестве вместе с Чебурашкой, крокодилом Геной, Винни-Пухом и Пятачком.Широко распространена и настольная шашечная игра "в Чапаева" (бьют щелчком по шашке, стараясь сбить шашку противника).Дети отбивают все пальцы, но играют с азартом.

По реке плывет Чапаев,
Далеко не уплывет,
Потому, что не смолкает
Мой станковый пулемет

(запись 1993 года).
Чапаев - заложный покойник ? (мнение АФБ) Не думаю.
К биграфии Ч.- у Фурманова - смешные случаи (анекдотические), сын губернаторской дочери и т.п.