Вадим Ф. Лурье

Нарвские ворота


NB.Эта небольшая pабота была написана для журнала "Родник".Она затрагивает две большие самостоятельные темы: мифология и ментальность советской эпохи и творчество Павла Филонова.Ни одна из этих тем не иссследована еще в достаточной степени, и о том, и о другом мы знаем очень мало.Тем не менее, показалось возможным коснуться их, обнаружив фольклорно-мифологический источник картины Павла Филонова "Нарвские ворота".Миф (со ссылкой на картину) был опубликован мною в 1989 году, в Вестнике Совета по экологии культуры, N 16.Ниже о связях мифа и картины будет сказано более подробно.А текст выглядел так: "Вы из Ленинграда? Так там у вас своя колдунья есть.Нарвские ворота знаете? Так вот там наверху колдунья стоит, коней своих держит..." "Живая?" "Да, когда был в году тридцатом, живая вроде была.." Позже меня поправляли, что не колдунья, а колдун, но ворота высокие - снизу можно и не разглядеть.
В последнее время все чаще говоpят о наступлении на Россию нового язычества.Вспоминают послереволюционное глумление над церковью, попрание старой морали, сегодняшнее наше пристрастие к суевериям разного толка.Все это усугубляется суггестивными способностями средств массовой информации и нищетой.Впрочем, сытость и нищета одинаково, хоть и разными путями, могут привести человека к безверию.О неоязычестве сказано много, хотя говорящие о нем часто забывают, что христианские храмы ставились на месте языческих капищ, и там, где раньше поклонялись женскому божеству Мокоши, теперь молились Богородице - ставшей в народном сознании таким же божеством плодородия и милосердия.Язычество заложило национальную основу веры и миропонимания, христианство дало общечеловеческую этическую концепцию.Возможно, именно потому, что христианские святые почти полностью заместили языческих божеств, мы так мало знаем о древней славянской мифологии.А древнегреческие мифы, которые не могли стать основой новой религии, известны очень хорошо.Так и неоязычество, восторжествовашее после 1917 г., не отменяло весь накопленный опыт христианства (человеческое сознание, ментальность не может измениться за несколько дней переворота), а подправляло и подменяло его.Поводом моего обращения к представленной теме будет попытка рассмотрения с точки зрения мифологического сознания картины Павла Филонова "Нарвские ворота" (1929г.) На картине изображены, как и следует из названия, одна из достопримечательностей Петербурга - Нарвские ворота, наверху которых стоит устрашающего вида бородатый человек, размахивающий руками, а внизу, у ворот, кучка людей, глядящих на него.На настоящих воротах стоит статуя крылатой Победы на колеснице из шести коней (работы П.Клодта).Сначала их построил Д.Кваренги из дерева, для встречи героев войны 1812 года, в 1827 г.они были заложены на новом месте архитектором Стасовым, открыты в 1834г., и по виду сходны с древнеримской триумфальной аркой.Существует легенда о том, что на Нарвских воротах стоит колдун (или колдунья), и Можно с большой долей вероятности утверждать, что картина П.Филонова воссоздает этот петербургско-ленинградский миф.На мифологичность картины указывают и ее детали.Видно, что наверху ворот стоит не человек, не Бог, а некая темная сила, "колдун".Кстати, по народным рассказам, колдуны чаще селились на окраинах города.Нарвская застава - такая окраина, а ворота были одной из "несвятых" высоких точек города.Рассмотрим картину подробнее.Четверо (или больше?) коней - агрессивные звери, рвущиеся в разные стороны.Возница - страшный большой мужик, машущий руками (даже кажется, что их три).Он смотрит в глаза зрителю картины, от него не спрятаться.Внизу пять фигур маленьких людей, один из них смотрит вверх, остальные стоят с удрученным видом."Как-то нам будет перед антихристом-то стоять?" задавался вопрос в старой русской скороговорке.Колдун - слуга антихриста, иногда даже идентифицируемый с ним.Кто стоит на Нарвских воротах, кого увидел и изобразил Павел Филонов, ответить точно нельзя.Колдун, антихрист, языческое божество, просто некая темная сила, вознесшаяся над людьми и устремленная неведомо куда.Впрочем, на картине видно - на нас с вами.Существует еще одна работа П.Филонова под тем же названием, помеченная следующим, 1930 годом.Это графика, вероятно, эскиз.Здесь вид у всего еще более мифологический.Столбы, напоминающие фаллические, на одном из них сидит петух.На воротах надпись (транспорант?): "Пролетариат победит".Одна аллегория стоит другой.Крылатая Победа народа в Отечественной войне и страшный образ мужика, колдуна с бешеными конями - победителя войны гражданской, готового нестись "освобождать" пролетариат соседних стран.Любопытна и фигурка петуха на работе 1930-го года.Петух чаще выступает как представитель сил светлых, он возвещает восход Солнца, и одновременно с его троекратным криком темные силы отступают.У петуха еще не открыт клюв и не приподняты крылья, время его еще не пришло.Исследование мифологизма картин Павла Филонова может быть большой и интересной темой."Нарвские ворота" - не единственная картина художника такого плана.Аналогичные мотивы могут быть найдены и в других его работах."Первые советы" (1925): летящая фигура человека с крыльями (ангел?) наталкивается на оскаленную голову, явное олицетворение темных сил.Голова "колдуна" с ворот напоминает голову человека с картины "Тайная вечеря" (1920-е гг.), стоящего с поднятыми руками, третьим слева от Христа.Петербург - совсем не старый город, но он как-то очень быстро состарился.Почти с каждым его памятником связаны легенды и мифы, большинство из которых нам неизвестно.Мы не можем доискаться до первоисточников даже тогда, когда эти мифы становятся реальностью.Но что запомнилось всем - что "быть Петербургу пусту"...Колдун на Нарвских воротах - один из таких городских мифов.Когда он возник - одновременно с постройкой ворот, к концу 19 века - или после 1917 года - сказать нельзя.Возможно, что П.Филонов и не знал его.Но все равно не случайно, что он воплотил образ темной силы, вознесшейся над городом, выразив архетип активного и умелого зла, устремленного на нас.Это то зло, что действует от имени и во имя пролетариата, тот призpак, что так долго бродил по Европе и остановил своих коней на городских воротах в России.Призрак коммунизма - русский, бородатый, беспощадный, с фанатичными глазами."Как-то нам будет перед антихристом-то стоять?" И стояли.Антихрист является перед концом света, так считают в народе.Может быть и петух не кричит потому, что конца уже не будет, он уже наступил? Вспомним общую политическую ситуацию в те годы, "великий перелом" (а может, окончательный разлом), когда от имени и во имя пролетариата совершались страшные преступления, и мы поймем, почему на картине популярный и главный лозунг (он похож на лозунг последних десятилетий - "Коммунизм неизбежен") висит под ногами колдуна.Вспомним и неоязыческую обрядность Советской власти, и вечное ожидание верующими конца света.Апокалиптические мотивы всегда присутствовали в народном мифотворчестве (и вообще в сознании).Особенно подобные настроения усугубляются при определенном стечении обстоятельств.Конец века, тысячелетия и, особенно, социальная нестабильность.Заметки типа "слухи народа", "толки народа" постоянно появляются в ведущих этнографических журналах конца 19 начала 20-го века "Живая старина" и "Этнографическое обозрение".Перед концом света народ ожидал великий мор, нашествие крыс, войну с неведомым Китаем...Ждал и Антихриста.В 1895 г.он "уже народился, уже и здоровый" (1).Когда-то антихристом называли ПетраI, но это была скорее метафора.В начале нашего века тоже нашлись претенденты на это имя.Германский Император Вильгельм - "зверь апокалептический с печатью антихриста на левой руке - оттого и высохла" (2).После первой мировой приход Антихриста ожидается с новой силой.А уже с начала века действовала секта Иоаннитов, утверждавшая, что конец света уже наступил, т.к.пришел Иоанн (Кронштадтский).После октябрьского переворота антисоветски настроенные священники (отражая, безусловно, настроение части народа) провозглашали антрихристами одновременно Ленина и Троцкого.Возможно, вспомнилась и давняя связь большевиков с "меченым" кайзером.Итак, 1895 год.Антихрист - "уже и здоровый".А Ленину, кстати, 25 лет.После его смерти - а умер он вскоре после разрушения старого мира, едва начав строить мир новый, - родился и вылился необычайный всплеск народных эмоций.Это был легальный выход запрещенных религиозных чувств, реализовавший вечную потребность в божестве - бессмертном и знающем, "как надо".Своего апогея обожествление Ленина и других кумиров и лжепророков достигло к концу 1930-х гг.На это в большой степени работала и официальная пропаганда.Но трудно совмневаться в искренности людей, плачущих и восклицающих у гроба Ленина в 1924 году.То, что тогда говорилось, нельзя даже назвать метафорами.Это больше.Это уже реальность.Та самая гофмановская, булгаковская фантастическая реальность.Лозунги 22-го января: "Ленин - Солнце грядущего.Ленин - знамя будущего.Могила Ленина - колыбель свободы всего человечества".Из обращения ЦК: "Ленин живет в душе каждого члена партии.Каждый член нашей партии есть частичка Ленина.Вся наша коммунистическая семья есть коллективное воплощение Ленина.Ленин живет в ненависти к ленинизму, коммунизму, большевизму в стране наших врагов.Ленин живет среди миллионов колониальных рабов".Из речей "соратников": "Ленин умер, но дух его...живет", "с нами нет Ильича.Но все мы, коммунисты и беспартийные, рабочие и крестьяне, утысяченной сплоченностью и единодушием должны создать коллективного Ленина", "вождь великой русской революции, Ленин был в то же время ее дитя..." Цитировать можно бесконечно.Ленин - отец революции, Ленин - сын революции, Ленин - дух святой всего коммунистического движения.А вот о чем говорили простые люди."А кто теперь вместо Ленина управлять будет? - Управлять Советы будут.Все сообща.Но Ленин был нашим учителем, отцом.-А-а.Он как бы вроде Иисуса Христа, а теперь остались его ученики"."При жизни его мы чувствовали себя как бы у Ильича за пазухой", "многие говорят, что товарищ Ленин умер.Нет, он не умер, он жив.Там только тело, а сам он с нами", "Ленин живет в нас, он бессмертен".Обожествление происходило умело и искренне.Безбожники пользовались богоносной фразеологией, а верующие (точнее, жаждующие верить) обрели нового, умершего, но воскрешего и бессмертного бога.Но далеко не все могли и хотели забыть христианство и православие.Люди помнили о существовании лжепророков и антихриста.Народное сознание не могло не воспринимать по-своему некоторые события,происходящие в Советской России.Ленин не был похоронен (а, по народным повериям, души непохоронненных людей находятся неподалеку и тревожат живых людей).В Кремле издавна хоронили великих князей и царей до Петра I.56 захоронений, настоящее кладбище.За оградой кладбищ всегда хоронили самоубийц или преступников, нераскаявшихся.Там, у Кремлевской стены, и лежат выдающиеся коммунисты."Могила Ленина - колыбель"...Это еще смешнее неолитических фигурок беременных старух.Старик - младенец без мозга и внутренностей, на поклон которому приходят со всего света.Кто сотворил в душе своей кумира с вожделением, тот уже согрешил с ним.Ленин должен быть похоронен.Его дух беспокоит и возмущает людей.Это и он - тот самый колдун, повергающий к своим ногам город святого Петра и всю страну.А в Мавзолее можно будет открыть музей одной восковой персоны.Вспомним еще одну картину Павла Филонова: "ГОЭЛРО".Маленький Ленин перед огромной картой Электрификации (светлого будущего) - стоит как мелкий бес, понявший вдруг, что построить новый мир ему не по силам, что он может только разрушать.Дьявол всегда соревновался с Богом, даже подобие человека сделать сумел.Да только души вдохнуть не смог.

Примечания

1.Дикарев М.Толки народа в 1895 году.Этнографическое обозрение, 1896 г.с.144.
2.Кривощеков А.И.Легенды о войне.Исторический вестник, 1915 г., 10, с.202-203.Далее Вильгельм-антихрист говорит: "Погублю...веру Христову, разрушу их храмы, изрублю иконы,покорю себе русскую землю, и будут тогда все кланяться мне и почитать меня как Бога".О секте иоаннитов см.: Этнографическое обозрение, 1904, 3, с.114 Запись легенды о колдуне на Нарвских воротах сделана мною летом 1988 г.в Торопецком районе Калининской области.Высказывания о Ленине даются по книге "У великой могилы", М.1924.