"Обожаю уличный фольклор, но почему-то к нему у нас относятся как к атомной бомбе, и никуда его не сунешь", писала в частном письме Вера Панова.На современный фольклор действительно долгие годы было наложено табу.Еще в 1988 году в журнале "Слово лектора" писали о том, что "под видом юмора идет изощренная психоло - гическая обработка различных групп населения страны", "есть группа анекдотов, направленная на культивирование распущенности, аморальных, безнравственных поступков, васедозволенности.Не обойдена вниманием анекдотов и тема национальных отношений в нашей стране.Политические анекдоты клевещут на наших государственных деятелей, сеют сомнения в святости наших ценностей, подвергают насмешке все нововведения, направленные на искоренение негативных явлений в жизни страны".Прямо заявлялось, что анекдоты, особенно политические, "создаются западными пропогандистскими центрами и спецслужбами" ("Слово лектора", 1988.N 4.С..56-57).Подобные идеи не новы в советской фольклористике.Как писал известный фольклорист И.П.Андреев, "...фольклор продолжает оставаться отражением и оружием классовой борьбы.Особенно охотно пользовался и пользуется фольклором классовый враг диктатуры пролетариата.Часто лишенные возможности выступать в открытом бою, враги пролетарской революции (в особенности кулачество) используют всевозможные средства идеологического воздействия, в том числе и фольклор.Отсюда довольно широкое (зафиксированное собирателями) распространение кулацких антисоветских легенд, анекдотов, частушек" (1)."Классовый" подход применяется еще и сегодня.Мало что может сравниться с мифологизмом сталинской эпохи.Здесь совершенно замечательно миф и архетип сближаются с созданиями социалистического реализма, где что ни герой - то архетип.Павлик Морозов, Мересьев, Корчагин, Тимур, Стаханов. Павел ("Мать"), "Молодая гвардия" и т.д.и т.п. Итак, фольклоризация идет там, где личность автора стоит на втором плане, где существуют и действуют архетипические характеры и ситуации, где есть доля вымысла, фантазии, и где от зрителя (читателя) требуется творческое восприятие.
Б.Ф.Поршнев.Контрсуггестия и история.
Т.Лири.Интервью.Rolling Stones, N 512, декабрь 1987