Вадим Ф. Лурье

 
Table - Talk сегодня

Слово - минимальная единица фольклора, устного народного творчества.Самые яpкие из них - слова новые, меткие, часто неожиданные и необыкновенные.Это окказионализмы, сленговые и жаргонные образования, рожденные стихией языка.Вообще сленг - социальная подсистема языка общенародного, и совершенно справедливо его изучением занимаются социолингвисты.Однако некоторые особенности сленга, как мне кажется, позволяют изучать его с иных позиций, как составную часть фольклора.Зачатки сленга и нечто сходное с ним можно обнаружить в детском фольклоре, той его части, которую Г.С.Виноградов называл "детской сатирической лирикой".Ее назначение - оскорбить, унизить, осмеять; характерна эмоциональная окраска.В составную часть детского фольклора - прозвища и дразнилки - входят слова и выражения как заимствованные из речи взрослых, так и придуманные самими детьми.У детей существует необходимость давать свою оценку и свои имена окружающим их людям, предметам, явлениям.И с ростом (физиологическим и духовным), и с расширением круга общения у детей появляется потребность дать свое прозвище не только товарищам по классу, но и учителям, и учебным предметам.Называние идет на содержательном и эмоциональном уровнях (матендра - математика, русишашвайн - русский язык).Школьники (особенно-младшие) плохо владеют лаконичной речью, но они и не стремятся к этому.И вместо того, чтобы назвать что-либо одним гиперэкспрессивным словом (что обычно в сленге), они пользуются описательным оборотом, своеобразной фразеологией.Она запечетлена в так называемой "школьной хронике", имеющей хождение в устном общении и распространяемой в списках.(Например, "репортаж с петлей на шее" - ответ у доски, и.т.п.).Если сленг - это новый, критический взгляд на вещи, на окружающий мир, субьективная (носителем сленга) переоценка и переосмысление реалий окружающей действительности, то "Школьная хроника", выражая точку зрения учеников на школу и учебный процесс, тоже критически и юмористически переосмысливает школьную жизнь.Но функция юмористическая в ней преобладает, а в сленге - особенно в тех его единицах, которые потеряли свою новизну, стали привычными в речи - преобладает функция номинативная.Но сленг постоянно по - полняется таким единицами, в которых эмоция смешного главенствует, ради нее, собственно, эти единицы сленга и создаются.Есть способы образования единиц сленга, в которых эмоция смешного проявляется особенно сильно.Это аббревиация и "сленговая этимология".При аббревиации эмоция смешного возникает при столкновении общеизвестного смысла слова (аббревиатуры) и специфического сленгового толкования, деаббревиации этих слов.Расшифровываются и названия учебных оценок, и название магазина "Вино" - как "Всесоюзный институт народного образования", и аббревиатуры - названия учебных заведений (напр., ЛИАП - "лепили инженера - алкоголик получился"), и многие другие слова и аббревиатуры (морг - "место окончательной регистрации граждан").Часто подобные обозначения функционируют в качестве анекдотов.Способ второй - "сленговая этимология".Г.Пауль назвал это явление более сложным типом народной этимологии, который состоит в фонетическом преобразовании, благодаря которому слово, напоминающее в силу случайного сходства другое слово, в еще большей мере уподобляется ему.Такое преобразование делается преднамеренно, сознательно.Г.Пауль отмечает, что такие искажения иногда укореняются как традиционные остроты.(Вообще сравнение единиц сленга с остротами мне кажется оправданным, если не для всех единиц сленга, то для большей его части).Вот несколько примеров "сленговой этимологии": "книгообман" (вм.книгообмен), "доканат" (вм.деканат), "тискотека" (вм.дискотека).Это способ, как и первый, имеет давнюю традицию, близок к шутке, остроте, анекдоту.Многие из них - окказионализмы, возникшие в спонтанной речи, стали "традиционными остротами".Эти единицы сленга (да и многие другие) можно назвать анекдотами, сжатыми до одного слова, реже - до фразеологизма.Есть и другая связь сленга с анекдотами: отдельные ключевые слова и фразы из анекдотов, теряя свое словесное окружение, становятся лексикой и фразеологией сленга (напр., выражения "у тебя что, банан в ушах", "пришел поручик Ржевский и все опошлил" и т.д.) Поначалу подобные выражения воспринимаются как цитаты из анекдотов, впоследствии, когда анекдот забывается, эта цитатность не видна.Вот пример взаимодействия общенародного языка и фольклора: в Бодуэновском издании Словаря Даля есть выражение "Фридриххераус сделать", оно поясняется и этимологизируется через анекдот, приведенный в словарной статье).Сленг, как и фольклор, вид словесного творчества, корни сленга можно увидеть в детском фольклоре, а единицы сленга можно сравнить с прозвищами, дразнилками, есть сходство в бытовании единиц сленга и анекдотов, а также в причинах и условиях их возникновения.Стол - нечто сакральное в нашей культуре, будь то стол обеденный или письменный.За письменным столом сочиняются и записыватся истории из жизни людей, вещей и понятий, за обеденным - рассказываются, и всегда - происходят.Обычно за столом в домашней об - становке сидят друзья, и особых причин для цензуры у них нет, еда частенько приправляется крепкой (соленой, острой - все эти сравнения используются и в гастрономии) шуткой, словцом, или анекдотом.В застольных разговорах (особенно когда перешли к чаю или вину) может выявиться весь комплекс существующей устной традиции данной группы общающихся (person lore, умноженный на n).А традиция локальной группы - сколок традиции общей.Разумеется, имеет значение, кто именно сидит за столом - друзья, родственники или малознакомые люди, какого возраста, пола, и т.д.и т.п.- полный набор всех социолингвистических факторов, определяющих ситуацию общения и в конечном итоге - акт речи.Что же именно рассказывают? 1.Слухи - частного характера и общественного - о политике и т.д.; сюда же можно отнести и разного рода предсказания (например, астрологические).2.Анекдоты.3.Различные случаи из жизни (часто анекдотического характера), пересказ чужих историй и того, чему свидетелем был сам рассказчик.4.Рассказы о прочитанном.5.Разговоры ("треп") о политике, "мужиках и бабах", работе; разного рода проблемах, дачах, детях, отдыхе, смысле жизни и т.д.и т.п.В общении это часто контаминирует, спонтанно возникают шутки, остроты и анекдоты.Часть их забывается, а часть проходит процесс фольклоризации - вместе со всем остальным рассказываемым, обрастая зачастую новыми подробностями и обретая новые акценты.Именно здесь живет, постоянно умирая и возрождаясь в person lore каждого, современный городской фольклор.

Тексты

1.Один мужик снял бабу, повел ее в свой гараж.Решил сбегать за водкой, а тут от гаражей отъезжал его приятель на машине - и предложил подвезти до магазина.Мужик сел, они поехали, и на повороте в них врезался КАМАЗ.Машина - вдребезги, оба мужика - в больнице без сознания.А гараж-то у него заперт! Он, когда уходил, от греха подальше взял и запер.Через три дня очнулся, вспоминает...Зовет своего брата, и по секрету ему все выкладывает.Дает ему ключи от гаража, и брат идет.Открывает гараж - заглядывает, и тут получает кирпичем по голове.А баба убегает...
2.Провожали одну женщину - она на параходе плыла куда-то.И высунулась она из иллюминатора по пояс, махала своим провожающим руками.И вдруг как-то странно в лице изменилась.А вылезти обратно сразу не может: плечами и бюстом застряла.Оказывается, кто-то зашел в каюту, и оттрахал ее в свое удовольствие, а она даже обернуться не могла.Так и не узнала, кто ее...
3.Муж с женой поссорились однажды, а они на третьем этаже жили.И вот она вскочила на подоконник, и сказала: мол, еще мне хоть слово скажешь - прыгну вниз.Он взял, и сказал из вредности.Она и сиганула.На дворника.У него - переломы, у нее - синяк на жопе.
4.В метро - сам видел - мужик интеллигентный - к себе в портфель писал...
5.Зимой один перчатки потерял, руки замерзли, а писать очень хотелось.Он в туалет, уже над толчком стоит, а ширинку расстегнуть не может...
6.Один мужик поел в столовой, и стало его пучить.Ну, он домой, сидит в автобусе, едет, жопу сжимает.Вышел, и тут свою пассию с матерью встретил - и те его в гости стали звать, да так, что он и отказать не смог.Дошел, мучаясь, увидел одну темную комнату, и скорее туда - душу отводить.Выпердился, стоит довольный, окно открыл, пиджаком машет.Входит его пассия, зажигает свет, и говорит: "А, ты уже здесь! А это, познакомься, мой брат с невестой".Они, оказывается, на диване сидели - в обалделом виде.
7.У одной дамы на столе в вазочке лежало мочегонное драже - по виду от конфет не отличить.И пришли к ней две подружки, и пока хозяйка на кухне хлопотала, наелись драже до отвала.Одна шла в Большой театр, другая к любовнику...
8.По Невскому проспекту ходил негр, брал стаканы с автоматов газированной воды и макал туда свой член.СПИД у него был...[ это известный современный сюжет, типа "Добро пожаловать в Спид-клуб"].