начальная personalia портфель архив ресурсы

[ предыдущая статья ] [ к содержанию ] [ следующая статья ]


Андрей Веретенников

Майкл Оукшот. Рационализм в политике и другие статьи.
М.: Идея-Пресс, 2002. – 288 с.

Избранные статьи одного из выдающихся политических философов Великобритании 20 века Майкла Оукшота публикуются на русском языке впервые. Среди достоинств книги можно отметить широкий тематический охват: переведены не только статьи по философии политики, но и статьи по теоретической философии («Голос поэзии в беседе человечества») и исследование по истории философии («Моральная жизнь в сочинениях Томаса Гоббса»). Оукшот принадлежит к числу тех довольно редких персоналий в академической философской среде Британии, которые не ориентированы на приемы и методы аналитической традиции в философии, несмотря на то, что в Европе аналитическая философия считается национальным достоянием британских университетов. Прожив 89 лет (он умер в 1990 году, соответственно, расцвет его деятельности пришелся на вторую-третью четверть 20 века, а все опубликованные в настоящем издании статьи приходятся на промежуток с 1947  по 1961 год), Оукшот был вынужден столкнуться с жестким противодействием со стороны аналитиков, например С. Стеббинга и А. Айера, но обвинения, с одной стороны, в берклианстве, а с другой – в абсолютном идеализме не помешали его взглядам приобретать все большее влияние.

Он наиболее известен благодаря воззрению на политическую деятельность, согласно которому она не является ни чисто эмпирической деятельностью, то есть спонтанным действием в конкретных обстоятельствах, направленным на разрешение проблем, ни действием, основывающимся на идеологических предпосылках, то есть действием по «рациональной», заранее выработанной схеме политического действия. Эти два воззрения отметаются в пользу того, что политическое действие скорее сообразуется со знанием возможностей такого действия, некоторым ноу-хау наподобие знания ремесленника, и является воплощением «традиции» политического действия в каждой отдельной стране. Этот взгляд тесно связан и основывается на критике Оукшотом «рационализма» («Рационализм в политике», «Рациональное поведение», наст. изд.). Оукшот рассматривает «рационализм» как некую тенденцию, начало которой положили Декарт и Локк, отвергающую «традицию» и требующую построения абсолютно нового, «рационального», «разумного» порядка, будь то общественное устройство, наука или философия. В политической сфере происходит замена традиции государственного управления данной страны на некую идеологию, для успешного функционирования которой требуется тотальная «промывка мозгов» всему населению. Идеология носит исключительно инструментальный характер; в самом простом виде, по Оукшоту, это набор правил, действуя согласно которым вы в качестве политика добьетесь желательной цели, которая также задается в рамках идеологии. Но, как невозможна тотальная «промывка мозгов», так невозможно и построение идеологии по «рационалистическим» принципам ввиду того, что построение идеологии «с нуля» всегда оставалось только программным заявлением того или иного теоретика.

Критика подобных тенденций в политической науке позволяет Оукшоту называть себя скептиком и консерватором («Что значит быть консерватором»). Консерватор – это не просто человек, противостоящий переменам и нововведениям, это человек сознающий необратимость перемен и их необходимость. Его политическим курсом в рамках постоянно меняющихся условий будет следование национальным традициям и встраивание новых веяний в одобренную практикой управления схематику. Не преследование абстрактных целей, а действие согласно сложившейся политической практике будет политикой истинного консерватора. Оукшот полагает, что консервативная политика более подходит для среднего возраста, для людей, которым есть, что терять, чем для их более молодых и более безрассудных сограждан. Также утверждается примат индивидуума, независимость экономики от государственного регулирования и необходимость отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. Нужно отметить, что для Великобритании, с ее старыми демократическими (и консервативными в том числе) традициями возможно отстаивать подобные взгляды не рискуя попасть в абсурдное положение, для России же, в условиях полнейшего отсутствия каких бы то ни было традиций как представительской власти, так и навыков демократического правления вообще (это отмечает и Оукшот) такие взгляды будут по меньшей мере странными (самое меньшее – реставраторскими).  С точки зрения консерватора, экономика при тоталитарных режимах, либо экономика, регулируемая государством, мобилизует производственные силы страны, переводя их в состояние военного времени, но подобное перенапряжение экономики на протяжении долгого времени невозможно, так как, с точки зрения консерватора, нормальное состояние экономики – это условия свободного рынка и свободной конкуренции.

Стихия деятельности ученого-историка в очерке «Деятельность историка» рассматривается с позиций различения практического отношения к прошлому и отношения «исторического». Практическое отношение есть стремление к рассмотрению прошлого «по отношению к настоящему» и истолковывания его так, «как если бы оно было настоящим», что служит предпосылкой для простого перенимания некоторого инструментального опыта некоторой страны и перенесения практики государственного управления в иные, нерелевантные этой практике условия. «Историческое» же рассмотрение прошлого представляет собой некую разновидность «научного» взгляда на прошлое, то есть взгляда незаинтересованного. Для историка, по Оукшоту, прошлое интересно само по себе, как таковое, вне всякой зависимости от сиюминутных интересов общества. В настоящее время политическое отношение к прошлому вытесняет историческое, как ранее это делала религия, но в любом случае это отношение практическое, и именно от такого отношения, такой интерпретации и такого языка истолкования Оукшот стремится дистанцировать деятельность историка.

Вполне возможно, что данный сборник ничем не сможет помочь начинающему политику, так как, по убеждению самого Оукшота, политическая деятельность это как некоторое ноу-хау, так и следование традициям политической жизни своей страны, не сможет он послужить и универсальным справочником по политической теории, принципы Оукшота – это принципы критической рефлексии над существующим положением дел. Консервативные же методики государственного управления, по Оукшоту, должны применяться в каждой отдельной стране в согласии с традициями этой страны. Но сам пример критической рефлексии имеет и самодовлеющую научную ценность, тем более в политической теории.


[ предыдущая статья ] [ к содержанию ] [ следующая статья ]

начальная personalia портфель архив ресурсы