шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

Эль Лисицкий (наст. имя и фамилия – Лазарь (Элеазар) Мордухович Лисицкий, 1890-1941), советский архитектор, графический дизайнер, теоретик искусства, родился на станции Починок под Смоленском в обеспеченной еврейской семье.

C 1909 по 1914 г. Лисицкий обучался в Высшей технической школе в Дармштадте на факультете архитектуры. В России он повторно сдал экзамены в Рижском Политехническом институте, из-за войны перебазировавшемся в Москву, и получил диплом инженера-архитектора. В 1915-1916 гг. работал в мастерской архитектора Великовского.

С 1917 до 1919 г. Лисицкий оформил несколько книг на идише. Также работал Лисицкий как художник-пропагандист, в частности, он оформил первое знамя ВЦИКа, которое 1 мая 1918 г. члены правительства торжественно внесли на Красную площадь.

В мае того же 1919 г. Лисицкий получает от Марка Шагала приглашение возглавить архитектурный факультет художественной школы в Витебске и мастерские графики и печатного дела. От Казимира Малевича, приехавшего в Витебск осенью того же года и вскоре занявшего место Марка Шагала, Лисицкий воспринял идеи супрематизма и немедленно стал одним из наиболее активных последователей этой художественно-философской системы. С созданием группы «Уновис» («Утвердители нового искусства»), он входит в ее состав. В частности, Лисицкий был одним из членов центрального творкома группы, при его непосредственном участии и контроле учениками Лисицкого готовится «Альманах Уновис № 1». Шрифтовая обложка, выполненная Лисицким для брошюры Малевича «О новых системах в искусстве», стала первым его опытом в области полиграфии, базирующимся на теории супрематизма. Лисицкому принадлежит и авторство нескольких плакатов, посвященных гражданской войне. Так, плакат «Красным клином бей белых» выполнен в супрематических традициях.

В это же время начались эксперименты Лисицкого с формой и пространственной организацией изображаемых объектов – он создает экспериментальные пространственные композиции из элементарных геометрических форм, которые называет проуны («Проекты утвержденного нового»). Проуны представляют собой визуальное изображение утопических архитектурных идей художника – это оторвавшиеся от земли, устремленные к небу или находящиеся в состоянии невозможного для земной архитектуры равновесия конструкции. Первый проун, на оборотной стороне доски которого был в 1919 г. отштампован красный квадрат, знак группы «Уновис», носит название «Город», остальные идут под номерами. Сам Лисицкий, говоря о проунах, отмечал, что новая архитектура должна отражать новую реальность. В отличие от статических египетских пирамид, такая архитектура парит и балансирует. В 1919-1920 гг. Лисицкий писал проуны маслом, поверхностью для изображения избирая дерево и холст, впоследствии часть их была литографирована и издана в Москве (1921) и в Ганновере (1923).

К архитектурным опытам Лисицкого относят и разработанный в его мастерской проект передвижной ораторской трибуны. Лисицкий всегда подчеркивал коллективный характер этой работы. Выбрав лучший из предложенных его учениками проект, он приклеил к верхней части трибуны фотографию обращающегося к народу В.И. Ленина. Этот проект произвел сенсацию в 1924 г. на международной выставке в Вене. Кроме того, Лисицкий принадлежит проект «горизонтального небоскреба» – офисного здания, которое, по мысли автора, должно было располагаться на площади у Никитских ворот. На чертежах изображена конструкция, напоминающая проун, – два горизонтальных блока строения с огромными окнами поддерживаются тремя высокими, забранными стеклянной оболочкой пилястрами. Горизонтальные блоки соединены стеклянной перемычкой. Лисицкий создал еще несколько архитектурных проектов, в частности, проект яхт-клуба текстильного комбината, нового здания издательства «Правда», дома-коммуны, однако ни один из них не реализован.

В 1921 г. Лисицкий был приглашен в Москву для чтения курса «Архитектура и монументальная живопись» на факультете архитектуры новой «художественной школы Вхутемас».

В конце 1921 – начале 1922 г. Лисицкого делегируют в Берлин, чтобы от лица передового советского искусства он установил связи с художественными союзами Германии. За границей (кроме Германии, он посетил Нидерланды) Лисицкий знакомится с виднейшими представителями западноевропейского авангарда – Вальтером Гроппиусом, Тео ван Дусбургом, Мисом ван дер Рое, Ласло Мохой-Надем и др. В 1923 г. для Большой берлинской художественной выставки он сконструировал «зал проунов». В том же году в Ганновере напечатана папка с литографиями эскизов театральных костюмов механического театра для футуристической оперы Крученых «Победа над солнцем». В 1925 г. в Дрездене прошла персональная выставка художника.

Кроме того, Лисицкий много занимался пропагандой новой визуальной культуры, он написал ряд статей, посвященных теоретическим проблемам искусства XX в., много внимания уделяя, в частности, русскому авангарду. Совместно с Ильей Эренбургом в начале 1922 г. Лисицкий издает в Германии трехъязычный журнал «Вещь». В том же 1922 г. Лисицкий издал детскую книгу «Супрематический сказ про 2 квадрата», которую создал еще во время своего пребывания в Витебске.

В Берлине Лисицкий оформил и издал книгу «Маяковский. Для голоса» и оформил обложку книги Виктора Шкловского «Zoo. Письма не о любви».

Лисицкий участвовал в издании американского журнала «Брум» (Broom), вместе с Куртом Швиттерсом работал над № 8-9 журнала «Мерц» (Merz).

В июне 1926 г. Лисицкий возвратился в Москву. Вскоре он стал профессором Вхутемаса. Кроме того, Лисицкий работает над оформлением различных всесоюзных и зарубежных выставок. Так, ему было поручено оформление советского павильона на международной выставке «Пресса» (1928).

Круг художественных интересов Лисицкого был чрезвычайно широк. Подобно многим выдающимся деятелям искусства того времени Лисицкий увлекался фотографией, в частности, изготовлением фотограмм и фотомонтажом. Одним из лучших его произведений такого рода можно назвать плакат для «Русской выставки» в Цюрихе (1929), где над обобщенными архитектурными конструкциями поднимается циклопическое изображение двух голов, слитое в единое целое. В 1929 г. фотоработы Лисицкий выставлялись в советском павильоне на международной выставке «Film und Foto» в Штутгарте. В 1930 г. он оформил Международную выставку гигиены в Дрездене и Международную выставку пушнины в Лейпциге.

В 1930-х гг. Лисицкий много работает в области книжного и журнального дизайна, он готовит альбомы «15 лет СССР», «15 лет РККА», «СССР строит социализм» и др. Начиная с 1932 г. и почти до самой смерти Лисицкий был художником-оформителем издававшегося на четырех языках журнала «СССР на стройке». С 1935 он был также главным художником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

В начале Великой Отечественной войны смертельно больной Лисицкий создал ряд плакатов, посвященных борьбе с фашизмом.

 

Л. Страхова

 

 

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс