шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

Варвара Федоровна Степанова (1894-1958), работавшая также под псевдонимом «ВАРСТ», – советская художница и дизайнер. Родилась в г. Ковно (Литва). В 1910-1913 гг. Степанова училась в Казанской художественной школе, где познакомилась со своим будущим мужем А. Родченко. После переезда в 1914 г. в Москву Степанова посещала студии К. Юона и М. Леблана. В 1917 г. при участие Степановой и А. Родченко создан профсоюз художников-живописцев. В этот период Степанова занималась живописью, графикой, писала стихи.

В 1918 г. Степанова создала серию графических работ на основе беспредметных стихов для книг «Ртны хомле», «Зигра ар». «Цветописная графика» Поиск синтеза звука и цвета привел ее к – абстрактным стихотворениям, размашисто написанным разноцветным буквам. В иллюстрациях к книгам «Ртны хомле» и «Зигра ар» (1918-1919) она соединила отмеченную темпераментом графику пятен и линий с жесткой фонетикой «заумной» поэзии.

В созданных в 1919 г. коллажах к пьесе А. Крученых «Глы-Глы» Степанова пародировала композиции К. Малевича, О. Розановой, Л. Поповой, И. Клюна, М. Матюшина и других левых художников.

В серии живописных и графических работ «Фигуры» (1919-1920), основанной на геометрических элементах беспредметного искусства, Степанова исследовала основные положения, схемы и повороты фигуры человека в динамике.

Степанова с 1920 по 1923 г. была членом Московского института художественной культуры (ИНХУК), а в 1920-1921 гг. – его ученым секретарем, принимала участие в художественных дискуссиях, выступила одним из создателей группы конструктивистов ИНХУКа. В 1920-1925 гг. она преподавала в студии Изо Академии коммунистического воспитания им. Н. Крупской. Участвовала в нескольких выставках авангарда, а также в выставке художников-беспредметников «5x5=25» (1921), где подвела, подведя итог своим поискам, заявила о переходе к «производственному» искусству.

В 1922 г. Степанова оформила в духе конструктивизма спектакль «Смерть Тарелкина» в театре Мейерхольда. Опубликовала в журнале «ЛЕФ» за 1923 г. статью «Костюм сегодняшнего дня – прозодежда», в которой доказывала необходимость функционально-конструктивной разработки одежды для различных профессий.

В 1924-1925 гг. являлась профессором на текстильном отделении ВХУТЕМАСа. В 1924 году вместе с Л. Поповой разрабатывала рисунки тканей для Первой ситценабивной фабрики в Москве, разработала более 150 орнаментов, около двадцати из них было напечатано на ситце, проектировала модели спортивной и повседневной одежды.

С 1924 г. работала в полиграфии, занимаясь и фотомонтажом – оформляла обложки книг и журналов «Советское кино», «Радиослушатель», «Красное студенчество», «За рубежом», «Книга и революция». Вводила систему модульной и акцидентной верстки в полиграфии. В 1925 г. работала над рекламными плакатами, тексты к которым писал В. Маяковский.

Степанова участвовала в выставках Декоративных искусств и художественной промышленности (1925, Париж), «Бытовой советский текстиль» (1928, Москва), выставке объединения «Октябрь» (1930, Москва) и др.

С 1935 в издательстве «Изогиз» она вместе с А. Родченко оформляла фотоальбомы, среди которых «10 лет Узбекистана», «Первая Конная», «Красная Армия», и более 10 тематических номеров журналов «СССР на стройке». В конце 30-х годов Степанова вернулась к живописи. В 1941-1943 гг. жила в эвакуации в городе Пермь, оформляла Окна ТАСС и выставки Гослитмузея. В послевоенные годы работала над фотоальбомами «Москва», «Московский метрополитен», оформлением журнала «Советская женщина».

Степанова мечтала о создании тканей с новыми физическими свойствами – исходя из закономерностей переплетения нитей, органично совмещая их с графическим орнаментом. Однако больше всего она стремилась к тому, чтобы, иметь возможность разрабатывать каждый момент изготовления тканей, вплоть до материалов, – именно как художник-дизайнер. Степанова так же изучала вопросы потребительского спроса на ткани и одежду, она подчеркивала, что в СССР, впервые в мировой истории были устранены социальные различия в костюме, и считала, что современность настоятельно требует новой концепции одежды для рабочих – массовой, но вместе с тем, разнообразной.

 

Береника Веснина

 

Костюм сегодняшнего дня – прозодежда

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс