win koi alt mac lat

[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]


История, отраженная в человеке

Завершено собрание сочинений Ю. М. Лотмана

Летом 1994 года издательство «Искусство — СПб.» выпустило «Беседы о русской культуре» — последнюю книгу Юрия Михайловича Лотмана. Сам великий ученый издания не дождался — он умер 28 октября 1993 года. Над «Беседами…», сложившимися на основе телевизионных лекций Ю. М. и его классических работ, Лотман работал, борясь с тяжелым недугом –— ему было важно завершить этот труд, при всем богатстве материала и ошеломляющей концептуальной энергии обращенный к самым широким читательским кругам. «Беседы…» заканчиваются очень «лотмановским» признанием: «История, отраженная в одном человеке, в его жизни, быте, жесте, изоморфна истории человечества. Они отражаются друг в друге и познаются друг через друга. Если настоящая книга внушит читателю хотя бы малую степень этого чувства, автор будет считать свою работу не напрасной».

Мы слышим здесь живой человеческий голос. Кому-то памятный по счастливому времени личного общения с Ю. М., кому-то — по телевизионным «Беседам…». Однако я уверен, что расслышит его и человек, не видавший Лотмана даже на экране. Дело тут не в «популярном жанре» — скорее напротив, именно потому, что всякая работа Ю. М. полнилась серьезным и интимным чувством, строящим и окрашивающим его гибкую, яркую и свободную интонацию, он со зримым удовольствием занимался тем, что называют «популяризаторством». Или — просвещением. Или — «Воспитанием души».

Так называется новый том, которым издательство «Искусство — СПб.» завершило весьма проблематичную девять лет назад, но все же состоявшуюся серию трудов Лотмана: за «Беседами…» последовали «Пушкин» (1995), «О поэтах и поэзии» (1996), «Карамзин» (1997), «О русской литературе» (1997), «Об искусстве» (1998), «Семиосфера» (2000), «История и типология русской культуры» (2002). Нынешняя книга — девятая. В нее вошли воспоминания Ю. М (или, по его самоироничному определению, «не-мемуары»), газетные статьи, ответы на анкеты, интервью, сценарий несостоявшегося телевизионного фильма «В мире пушкинской поэзии. Изобразительные искусства глазами Пушкина», заявка на сценарий фильма о (по) «Капитанской дочке (как же грустно, что никогда и никто не встретится с этим «художественно-методическим экспериментом»! заявку Ю. М. писал в 1983 году — вотще) и первоначальный вариант «Бесед…» — ставшая теперь письменной импровизационная речь Лотмана. «Кольцевая» композиция собрания сочинений (впрочем, без соответствующего титула и нумерации томов) сложилась, разумеется, в достаточной мере случайно, но в ней есть большой смысл. Отдавший всю жизнь преподаванию, создавший неповторимую научно-педагогическую школу (речь идет о здравствующей кафедре русской литературы Тартуского университета), обретавший и оттачивающий, по его собственному признанию, научные идеи, в первую очередь, на лекциях и семинарах, Ю. М. был учителем не в меньшей степени, чем ученым. Недаром он много раз повторял, что работать в «популярном» ключе имеют право только настоящие мастера. Недаром тревога о снижающемся уровне как школьного, так и университетского преподавания гуманитарных дисциплин — лейтмотив того, что можно назвать «публицистикой» Лотмана. Недаром с такой любовью вспоминал Ю. М. в «Не-мемуарах» и статье «Двойной портрет» своих великих наставников — Б. В. Томашевского, Б. М. Эйхенбаума, Г. А. Гуковского, В. Я. Проппа, М. К. Азадовского. Недаром одна из самых глубоких его работ — статья «Николай Иванович Мордовченко. Заметки о творческой индивидуальности ученого». Короткая перенасыщенная мыслью работа, посвященная Н. И. Мордовченко, учителю Ю. М., скончавшемуся молодым и свершившему, увы, далеко не все, к чему был предназначен, опубликована тридцать лет назад в специальном издании (саратовский «Историографический сборник») и с тех пор не переиздавалась. Новая книга исправляет печальную оплошность, и уже за одно это достойна многих хвал. Не от одних «историков филологической науки», но от всех, для кого слова «традиция» и «культура» не стали пустым звуком.

В газетной заметке нет возможности даже эскизно охарактеризовать то интеллектуальное богатство, что можно извлечь из «Воспитания души». Наверно, в этом и нужды нет. Достаточно напомнить о том, что у Лотмана в самом что ни на есть «сиюминутном» публицистическом тексте (вроде напутствия новому набору тартуских студентов) скрыто клокочут большие теоретические идеи, а сверхакадемичные труды полнятся гражданским и человеческим содержанием. Разумеется, доступно это при соответствующем настрое «воспитуемой души». Учение есть со-творчество. Великие учителя отнюдь не застрахованы от квазиучеников, будь то эпигонствующие попугаи или закомплексованные и мстительные борцы с «устаревшим каноном».

В далеком 1967 году (советская власть кичливо юбилеилась, коллекционируя «свои достижения»), Ю. М., отвечая на вопрос казенной анкеты, писал о необходимости издания «достаточно обширных собраний сочинений наиболее выдающихся из ушедших уже советских литературоведов» — «это необходимо и для оздоровления нравственной атмосферы в науке, для отделения книг-однодневок от подлинных исследований». За миновавшие три с половиной десятилетия сделано в этой области не так уж мало, но далеко не все, что нужно. Скажем, работы Н. И. Мордовченко так и не переизданы, труды иных замечательных филологов републикованы в недостаточном объеме, а в некоторых случаях (к сожалению, это характерно для наших дней) «подготовлены» просто халтурно. Комментированные же издания можно буквально счесть на пальцах. Несвободен от огрехов и наш девятитомник (комментария нет вовсе; есть библиографические погрешности, а в некоторых книгах опущены сведения о первых публикациях; спорны композиционные принципы). И все же огромный массив текстов Лотмана собран и доступен, тома сопровождаются значимыми статьями серьезных ученых, проведена текстологическая работа, особенно трудная в отношении поздних работ, записанных под диктовку Ю. М., и его устных выступлений (телеверсия «Бесед…»). Издание вряд ли состоялось бы без деятельного участия наследников Ю. М., его ближайшего друга и первого биографа профессора Б. Ф. Егорова, тартуских учеников Лотмана и их учеников. Последний том здесь особенно показателен: подготовкой текста занимались тартуанцы Татьяна Кузовкина и Роман Войтехович, научный редактор книги — профессор Любовь Киселева, ныне возглавляющая «кафедру Лотмана». Ее тонкой и проникновенной статьей «Ю. М. Лотман — собеседник: общение как воспитание» завершается книга, а с ней и собрание, подготовка которого (как и сохранение памяти и традиций Ю. М. вообще) много лет была жизненно важным делом замечательного историка литературы, лектора, организатора научной жизни — настоящей ученицы Лотмана.

А вообще-то ничего не кончилось. В конце сентября в Тарту пройдут очередные Пушкинские чтения, возникшие по мысли Ю. М. Да и комментированный Лотман, равно как и научная биография великого ученого, рано или поздно появится.

29/08/03


[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]