[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]


Если бы только Кавказ!

«Замирение» горцев остается актуальным сюжетом

Завершая книгу «Кавказская Атлантида. 300 лет войны» (М., «Время») Яков Гордин эмоционально восклицает: «Я терпеть не могу пресловутой формулы: “История не знает сослагательного наклонения”. Любители этой формулы исключают само понятие ответственности за те или иные действия. Если в истории все жестко детерминировано, то с кого спрос? <…> Тот вариант судьбы черкесов и Черкесии, который избран был кавказским генералитетом, оказался стратегически порочным. Дело было не только в провале колонизации <…> То, что произошло с черкесами-маджахирами, было для России опасным уроком бесчеловечности. Если сам факт завоевания Кавказа имеет свои объяснения геополитического характера, то степень жестокости, проявленная к уже побежденному, бессильному населению, не имеет ни объяснения, ни тем более оправдания».

Речь идет о конкретном историческом эпизоде — изгнании черкесов с родных земель. Однако трагедия, в результате которой империя «лишила себя возможности <…> инкорпорировать своеобразную и мощную культуру» (и тем самым обогатиться духовно), была теснейшим образом связана со всем ходом долгой и изнурительной кавказской войны, важнейшие этапы которой энергично и горько описаны в новой книге замечательного историка. Главный ее сюжет — роковое взаимонепонимание противоборствующих сторон, конфликт двух миров, не предполагающий компромисса.

Не имея возможности пересказать даже те ключевые перипетии кавказского сюжета, что запечатлены Гординым (а многое исследователь оставляет за кадром), обращу внимание на ключевую авторскую мысль. При покорении Кавказа применялись разные стратегии; сменяющие друг друга наместники негодовали на оплошных своих предшественников (при этом Гордин показывает, что большинство кавказских проконсулов были мыслящими и опытными мужами большого масштаба, государственными деятелями, а не служаками-карьеристами!); серьезность проблемы ощущалась как исполнителями монаршей воли, так и имперской администрацией (привычное противопоставление «практиков»-кавказцев и худо представляющих себе специфику дальнего края петербургских высокопоставленных прожектеров работает далеко не всегда!), — а Кавказ оставался непокоренным. То «замирение», что было достигнуто князем Барятинским в либеральное царствование Александра II, вовсе не решило (как многим хотелось бы видеть!) кавказской проблемы, ощущаемой ныне — полтора века спустя — куда как остро. И дело тут не только в ошибках и преступлениях (отнюдь не извинительных) советских лет. Взаимонепонимание представителей европейской цивилизации (сколь угодно разных и мало в чем друг с другом согласных!) и противостоящих им инокультурных миров не утратило своей зловещей силы. Модными ныне сладкоголосыми песнями о мультикультуральности одолеть (да и ослабить) его невозможно. Равно как и авиационными налетами, заменившими «кинжальные» экспедиции.

Андрей Немзер

05/04/11


[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]