[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]


Неколебимое великолепие брендов

Впервые вручаемые по новым правилам (о них см. «Время новостей» от 22 июня 2004), Государственные премии по литературе и искусству за 2004 обрели законных владельцев. Премий по пять миллионов рублей, как и было обещано, три. Две из них достались прекрасным дамам — поэту Белле Ахмадулиной и певице Анне Нетребко, третью разделили соавторы, архитекторы-реставраторы Нинель Кузьмина и Леонид Красноречьев.

Никаких сомнений сами по себе имена новых лауреатов не вызывают. Белла Ахмадулина, награжденная за «продолжение и развитие высоких традиций отечественной поэзии», действительно, давно почитается живым классиком. Свидетельством чему были Государственная премия (еще СССР; 1989) и премия Президента РФ (1998), не говоря о наградах «негосударственных» — «Триумфе» и Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (обе — 1994). Публикуется Ахмадулина не то, чтобы сверхинтенсивно, но постоянно (см. ее подборку «Посвящения» в январском «Знамени» 2004 года), резких сломов или прорывов в поэтическом стиле не наблюдается, но именно за неизменную плавную лебединую стать ее стихи и любят многочисленные ценители изящной словесности.

Взращенная Мариинским театром и маэстро Валерием Гергиевым, Анна Нетребко удостоена награды за «талантливое воплощение на оперной сцене образов русской и мировой классики, прославляющее великие традиции отечественной вокальной школы». Нетребко считается одной из самых интригующих и актуальных мировых оперных звезд нового поколения. Она работает на многих престижных сценах — от La Scala до «Метрополитен-опера» с самыми впечатляющими партнерами. Являясь эффектным послом нашей культуры на Западе (безупречное мастерство, высокий стиль и демократический имидж трогательной красавицы и всеобщей любимицы), певица не устает радовать и соотечественников. Достаточно напомнить, что ее неповторимый голос звучал на последнем Пасхальном фестивале, немало оживляя это тяжеловатое мероприятие, и что на питерском фестивале «Звезды белых ночей» ей предстоит исполнить партию Джильды в новой — конечно же, гергиевской — версии «Риголетто».

Нинель Кузьмина и Леонид Красноречьев (лауреат Государственной премии РФ, 1996) отмечены за «выдающийся вклад в сохранение мирового культурного наследия, в частности, за возрождение уникального памятника отечественной архитектуры XIV века — церкви Успения на Волотовом поле под Великим Новгородом» (церковь была разрушена в пору Великой Отечественной войны).

В мотивировках трех награждений видны сходные принципы: приверженность традициям, профессиональное мастерство, «конвертируемость». (Поэзия Ахмадулиной известна на Западе, конечно, меньше, чем вокал Нетребко или отреставрированный памятник «мирового культурного наследия», но тоже давно и прочно.) «Женский» акцент придает новорожденным премиям толику «незапланированной» элегантности. Охвачены все основные художественные сферы — словесность, театрально-музыкальные искусства (опера здесь «отвечает» и за драму, балет, концертные программы), искусства «пространственные» (архитекторы-реставраторы представительствуют за живопись, графику, дизайн). Знаково обойден только «проблемный» кинематограф. Что, надо полагать, будет поправлено через год — при трех премиях ротация видов искусства столь же неизбежна, как «брендовость» лауреатов. Что ж, закономерно прославленных, широко известных в стране и мире, неоднократно награжденных «другими» (включая «старо-государственные») премиями актеров, музыкантов, художников, писателей, кинематографистов, укротителей и прочих мастеров искусств у нас предостаточно. А поддержки художников, занятых — независимо от возраста и статуса — поисками нового слова, от дореформенной Государыни никто не видел и от реформированной не ждал.

7.06.2005.


[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]