win koi alt mac lat

[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]


От мифа к истории

У нас появилось «Новое издательство»

«Новое издательство» — брэнд правдивый, но лишь до поры: издательство родилось в нынешнем году и сейчас выпустило первые книги. Только время раскроет смысл немного кокетливого, нарочито простодушного, названия. Возможно, «НИ» сумеет стать выразительном игроком на гуманитарном поле, сформирует свой круг авторов, выработает внятную стратегию, а его продукция будет радовать читателей реальной новизной мысли — тогда имя оправдает себя. Может быть, «НИ» лишь встанет в ряд «малых издательств», мечущихся меж быстро меняющимися модами и, толкаясь локтями, борющихся за умы и кошельки представителей культурного сообщества. Тогда имя останется просто именем. Сетовать, наверно, не стоит и в этом случае — не так уж широк круг наших поставщиков интеллектуального чтения. Но все-таки хочется рассчитывать на лучшее.

Основания для надежд дает дебютная серия «Новая история», издателем которой значится Евгений Пермяков, а продюсером (и ответственным редактором двух уже изданных книг) — Андрей Курилкин. Оба — люди науки, получившие заслуженное признание своего цеха (Пермяков — филолог; Курилкин — историк), оба не понаслышке знакомы с издательскими буднями (Пермяков несколько лет был главным редактором «О. Г. И.»; Курилкин начинал редактором в журнале «Неприкосновенный запас», потом работал в том же «О. Г. И»). И хотя собственные научные интересы «новоиздателей» сосредоточены на русской культуре начала XIX века, заявило о себе «НИ» «Новой историей».

«Новая история» — это раскаленная современность. Это Россия начала XXI века. Страна, в которой мы живем, которую всяк по-своему любим, о которой скорбим, на которую надеемся. И которую знаем из рук вон плохо. Зачастую подменяя знания — мифологией. Иногда раздраженной и даже отчаянной. Иногда — восторженной. Из одних и тех же уст нередко доводится слышать как апокалиптические плачи, так и громокипящие гимны тому «пространству», что начинается сразу за МКАД и зовется «провинцией», «периферией», «регионами», «глубинкой»… Конечно, современное (да и вчерашнее или трехвековой давности) бытие России дает основание для самых разных чувств и умонастроений — страна у нас большая и гетерогенная, по Некрасову, убогая и обильная, но все же адекватному представлению о ней крайне мешает «разруха в головах», сознательная или бессознательная подмена реальности умозрительными концепциями. Именно обращением к фактуре (которая всегда богаче и страшнее любых идеологических конструктов) и ценны выросшие из «полевых исследований» книги Вячеслава Глазычева «Глубинная Россия: 2000–2002» и Татьяны Нефедовой «Сельская Россия на перепутье. Географические очерки».

Географ Нефедова пишет о сельском бытии России, точнее о ее «сельском лице», ибо, как убедительно показывает исследователь, в отношения с землей у нас вовлечены не только собственно селяне, но и жители малых городов (иногда от деревень фактически неотличимых), и даже собственно городское население, изрядная часть которого занята «самопрокормом» на дачах, садовых участках, огородах. Архитектор, культуролог (и когда-то — политик) Глазычев повествует о малых городах Поволжского федерального округа. Пересказывать две капитальные, перенасыщенные фактами монографии не только бессмысленно, но и невозможно (достаточно сказать, что в работе Глазычева представлены «портреты» более чем сотни «малых городов» — оренбургское Абдулино, башкирская Агидель, татарские Бавлы… и далее до башкирского Янаула) — их надо читать. Временами становится горько, страшно и стыдно. Временами испытываешь чувство гордости за сограждан, что умеют обустраивать свои «малые пространства». Но этот разнобой эмоций не похож на привычный пропагандистский сумбур. Мы видим воочию сложность и многоцветность российского бытия, мы приучаемся не верить готовым схемам (и соответственно скептически относиться к любым панацеям), вместе со страной (и авторами) мы выходим из мифа в историю.

Любопытное совпадение: Нефедова предпосылает главам своей книги эпиграфы из деревенских очерков Афанасия Фета; о тех же очерках (они были изданы Вячеславом Кошелевым в 2001 году) пишет в заключительной главе своей монографии Глазычев. По-моему, это не случайность. Великий поэт был отменным сельским хозяином и мудрым истолкователем обыденной (и великой) трудовой жизни. Рассуждая об актуальном (хозяйствование в пореформенной России), Фет вел читателя не к политике, экономике, социальным проблемам, а к сути — Земледелие… не какая-нибудь потребность жизни, оно сама жизнь. В этом же пытаются убедить нас авторы «Сельской России на перепутье» и «Глубинной России…», книг, по праву вышедших под ответственным титулом «Новая история»

24/11/03


[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]