[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]


И сказка не скоро сказывается

Михаила Успенского с пути не собьешь

Роман Михаила Успенского «Невинная девушка с мешком золота» (М.: «Эксмо») похож на прославившую автора трилогию о похождениях Жихаря и его побратимов. Снова русскому (ерусланскому, посконскому, тартарскому, гиперборейскому, многоборскому и проч.) богатырю надлежит спасти человечество и мироздание, а для того отправиться в рискованное путешествие. Снова супротивником простодушного и хитрованистого витязя выступает сам Князь мира сего. Снова разудалый герой обретает в странствии симпатичных (но временами невыносимо вздорных) помощников. Снова повествование изобилует литературными реминисценциями, кавээнными репризами, аллюзиями на политическую и (бес)культурную современность. Снова приходится разбираться с вывихнутым пространством и искореженным временем, бороться за две единственно стоящие вещи — звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас.

Это не метафора. В том мире, где суждено вершить подвиги Луке Радищеву (новая ипостась Жихаря) и Аннушке Амелькиной (по ходу дела бывшего студента, бывшего разбойничьего атамана, бывшего узника и будущего победителя оборзевшего зла превратили в его же возлюбленную), на небе нет звезд. В этом мире еще много чего нет — Америки (недавно открытой), стихийных катаклизмов, крыс, евреев, художников, Бога… Вот чертей с дьяволами — навалом. Ибо сотворен этот мир по заказу Цезаря Борджиа (временно исполняющего роль Антихриста) торопливым кудесником Джанфранко де Чертальдо. (Хорошо еще, что Папин сын не подрядил, как намеревался, Леонардо или Микеланджело — они бы того страшнее наворотили. Если б, конечно, приняли чертов заказ.) Ну а там, где нет звезд, понятно, как обстоит дело с нравственным законом. И, соответственно, с людьми — утратившими былые верования и обычаи, сохранившими в памяти лишь осколки верных представлений о миропорядке, разучившимися отличать добро от зла. Какие это люди — куклы бессмысленные. Нечего их жалеть — объясняет Луке Радищеву его сосед по темнице, один из немногих выходцев из «старого мира». И себя — такую же куклу — тоже жалеть нечего.

Лука, однако, жалеет. Даже тех страшных разбойников, которых ему, спасая собственную жизнь и надеясь спасти Аннушку, Ерусланию (а потом — и весь мир), приходится убивать. (Без всякого удовольствия; приговаривая: «они — ненастоящие».) Потому как живет — вопреки хитромудрым расчетам Князя мира сего — в герое человеческое начало. И не только в этом славном витязе (в девичьем обличье), но и в его Аннушке (между делом поработавшей Орлеанской Девой), и в нахальном деревенском вундеркинде Ничевоке, и в английском шпионе, и даже в страхолюдной наблюдательнице от европейского совета со знакомым именем Карла… Не говоря уж о стихотворце-арапе, о котором некий шкипер, проиграв мальца в карты ерусланскому царю, заметил: «это — наше все». И был прав!

Как ни злобен Цезарь Борджиа, как ни изощренны в гадостях его присные, как ни бессовестны бояре, банкиры, ландскнехты, инквизиторы, вампиры и прочая нелюдь, как ни чудовищна ошибка чародея Джанфанко, рано или поздно звезды в небе опять появятся. Что не избавит вернувшийся к первозданной сути мир от подлости, жестокости, жадности, эгоизма и дури, не отменит необходимости вновь и вновь совершать подвиги, не обеспечит благорастворения воздухов, но… Знаем мы цену этим обнадеживающим «но»! И про те убийственные «но», которые за ними следуют, тоже знаем. Все так, а делать нечего. Аннушка д’Арк в узилище Торквемады, Лука почти свыкся с девичьей долей, «звуки тоски и печали односложны и пронзительны», героям надлежит расстаться, дабы каждый из них оказался в нужное время в нужном месте и исполнил свой долг.

Похоже на финал первой части «Властелина колец»? Похоже. Но если прежде «Дубровский» оборачивался «Обыкновенным чудом», а «Колобок» катился от «Маугли» к «Борису Годунову», если под одной обложкой уживались «Граф Монте-Кристо», «Приключения Незнайки», «Гамлет», «Дочь Монтесумы», недавние газетные новости и история рода Борджиа, то почему бы не притормозить сказку на толкиеновской ноте? О том, что все кончится хорошо (и что в этом «хорошо» будет немало печали), мы и так знаем. Сказки не детективы — их рассказывают не ради финала, а ради тех неожиданных сюжетных, интонационных, стилевых придумок, на которые так щедр Михаил Успенский. Продолжения можно и подождать. Годика полтора. Но вообще-то тянуть кота за хвост не стоит.

Андрей Немзер

14.05.2005.


[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]