Поглядите, ослик!

"Вагриус" намерен издавать хорошие книги до бесконечности

На задней обложке каталога издательства "Вагриус" красуются две восьмерки. Одна обычная, другая на боку: "8 лет в прошлом" и бесконечность "лет в будущем". Шутка рискованная, но право на нее отмечающий завтра свое восьмилетие "Вагриус" заслужил.

Книгоиздательства, явившиеся на свет в 1990-х, можно грубо разделить на две группы. Одни ориентированы на "лоток" (детективы, любовные романы и т. п.), другие - на "салон" (модная гуманитария, экспериментальная словесность и т. п.). Публика должна "выбирать": чтиво или изыски. В образовавшуюся дыру проваливается новейшая отечественная словесность, публицистика, мемуары без скандальной ауры. И вместе с ними - тот интеллигент, что лет пятнадцать назад мог (и любил!) читать параллельно фантастику, "журнальную" прозу, книги из "Жизни в искусстве" и тамиздат.

Такому читателю нужно было "нормальное" издательство. Им и стал "Вагриус". Разумеется, взрастала фирма как поставщик чтива. Здесь и сегодня тиражируется зубодробительный Доценко и прочий горячий товар. Но тон задают другие проекты.

Во-первых, это мемуарная серия "Мой 20 век", насчитывающая ныне около полусотни книг. Политики (от Карла Густава Маннергейма до Егора Гайдара), писатели (от Марины Цветаевой до Агаты Кристи), актеры (от Чарли Чаплина до Юрия Никулина), хирург Николай Амосов, кинорежиссер Милош Форман, хоккеист Вячеслав Фетисов и многие другие оказались соавторами портрета столетия, что не с меньшим основанием, чем позапрошлое, характеризуется формулой Радищева - "безумно и мудро". Здесь были сильные удачи - "Книга прощания" Юрия Олеши, реконструированная Виолеттой Гудковой. Были нужные републикации - "Маска и душа" Федора Шаляпина, трилогия Анатолия Мариенгофа. Были качественные современные мемуары. Последняя на сегодня книга - "Перебирая наши даты" Давида Самойлова. Скоро серия пополнится и признанными шедеврами - "Моя жизнь в искусстве" Станиславского, мемуаристика Горького (в этом жанре, пожалуй, с наибольшей мощью проявился его дар), страшное "Погружение во тьму" Олега Волкова, и редкостями (Дон-Аминадо), и новейшими воспоминаниями (Виктор Розов).

Вторая удача "Вагриуса" - работа с действующими политиками. Мемуары Гайдара, дилогия Бориса Немцова (вторая ее книга - "Провинциал в Москве" - появилась недавно), "Приватизация по-российски" (под редакцией Анатолия Чубайса) были обречены на "приметность". В этом же ряду "От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным". Конечно, книга делалась "под выборы". Но оказалась востребованной и после них. Да, команда избранного президента по-прежнему эксплуатирует миф о "таком простом, таком загадочном", былые оппоненты Путина сильно подогрели интерес к его фигуре, повторяя, как попугаи, "белый лист, черный ящик", а журналисты "Коммерсанта" исполнили свою работу грамотно, тактично и не без тонкого ехидства. Но выпустил-то книгу "Вагриус".

Наконец, но не в последнюю очередь, - современная русская проза. В разных сериях были изданы сочинения примерно пятидесяти писателей. У иных вышло несколько книг, у иных - двухтомники и трехтомники. Есть явные фавориты: Людмилу Улицкую и Виктора Пелевина, Эдварда Радзинского и Владимира Маканина, Александра Кабакова и Анатолия Наймана (при всем их несходстве) здесь не просто издают, но и числят "фирменными" авторами. Особое отношение к Венедикту Ерофееву. В этом году вышли две его книги: "Москва - Петушки" с огромным комментарием Эдуарда Власова (прежде был издан в Японии) и подготовленный Владимиром Муравьевым том "Записки психопата" (заглавный ранний опус считался утраченным; за ним следуют бессмертная поэма, эссе о Розанове, трагедия "Вальпугриева ночь...", фрагменты записных книжек). Радует чутье на качественную новинку ("Закрытая книга" Андрея Дмитриева и "День денег" Алексея Слаповского вышли сразу за журнальными публикациями; скоро появится том Валерия Залотухи с очаровательным - только что появившемся в "Новом мире" - "Последним коммунистом") и умение вернуться к пропущенному (только что изданы книги по-настоящему долгожданные - "Дурочка" Светланы Василенко и том Юрия Буйды "Скорее облако, чем птица" с его лучшим романом "Ермо").

Какие-то вкусовые предпочтения "Вагриуса" спорны. Досадно, что вне его поля зрения остается проза таких интересных прозаиков, как Александра Васильева, Валерий Володин, Валерий Исхаков, Сергей Солоух. Или - если говорить о старших - Леонид Зорин, Борис Екимов, Анатолий Азольский. Последнего, впрочем, издает "Грантъ". Как и ряд других издательств, решивший работать с живой словесностью не без оглядки на стратегию "Вагриуса".

Восьмилетняя фирма уверена, что у нее в запасе вечность. Это обнадеживает - будет время поагитировать за сегодняшних и завтрашних писателей, что нуждаются во внимании просвещенных издателей. Эмблемой "Вагриус" избрал животное не только трудолюбивое, но и упрямое. Но не зря же говорил мудрый герой Достоевского, что осел - "добрый человек".