Приятно вспомнить

Двести лет назад родился Александр Вельтман

Всякий раз, как заходила речь об очередном «воскрешении» сегодняшнего юбиляра - Александра Фомича Вельтмана, его объявляли чьим-нибудь предшественником. В его потомки зачислялись Достоевский, Лесков, Мельников-Печерский, Андрей Белый, Ильф и Петров. И не без оснований. В ряд этот просятся и другие имена - Ремизов (он, кстати, на Вельтмана больше всех похож), Зощенко, Набоков. А если поближе к современности, то родство с прозой «классика второго ряда» можно приметить в исторических фантазиях Булата Окуджавы (особенно - в «Свидании с Бонапартом»), плутовских повествованиях Алексея Слаповского и игровых сказках Михаила Успенского. Какая, однако, пестрая компания! А ведь можно ввести в нее и сочинителей чужеземных, заведомо с Вельтманом незнакомых. Хоть Борхеса.

«В руках писателя все слова, все идеи, все умствования подобны разноцветным камушкам калейдоскопа. То же самое всякий перевернет по-своему, выйдет другая фигурка, и - он счастлив, ему кажется, что он ее выдумал». Это не мрачный аргентинский слепец написал, а наш Александр Фомич - сын обрусевшего шведа, любитель славянских древностей, знаток всевозможных языков, неутомимый выдумщик, добрый семьянин и всеобщий друг (о Вельтмане, кажется, ни один мемуарист худого слова не обронил), автор многочисленных ученых трудов, где блестящие прозрения соседствуют с простодушной до издевательства ахинеей, кропотливый исследователь стародавних рукописей, последней службой которого (опять привет великому библиотекарю Борхесу) было директорство в Оружейной палате. Но до этой тихой пристани Вельтман добрался только в 1842 году (его взял в помощники тогдашний директор палаты Михаил Загоскин, славный исторический романист, у которого Хлестаков пытался «перехватить» «Юрия Милославского»; через десять лет Загоскин умер и Вельтман унаследовал его должность и отменно исправлял ее до самой смерти в 1870 году). А до этого была военно-межевая служба в Бессарабии (в Кишиневе Вельтман познакомился с Пушкиным), стихотворство в модном духе (романтическая поэма «Беглец» пользовалась успехом, а разбойничью песню «Что отуманилась, зоренька ясная» кое-кто пробует петь и сегодня), участие в русско-турецкой войне (1828-29), не слишком обеспеченная жизнь профессионального литератора - выйдя в 1831 году в отставку с чином подполковника Вельтман начинает сочинять прозу как заведенный.

Карьеру прозаика открыл «Странник» (1831-33) - полулирическое, полупародийное фрагментарное «путешествие» - одновременно по хорошо знакомому автору югу России и по географической карте. С многочисленными поэтическими вставками, экскурсами в баснословные времена, домашним философствованием, бытовыми юморесками и беспрестанным подшучиванием над собой и над читателем.

«Видите ли... О неосторожность... Какое ужасное наводнение в Испании и Франции!.. Вот что значит ставить стакан с водою на карту!.. но думал ли я когда-нибудь, что столкну его локтем с Пиренейских гор?

Таким же образом, может быть, сказал я с глубочайшим вздохом, подобным моему уважению к халдейским преданиям, таким же образом опрокинулся сосуд гнева Кронова и пролилось Океан-море на землю! <...> Все претерпело от потопа, все гибло; только невинные рыбы хладнокровно плавали в бесконечном Океане и воображали: вот настало на земле вечное царство рыб!» «Странник» пришелся публике по вкусу; Пушкин, хоть и не написал обещанной Вельтману рецензии, но отметил в этой «немного манерной болтовне» знаки «настоящего таланта». А Вельтман развивал успех - ироническая вольность, беззаботное отношение к композиции, наслаждение от многознания и искусства писать позволили ему возвести причудливые громадины романов из жизни Древней Руси («Кощей бессмертный. Былина старого времени», 1833; «Светославич, вражий питомец. Диво времен Владимира Красное Солнце», 1835). Совершает он путешествия и в более отдаленное прошлое («Александр Филиппович Македонский. Предки Калимероса», 1836 - к «властелинам мира» у Вельтмана был устойчивый интерес, «Калимерос» - греческий перевод фамилии «Бонапарт»; в 1840 году будет сочинен роман «Генерал Каломерос» - не за буквами же следить! - о тайной любви маскирующегося под «простого генерала» Наполеона к русской красавице). Заглядывает в грядущее - «Рукопись Мартына Задеки. MMMCDXLYIII год» (1833). Да и современность у Вельтмана не хуже исторической экзотики - невероятные приключения, гротеск, чередующийся с добродушным умилением, поразительные сочетания бытовой наблюдательности и аллегорического морализма, ученой игры (как сказали бы лет пятнадцать назад: «эрудицией щеголяет!») и сказочной веры в силу добра. Особенно мила эта фантастическая мешанина в довольно лихо закрученных, но вполне счастливо разрешающихся романах «Сердце и думка» (1838) и «Новый Емеля, или Приключения». Оба вполне стоит читать и сейчас, благо они сравнительно недавно переизданы.

Не всем сочинениям Вельтмана так повезло. Его заветное сочинение поздних лет - цикл из пяти романов «Приключения, почерпнутые из моря житейского» - полностью напечатано не было никогда. Если первый роман - «Саломея» (1846-48) - был встречен скорее приязнено, то дальше дело пошло хуже, четвертый ругали вовсю, а пятый так и остался в рукописи. Правда, его пробовал издать сам Достоевский. Увы, в деловые шестидесятые и позднейшие годы великолепный архаист-новатор был не ко двору. Давние комплименты Белинского забылись (тем паче, что он успел «Нового Емелю» ругнуть, по меркам «неистового» - мягко). Теперь в глаза бросалась сумбурность, «прыгучесть» и фантасмагоричность «беспроблемных» и «неактуальных» романов на старый лад. (Впрочем, не любивший «вывертов» Лев Толстой Вельтмана помнил и говорил даже, что тот порой «лучше Гоголя»). «У одной папеньки и одной маменьки было две дочки. Точка. Не об них сказ». Но если «не об них», то на кой они сдались? А ведь, выходит, что нужны! Как «Саломея», зачинающаяся таким экстравагантным манером. Как выдумки и словесные переливы. Как всякое вроде бы надоевшее излишество, которое временами хочется забыть, но так приятно потом вспомнить.

Доступные издания Вельтмана

Приключения, почерпнутые из моря житейского. Саломея. М., «Художественная литература», 1957

Странник. М., «Наука», 1977 (серия «Литературные памятники»)

Повести и рассказы. М., «Советская Россия», 1979

Романы. М., «Современник», 1985 (в том числе - «Кощей бессмертный», «Светославич, вражий питомец»)

Сердце и думка. М., «Советская Россия», 1986

Избранное. М., «Современник», 1989 (в том числе - «Новый Емеля, или Превращения»)

20.07.2000