[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]


Тихий гром

К двухсотлетию одного великого стихотворения

Ровно два столетия назад, летом 1807 года, признанный корифей тогдашних российских стихотворцев Гаврила Державин написал послание «Евгению. Жизнь Званская». Бывший вершитель великих государственных дел, сенатор и министр, верный, но строптивый слуга трех государей, отправленный в почетную отставку за слишком ревностную службу (по слову прощавшегося с Державиным императора Александра), нашел покой в новгородском имении. В размеренной череде каждодневных забавных и необременительных домашних занятий достойное место занимают часы творческих парений и умудренных раздумий. Не все же, право слово, в карты играть — по грошу в долг и без отдачи!

Оттуда прихожу в святилище я Муз, / И с Флакком, Пиндаром, богов воссевши в пире, / К царям, к друзьям моим, иль к небу возношусь, / Иль славлю сельску жизнь на лире. // Иль в зеркало времен, качая головой, / На страсти, на дела зрю древних, новых веков, / Не видя ничего, кроме любви одной / К себе, — и драки человеков. Драку, впрочем, можно наблюдать и без «зеркала времен». Грохот европейской войны слышен и на уютных берегах Волхова. Ниже Державин напишет: Вид лета красного нам Александров век: / Он сердцем нежных лир удобен двигать струны; / Блаженствовал под ним в спокойстве человек, / Но мещет днесь и он перуны. А позднее ворчливо прокомментирует для несведущих потомков: «Император Александр был кроткого духа и с мирными расположениями, но заведен был окружающими его в весьма неприятные военные дела».

Осенью 1806 года войска Наполеона оккупировали Пруссию и уверенно двигались на восток. Подписанный государем 16 ноября 1806 года манифест гласил: «россиянам, обыкшим любить славу отечества и всем ему жертвовать, нет нужды изъяснять, сколь происшествия сии делают настоящую войну необходимою». Армия отправилась навстречу поработителю Европы, литераторы взялись за перья. 14 января 1807 года на Большом театре в Петербурге была с подобающим великолепием представлена свежая трагедия Владислава Озерова «Димитрий Донской». Открывал ее монолог заглавного героя: Российские князья, бояре, воеводы, / Прешедшие чрез Дон отыскивать свободы / И свергнуть наконец насильствия ярем! / Доколе было нам в отечестве своем / Терпеть татаров власть и в униженной доле / Рабами их сидеть на княжеском престоле? Исполнявший роль князя Димитрия актер Яковлев сделал мощное ударение на слове «наконец» — к вящему восторгу многочисленной публики. «Ничего не могло быть апропее <от французского a propos, кстати. — А. Н.>, как говаривал один старинный забавник», — рассказывал годы спустя склонный к ехидству мемуарист. Недавнее сражение под Пултуском почиталось почти победой и залогом будущего низвержения нового Мамая. На сцене оно уже стало явью. В финале безымянный воин объявлял Димитрию: Твой брат Серпуховской, преследовавший хана, / Ждет, государь, тебя со воинством у стана. / Дивяся доблестям и подвигам твоим, / Всеобщий ратных глас назвал тебя Донским. И вместе с залом восхищенно внимал ответу древнего героя, естественно отождествляемого с обожаемым государем: Пойдем, веселье их щедротами прибавим / Спокоим раненых, к умершим долг отправим! / Но первый сердца долг к тебе, Царю царей! / Все царства держатся десницею Твоей? — / Прославь, и утверди, и возвеличь Россию! / Как прах земной, сотри врагов кичливу выю, / Чтоб с трепетом сказать иноплеменник мог: «Языки, ведайте: велик российский Бог!»

8 февраля битва под Прейсш-Эйлау, которую основательно сведущий в таких делах Наполеон лаконично назвал «резней», окончилась, что называется, вничью. Противоборство шло с переменным успехом до 14 июня, когда под Фридландом случилось повторение Аустерлица. 25 июня императоры встретились в Тильзите, 7 июля там был подписан глубоко унизительный для России мир.

«Жизнь Званская» писалась еще до катастрофы — при отдаленном рокоте вроде бы успешной войны, однако здесь на ликующие победные звуки Державин (певец взятия Измаила и перехода через Альпы) явно не расщедрился. Мир для него лучше, чем гром перунов. Умолкнут ли они? — Сие лишь знает Тот, / Который к одному концу все правит сферы; / Он перстом их своим, как строй какой ведет, / Ко благу общему склоняя меры. // Он корни помыслов, он зрит полет всех мечт, / И поглумляется безумству человеков: / Тех освещает мрак, тех помрачает свет, / И днешних, и грядущих веков. // Грудь Россов утвердил, как стену, он в отпор / Темиру новому под Пультуском, Прейсш-лау; / Младых вождей расцвел победами там взор, / А скрыл орла седого славу.

Упомянув недавние полупобеды (а как без того), Державин не оставляет своей любимой мысли о «безумстве человеков». История вершится загадочной волей Бога, ни одно торжество не оказывается полным — фельдмаршал Каменский («седой орел») уступил славу победителя своему подчиненному, генералу Бенигсену. И от этой «частности» легко перейти к «общему правилу»: Так самых светлых звезд блеск меркнет от нощей. / Что жизнь ничтожная? Моя скудельна лира! / Увы! и даже прах спахнет моих костей / Сатурн крылами с тленна мира.

О неизменности тленного мира Державин, как помним, говорил выше. Цену земному бытию и человеческой памяти он знал. Но парадоксальным образом на этом печальном пункте не останавливался. Строфа о неизменных себялюбии и драчливости человеков, по сути, сразу же опровергалась, мудрость Экклезиаста представала еще одним заблуждением: Все суета сует! я воздыхая мню: / Но бросив взор на блеск светила полудневна, / О коль прекрасен мир! Что ж дух мой бременю? / Творцем содержится вселена. // Да будет на земли и в небесах Его / Единого во всем вседействующем воля! / Он видит глубину всю сердца моего, / И строится моя им доля. Ну а дальше про крестьянских детей, которые сбираются ко мне, не для какой науки, / А взять по нескольку баранок, кренделей, / Чтобы во мне не зрели буки. Про простой сельский обед с «багряной ветчиной», щукой «с голубым пером» и прочими колористическо-гастрономическими роскошествами. Про вина, кофе, игры, рукоделья и ремесла, прогулки, пляски и музыку. И вновь об уединении — Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?

Тут-то и разворачивается сюжет преходящей мирской славы, сплетенный с мнимым величанием недавних сомнительных побед и подводящий к очередному апофеозу тленности. Разумеется, вновь опровергнутому. Славный адресат (конечно, не столько «формальный», преосвященный Евгений, в миру Болховитинов, добрый приятель Державина и автор первого словаря русских писателей, сколько иной — провиденциальный собеседник) выполнит волю автора: Не зря на колесо веселых, мрачных дней. / На возвышение, на пониженье счастья, / Единой правдою меня в умах людей / Чрез Клии воскресишь согласья. // Так, в мраке вечности, она своей трубой / Удобна лишь явить то место, те отзывы, / От лиры моея шумящею рекой / Неслись чрез холмы, долы, нивы. // Ты слышал их, — и ты, будя твоим пером / Потомков ото сна, близ севера столицы, / Шепнешь в слух страннику, вдали как тихий гром: / «Здесь Бога жил певец, — Фелицы!» Двести лет прошло, а тихий гром все слышен.

Андрей Немзер

10.07.2007.


[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]