стр. 240
     М. Светлов
     НОЧНЫЕ ВСТРЕЧИ
          Памяти Николая Кузнецова
     I
     Хриплый, придушенный стон часов
     Заставил открыть глаза.
     Было двенадцать. Улицу сон
     Ночным нападеньем взял.
     Зорким дозором скрестив пути,
     Мгла заняла углы,
     И даже фонарь не мог спастись
     От черных гусениц мглы.
     Оделся Вышел один в тишине
     Послушать башенный бой,
     Тотчас же ночь потянулась ко мне
     Колькиной мертвой рукой.
     А я не знал - протянуть ли свою?
     (Я ведь Кольку любил.)
     Думал недолго. Свернул на юг
     И руку в карман вложил.
     Так я шел час, два,
     Три, четыре, пять -
     Пока усталая голова
     К руке склонилась опять.
стр. 241
     И только хотел я назад свернуть,
     Притти и лечь в постель -
     Как вором ночным прорезав путь,
     Ко мне подошла тень.
     Я не дрогнул. Я знаю: давно
     В Москве привидений нет.
     И я сказал, улыбаясь в ночь:
     - Милый, денег нет.
     Ты знаешь, после дней борьбы
     Трудно поэтам жить,
     И шелест денег я забыл,
     И что на них можно купить.
     Смотри, на мне уже нет лица,
     Остался один аппетит,
     И щеки мои, как два рубца,
     И голод в них зашит.
     Она мне ответила - эта тень -
     Под ровный башенный бой:
     - Время - не то, и люди - не те,
     Но ты - остался собой.
     Ты все еще носишь в своих глазах
     Вспышки прошлых дней,
     Когда в крадущихся степях
     Шел под командой моей.
     Степь казалась еще темней
     От темных конских голов,
     И даже десяток гнилушек-пней
     Казался сотней врагов.
     В такие минуты руки мглы
     Воспоминания вяжут в узлы
     И бросают их на пути,
     Чтоб лошади легче было итти.
стр. 242
     А лошади - знаешь ты - все равно,
     Где свет горит, и где темно,
     В такие минуты лошадь - и та,
     Словно сгущенная темнота.
     Не знаешь: где - фронт, где - тыл,
     Бьется ночи пульс.
     Чувствуешь - движешься, чувствуешь - ты
     Хозяин своих пуль.
     Время не то пошло теперь,
     Прямо шагать нельзя,
     И для того, чтоб открыть дверь,
     Надо пропуск взять.
     Нынче не то, что у нас в степи -
     Вольно нельзя жить...
     Строится дом, и каждый кирпич
     Хочет тебя убить.
     И ты с опаской обходишь дом,
     И руку вложил в карман,
     Где голодающим зверьком
     Дремлет твой наган.
     Она повторила - эта тень -
     Под ровный башенный бой:
     - Время - не то, и люди - не те,
     Но ты остался собой.
     Не как пуля, как свеча,
     Будешь тихо тлеть.
     И я сказал: - У меня печаль,
     У меня товарищ в петле.
     Ты знаешь: к обществу мертвецов
     Я давно привык,
     Но синим знаменем лицо
     Выбросило язык.
стр. 243
     И часто я гляжу на себя,
     И руки берет дрожь,
     Что больше всех из наших ребят
     Я на него похож.
     Сумрак не так уже был густ.
     Мы повернули назад.
     И возле дверей моих, на углу
     Мне мой взводный сказал:
     - В стянутых улицах городов
     Нашей большой страны
     Рукопожатия мертвецов
     Ныне отменены.
     Вот ты идешь. У себя впереди
     Шариком катишь грусть,
     И нервный фонарь за тобой следит,
     И я за тебя боюсь.
     Видишь вон крышу? Взберись на нее,
     На самый кончик трубы,
     Увидишь могилы на много верст,
     Которые ты забыл.
     И над землею высоко,
     С вершин, где реже мгла,
     Увидишь, как кладбище велико,
     И как могила мала.
     Он кончил. Выслушав его,
     Фонарь огонь гасил.
     И я молчал. А ночь у ног
     Легла без сил.
     *
     Ушел. И сонная земля
     Работы ждет опять...
     Спасская башня Кремля
     Бьет пять.
стр. 244
     В небе утреннем облака
     Мерзнут в синем огне:
     Это Колькина рука
     Начинает синеть...
     II
     Поздно, почти на самой заре
     Пришел, разделся, лег.
     Вдруг у самых моих дверей
     Раздался стук ног.
     Дверь отворилась под чьим-то ключом -
     Мрак, и опять тишина.
     Я очутился с кем-то вдвоем.
     С кем - я не знал.
     Кто-то сел на мой стул,
     Тихий, как мертвец.
     И только слышен был стук
     Наших двух сердец.
     Потом, чтобы рассеять тишь,
     Он зажег свет...
     - Миша, - спросил он, - ты не спишь?
     - Генрих, - сказал я, - нет.
     Старого Гейне добрый взгляд
     Уставился на меня...
     - Милый Генрих, как я рад
     Тебя, наконец, обнять.
     Я тебя каждый день читал
     Вот уже сколько лет...
     Откуда ты? Какой вокзал
     Тебе продал билет?
стр. 245
     - Не надо спрашивать мертвецов,
     Откуда они пришли.
     Не все ли равно, в конце концов,
     Для жителей земли?
     Сейчас к тебе с Тверской иду,
     Прошел переулком, как вор.
     Там Маяковский, будто в бреду,
     С Пушкиным вел разговор.
     Я поздоровался. Он теперь
     Самый лучший поэт,
     В поэтической толпе
     Выше его нет.
     Всюду проникли и растут
     Корни его дум,
     Но поедает его листву
     Гусеница гум-гум.
     Я оставил их. Я искал
     Тебя средь фонарей.
     Спустился вниз. Москва-река
     Тиха, как старый Рейн.
     Я уж хотел подойти, вдовец,
     К женщине на берегу,
     Но во-время вспомнил, что я - мертвец,
     Что я ничего не могу.
     Я испустил тяжелый вздох
     И шлялся часа три,
     Пока не наткнулся на твой порог,
     Здесь, на Покровке, 3.
     Скажи, это верно, что вся печать
     Бешеным лаем полна,
     И только Воронский должен молчать,
     Один - как в небе луна?
стр. 246
     Еще я слышал - который год
     В литературе тьма,
     И в этой тьме визжит и орет
     Швабская школа - Мапп.
     И больше всех - горячей и злей
     Родов (такой поэт).
     Его я знал еще в жизни моей -
     Ему полтораста лет.
     Пфицером звался тогда он. И мысль
     И стих были так же глупы...
     Стар он, как бог, и давно завелись
     В морщинах его - клопы.
     И будто в вашей пресной стране
     Безыменский - соль земли,
     И даже - передавали мне -
     Троцкий его хвалил.
     Но я не верю его словам,
     Я думать иначе привык:
     Не так велик Безыменский сам,
     Как промах вождя велик.
     Ах, я знаю: удивлен ты,
     Как в разрушенной могиле
     На твоем я слышал фронте
     Эти скучные фамилии
     Невозможное возможно,
     Нынче век у нас хороший -
     Ночью мертвых осторожно
     Будят ваши книгоноши.
     Всем им книжечек, примерно,
     По пяти дают на брата,
     Ведь дела идут нескверно
     В Литотделе Госиздата.
стр. 247
     Там по залам скорбным часом
     Бродят тощие мущины
     И поют, смотря на кассу,
     О заводах, о машинах.
     Износившуюся тему
     Красно выкрасив опять,
     Под написанной поэмой
     Ставят круглую печать.
     Вы стоите в ожиданьи,
     Ваш тяжелый путь лишь начат...
     Ах, мой друг! От состраданья
     Я и сам сейчас заплачу.
     Мне не скажут: перестаньте, -
     Мне ведь можно... Для людей
     Я - лишь умерший романтик,
     Не печатаюсь нигде.
     Ты лежи в своей кровати
     И не слушай вздор мой разный,
     Я ведь, в сущности, писатель
     Очень мелкобуржуазный.
     В разговорах мало толка...
     Громче песни, тише ропот.
     Я скажу, как комсомолка:
     - Будь здоров, мне надо топать.
     Гейне поднялся и зевнул,
     Устало сомкнув глаза,
     Потом нерешительно просьбу одну
     На ухо мне сказал...
     Ту просьбу, что Гейне доныне таит.
     Я вам передать хотел,
     Но здесь мой редактор, собрав аппетит,
     Четыре строки съел.
стр. 248
     Ну, а теперь, прощай, мой друг,
     До гробовой доски. -
     Я ощутил на пальцах рук
     Холод его руки.
     Долго гудел в рассветной мгле
     Гул его шагов...
     Проснулся. Лежат у меня на столе
     Гейне шесть томов.
     1924
(Перевал: Сборник / Под редакцией А. Веселого, А. Костерина, М. Светлова. Л. Гиз. 1925. Сб. 3)
