стр. 106

     И. МАШБИЦ-ВЕРОВ

     *

     ПРОЛЕТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В РАБОЧИХ КЛУБАХ

     I

     О художественной литературе вообще, о современности и о клубах

     Художественной литературе в наших клубах уделяется мало внимания. По сравнению с драматическим искусством, с физкультурой, с политграмотой, - литература на задворках. Ее терпят, ее подчас - для времяпрепровождения - читают, но ее отнюдь не изучают, ею не занимаются всерьез. И отчасти, собственно, это справедливо. Художественная литература в наше время не играет, и не может уже играть такой роли, как, примерно, лет 60 назад. Ибо вплоть

стр. 107

до эпохи Писарева (60-е гг.), а отдельными периодами и много позже, - литература была единственной ареной живой общественной мысли и деятельности. Через литературу, по меткому слову т. Троцкого, пробивалась отдушина в общественность. Другие пути были заботливо закрыты грузным и тупым задом царской жандармерии.
     Не то - в наше время. Столбовая дорога русской жизни проходит, конечно, как и всегда, по экономике, политике, общественной работе. Но здесь совершился знаменательный сдвиг. Эта дорога, бывшая раньше совершенно недоступной для всего честного и свободомыслящего, теперь широко открыта для всех активных и революционных умов. Прошло время кровавых жалоб, напоенных отчаянием и смертельной тоской, жалоб лучших представителей русской прогрессивной мысли от Радищева и до Блока на жажду работы и невозможность работать. Молодые, активные и честные силы республике нужны, они используются с величайшей охотой. И молодежь не зарывающаяся в литературу, оставляющая ее для активной общественной работы, конечно, права. Ее винить не в чем...
     Но все же, даже учитывая указанное обстоятельство, нельзя, однако, не констатировать, что занятия художественной литературой в наших клубах - в загоне. Дело не в замене общественной работы литературной; дело в серьезном изучении и использовании литературы в целях общекультурного подъема масс, в целях общего развития и воспитания.
     Отношение к литературе в наших клубах - пассивное. Соответствующие книги (в лучшем случае) имеются в клубных библиотеках, их можно, при желании, читать, - и все. Клубы не являются рассадниками, активными распространителями литературных знаний, как это должно быть. Далеко нередки случаи, когда даже активный партиец или комсомолец совершенно не знакомы ни со старой, ни с современной литературой. Нередки также презрительно-снисходительные отзывы о занятиях литературой, как о деле, собственно, несерьезном, допустимом лишь как забава, как роскошь...
     И это уже худо. Худо потому, что скрывает за собой самое настоящее, стопроцентное невежество. Пора понять, что без знания художественной литературы не может быть настоящего знания ни истории, ни современного состояния России, что статистикой, историческими фактами и узким кругом личного опыта здесь ограничиться невозможно. Пора понять, что литература - исключительная по ценности, колоссальная и незаменимая сокровищница, сокровищница дум,

стр. 108

стремлений, желаний и дел каждого поколения, и пройти мимо этой сокровищницы не может ни один культурный человек. Пора, наконец, понять также и то, что без тщательного и настойчивого изучения литературы невозможно и самому овладеть уверенным и четким словом (и письменным, и устным), а это тоже совершенно необходимо каждому культурному гражданину.
     Мы не только допускаем, снисходительно разрешаем заниматься литературой, мы положительно требуем знания ее от всякого культурного и сознательного человека. Дело идет не об эстетическом самоуслаждении, не о самозабвении в "звуках сладких". Дело гораздо проще и вместе с тем гораздо насущней. Литература необходима, как основной элемент общего развития, общего образования; литература необходима, как единственный верный путь для достижения литературной грамотности, т.-е. умения пользоваться словом. Литература, наконец, - сильнейшее средство воспитания в определенном духе, и мы этим средством должны полностью овладеть.
     И клуб в этом деле может и должен сыграть исключительно-важную роль. Здесь образуется замкнутый круг взаимоуслужений. Клуб использует литературу для общеклубной работы: кружковой, библиотечной, стенгазетной и т. п. Литература в свою очередь имеет в клубе естественную и удобную базу для самопропаганды, для расширения круга своего влияния.
     На практике это совершается достаточно просто. Основное ядро литработы в клубе образует литкружок. Здесь группируется ряд активных, серьезно интересующихся литературой товарищей. Добросовестное изучение литературы (во главе с руководом) дает этим товарищам возможность быть полезными в работе всего клуба. Так, например, в библиотеку они дают сведения и отзывы о литературных новинках, предлагают наиболее интересные и значительные книги широкому читателю. Драмкружку литературный кружок помогает в выборе пьес, а особенно в переделке повестей или рассказов в пьесы. В стенгазете литкружку, как очагу литературной грамотности, естественно вести редакцию. Статистический и "сухой" курс политъэкономии, политграмоты, или истории революционного движения литкружку уместно оживить яркими и непосредственно говорящими отрывками (произведениями) из художественной литературы и т. д., и т. п.
     С другой стороны, помимо того, что активная работа литкружковцев в общеклубном масштабе уже сама по себе является огромной, так сказать, подспудной агитацией за

стр. 109

важность литературных знаний, помимо этого - в целях литпропаганды устраиваются также и открытые широкие специально-литературные вечера, выступления поэтов и писателей, лекции, литературные суды и т. д. В зависимости от аудитории, от очередных кампаний, подбираются те или иные наиболее привлекательные темы: "Женщина в литературе", "Комсомол и новый быт", "День печати", "Ленин день" и т. д. и т. п.
     Одним словом, клубу естественно быть основной базой литературного просвещения для широких рабочих масс. Клуб, не использующий литературу, и литература в свою очередь, не пользующаяся базой клуба это - недопустимо-бессмысленное упущение. Пора это упущение исправить.

     II

     О пролетарской литературе, скептиках и попутчиках

     Все сказанное о художественной литературе вообще и о литработе в клубах сугубо относится к современной пролетарской и близкой к ней подлинно-революционной литературе. Эту молодую ветвь нашей литературы мы обязаны особенно внимательно изучать и особенно усердно использовывать в целях воспитательных и просветительных. И ясно почему. Ведь именно эта единственная в своем роде поэзия, написанная нашими современниками и сплошь да рядом активными участниками Революции, выражает весь горячий пафос удивительной нашей эпохи, изображает невиданную, вздыбленную и истекавшую кровью родину в незабываемые годы рождения первой республики Советов:

          Милая, светлая родина!
          Свободная родина!
          Сколько с ней было пройдено.
          Будет еще пройдено...

     Такого прекрасного революционно-воспитывающего художественного материала, какой создала наша современность, ни одна литература прошлого не знает. Использовать его самым настойчивым образом в рабочих клубах - одна из наиболее назревших задач.
     Между тем, к величайшему сожалению, отношение к нашей молодой революционной литературе, а особенно к литературе пролетарской, нередко бывает самое недружелюбное, больше того, - враждебное. И это не только со стороны непросвещенных или консервативно-настроенных групп. Это было бы

стр. 110

с полбеды: от Замятиных нельзя ожидать иного отношения. Хуже гораздо, когда даже представители так называемой марксистской критики тоже относятся к нашей молодой пролетарской литературе скептически, полупрезрительно, относятся с недоверием, недооценивая ее, не признавая.
     Нужно сказать определенно, что такого рода скептические взгляды на пролетлитературу не только в корне неверны, но и решительно вредны. Объективно эти взгляды приносят очень большой вред, задерживая рост пролетлитературного движения, внося в него раскол, отливы, шатания. Недаром последняя резолюция ЦК заклеймила эти взгляды, как "капитулянтские".
     К настоящему моменту пролетарская литература уже имеет за собой определенные и большие достижения, ее уже никак нельзя вычеркнуть из истории русской литературы вообще. И изучение современной литературы не только немыслимо без изучения в первую очередь именно пролетарской литературы, но и сами попутчики остаются как-то непонятными, необъясненными вне пролетарских писателей и пролетарской идеологии, ибо попутчики в целом и общем находятся под самым несомненным влиянием мировоззрения. Правда, здесь играет первенствующую роль не столько сама пролетлитература, сколько общегосударственный строй. Под гегемонией пролетарской классовой точки зрения развивается сейчас вся наша общественность и этому господствующему взгляду, естественно, подчиняется также и художественная литература.
     Здесь нет ничего удивительного. Под влиянием взглядов господствующего класса (дворянства, буржуазии) всегда находилась вся многослойная и многоклассовая литература любой эпохи. И пролетарская литература раннего периода, периода господства буржуазии и дворянства тоже пережила в свое время влияние этих господствующих классов. Сейчас, - в эпоху гегемонии пролетариата, - естественен обратный процесс: влияние господствующей пролетарской точки зрения на другие классы и промежуточные слои.
     И такое влияние - налицо. Особенно любопытен в этом смысле пример романа "попутчика" Федина "Города и годы". Федин - колеблющийся, классово-промежуточный интеллигент, он, естественно, сочувствует интеллигенции. Его прекрасный роман рисует трагедию русского интеллигента - Андрея Старцова. Старцов воспитан старым строем, вдали от рабочего движения и в духе многодумной и типично-пассивной русской интеллигенции. Старцова захватила октябрьская революция и он потянулся к ней. Но воспитанная долгими годами тяжелая

стр. 111

и косная интеллигентская пассивность, раздвоенность, рефлективность мешает Старцову по-настоящему войти в революцию. В борьбе с этой пассивностью в себе, а с другой стороны, - с позывами к активности, Старцов и гибнет. И Федин, как автор, одновременно и сочувствует Старцову, и осуждает его, любит и ненавидит. Как промежуточный интеллигент, Федин любит Старцова: это своя кровь, свои, близкие и понятные, страдания. Как передовой современник, находящийся под влиянием и несомненно сочувствующий активно-пролетарскому мировоззрению. Федин, однако, осуждает старцовскую пассивность, осуждает эту позорную никчемность, нерешительность, расхлябанность. И в конечном счете в романе все же побеждает осуждение. Федин, с болью, с великой горечью, но заставляет все же Старцова погибнуть, присуждает его к смерти. Это и значит, что Федин-попутчик в данном случае солидаризировался с пролетарской точкой зрения. А это и значит, что пролетарская, передовая точка зрения сейчас начинает господствовать в попутнической литературе, т.-е. оказывает несомненное влияние на литературу создаваемую другими классами.
     И в зависимости от степени этой солидаризации писателей других классов с пролетарской точкой зрения, в зависимости от степени восприятия пролетарской идеологии, пролетарских идеалов, мы и различаем "левых" и "правых" попутчиков, т.-е. писателей подлинно-революционных, колеблющихся, или же, наконец, явно враждебных.
     Так обстоит дело сейчас. Современная обширная струя так называемой попутческой литературы в целом развивается под знаком пролетарского мировоззрения. Эта литература в той мере "современна", в какой выражает взгляды пролетарские, т.-е. в той мере, в какой приближается к классовой пролетарской литературе. Но этого мало. Скептическая точка зрения на пролетлитературу неверна не только со стороны определения путей развития попутчиков, которые эволюционируют, отнюдь, не в социалистически-внеклассовом, а именно в пролетарски-классовом направлении. Скептики также глубоко неправы недооценкой достижений и возможностей самой пролетлитературы. Практика пролетписателей за последние годы доказала иное. Самые волнующие, самые интересные книги последнего времени, это - произведения пролетарской литературы. В области поэзии за протекший год самые значительные вещи дали Уткин, Доронин, Панфилов, Казин, Светлов, Жаров, Голодный, Безыменский. Произведения этих

стр. 112

поэтов по всей справедливости должно поставить выше того, что дали за тот же год даже самые заслуженные и талантливые поэты-попутчики: Маяковский, Пастернак, Тихонов, Асеев, В. Инбер. В прозе пролетарские писатели тоже дали, во всяком случае, не меньшее количество значительнейших и прекрасных произведений, нежели попутчики. Общеизвестны "Комиссары" Либединского, "Цемент" Гладкова, "Страна родная" А. Веселого, повести Фадеева. А ведь пролетлитература в общем еще чрезвычайно молода, это еще все только цветочки, ягодки, бесспорно, впереди...
     Таким образом, пролетарская классовая точка зрения начинает сейчас решительно господствовать по всему фронту современной литературы. Пролетарская идеология сказывается уже не только побочно, преломленно через воздействие на попутчиков, но - что особенно важно - создала уже свою собственную сильную и все растущую литературу, литературу пролетарских писателей. Мы в дальнейшем предлагаем ряд тем для клубной проработки пролетарской и близкой к ней революционно-попутческой литературы в наиболее важных моментах их развития. Кроме "тем", мы даем также необходимые сведения по истории пролетлитературы, нужные объяснения к темам и библиографию.

     III

     ПРОЛЕТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДО ОКТЯБРЯ

     Пролетарская литература не родилась вдруг и неожиданно. Она имеет свою историю. Она росла и крепла вместе с ростом своего класса, вместе с осознанием его, как класса "для себя". Теперь, в настоящий момент мы под пролетарской литературой понимаем литературу проникнутую идеями и чувствами передового рабочего класса в лице его авангарда - коммунистической партии. Этого требования высокой идеологической выдержанности нельзя предъявлять к пролетарской литературе раннего периода. Рабочий класс лишь постепенно и с огромными трудностями приходил к очищенно-подлинно-революционному, боевому марксизму. Долгое время господствующая дворянски-буржуазная идеология вносила свою отраву в осознающий себя рабочий класс. Западные рабочие в огромной массе еще и теперь находятся под непосредственным и сильным влиянием враждебных идей.
     То же было (да в значительной мере и теперь имеется у отсталых рабочих масс) и у нас. И вот почему в ранней

стр. 113

пролетарской литературе мы сплошь да рядом встретим наряду с пролетарскими взглядами идеи и чувства чуждые, непролетарские, нередко враждебные. Пролетарская литература оформлялась и становилась действительно-пролетарской лишь постепенно. Широкие возможности для ее развития наступили лишь с Октябрем, вместе с окончательным переходом всей власти к рабочему классу. Вот почему и наибольшие достижения пролетлитературы относятся лишь к этим последним - после-октябрьским - годам.
     Но все же и до-октябрьская пролетарская литература представляет большой интерес. Она не дает образцов высокой идеологической выдержанности; она часто опускается к буржуазно-мещанской точке зрения; она не дает также, за небольшими исключениями, образцов высокой формы, это все так. Но все же в ней есть также много и очень ценного.
     И прежде всего ранняя пролетарская литература - прекрасный, нелицеприятный и правдивый рассказ о жизни русского рабочего первых лет его образования. Из стихотворений и рассказов пролетлитературы 90-х и 900-х годов мы узнаем невзгоды и радости русских пролетариев, их жизнь, думы, надежды, горе и - порой - отчаяние. Густой, унылой чередой проходят картины безработицы, голода, каторжного труда, опускание на "дно", забастовки, тюрьмы, революционная борьба, первые шаги к сознательной организации и т. д., и т. п.
     Все перечисленное - ценность огромная. Не следует верить модным теперь теориям, что, мол, литература никогда не изображала настоящую, реальную жизнь. Конечно, точной фотографией действительности литература никогда не была. Да этого мы и не ищем в пролетарской литературе прошлого. Нам важны те центральные думы, желания, стремления, нам важен тот, так сказать, основной фон жизни, который окружал раннего русского рабочего. А это все безусловно и бесспорно в до-октябрьской пролетлитературе мы найдем.
     И еще важно вот что. Важно уловить то основное настроение, настроение боевой бодрости и уверенности в победе, которое все же, несмотря на все невзгоды, пробивалось, как лейтмотив, в ранней пролетарской литературе. Это бодрое и боевое настроение - центральное и характерное для пролетлитературы, это - его отличительный признак, как искусство класса, идущего к победе. Русская буржуазно-дворянская и промежуточно-интеллигентская литература в то время переживала исключительно тяжелый период. В лице Чехова и Андреева в литературе утверждалась тоска,

стр. 114

безысходность, отчаяние. Пролетарская литература в лице не только М. Горького (который до Октябрьской революции в общем и целом выражал прогрессивные и революционно-пролетарские взгляды и потому, безусловно, должен быть зачислен в пролетарские писатели. Не такова, к сожалению, роль Горького сейчас), но даже в лице знавших исключительно тяжелую жизнь, первых пролетарских поэтов Нечаева, Шкулева и др. поднимали голос крепкий, жизнеутверждающий голос мужественных бойцов:

          Мы - кузнецы и дух наш молод.
          Куем мы к счастию ключи!..

     И особенно явственно и уверенно звучал этот бодрый голос в годы подъема, в годы первой революции. Тогда даже большая часть, колеблющейся промежуточной интеллигенции тоже на время поддалась влиянию пролетариата. В микроскопической дозе повторилось тогда нечто подобное современному влиянию пролетарской идеологии на попутчиков. Но революция была разбита и писатели из интеллигенции поспешили отвернуться от нее. Наступила черная полоса жестокой реакции, которая и тянулась вплоть до империалистической войны с небольшим подъемным перерывом в 1912-1914 гг. (годы издания первых сборников пролетписателей под редакцией М. Горького).
     В согласии с изложенной краткой историей до-октябрьской пролетлитературы, мы и предлагаем ниже для клубной проработки следующие четыре основных темы (которые руководитель при желании может развить в большой ряд подтем).

     ТЕМЫ

     1. Пролетарская ПОЭЗИЯ до Октября

     Нечаев, Шкулев, Л. Радин, Тарасов (певец 5-го г.), Самбытник, Д. Бедный. "Пролетарские писатели" - сборник под ред. М. Горького 1914 г. Поэты близкие к пролетарским: Дрожжин, Белоусов, Скиталец. Мотивы (темы) творчества. Основные настроения. Сравнить с мотивами интеллигентской и буржуазно-дворянской поэзии того времени. В чем различие? Пролетарское мироощущение и чуждые влияния. Форма. Какие поэты прошлого формально ближе к ранней пролетарской поэзии.

     2. Пролетарская ПРОЗА до Октября

     Н. Лазарев (Темный), А. Свирский, М. Горький, А. Бибик, П. Бессалько, Серафимович, Ляшко. Темы творчества. Идеи,

стр. 115

настроение, рост классового сознания и постепенное освобождение от чуждых влияний, колебания (Горький, Свирский, Бибик). Рабочий быт в 90 и 900 гг. и рост революционного сознания по пролетарской прозе.

     3. Дооктябрьская марксистская КРИТИКА

     История марксистской критики - область, к сожалению, еще почти совершенно неразработанная. В клубах возможно, конечно, проработать исключительно лишь некоторые из классических марксистских работ Плеханова и Воровского. Предлагаемые нами работы имеют целью уяснения метода и сущности марксистской критики, - см. библиографию.

     4. Пролетарская литература периода революции 1905-го года

     Выделяем этот момент в развитии пролетлитературы, как особо интересный. Кроме литературы, написанной в этот период всеми вышепоименованными писателями, здесь важно использовать:
     а) Литературу, созданную "попутчиками" первой революции, после отшатнувшимися и подчас заплевавшими ее (прозаики Чириков, Арцыбашев и др.; поэты Сологуб, Брюсов, Блок, Бальмонт...).
     б) Литературу о 1905-м годе, написанную после Октября (сравнить с пролетлитературой того времени).
     Указанные четыре основных темы (которые, повторяем, можно развить в большой ряд подтем) охватывают все важнейшие моменты из дооктябрьской пролетлитературы. Но наибольшие достижения пролетарской литературы относятся, как уже было указано, к послеоктябрьскому периоду. К этому наиболее ценному этапу развития нашей литературы мы и перейдем.

     5. Пролетарская литература (после) Октября

     Послеоктябрьская пролетлитература насчитывает в своем развитии, по существу, два основных периода. Первый, ранний период (с 1917 и до 1922 года) может быть назван "периодом пролеткульта и "Кузницы" (название одной из первых послеокт. групп пролетписателей). Характеризуется этот период, во-первых, исключительным развитием поэзии, стихов (прозы нет), при чем поэзия эта, по преимуществу, лирическая, во-вторых, со стороны содержания, - в этих стихах единственными героями являются

стр. 116

Революция и Рабочий (борьба и труд), но герои эти даются отвлеченно, обще, космически, совершенно вне всяких реальных красок русского конкретного быта.
     Наконец, третье отличие поэзии этого периода - формальная несамостоятельность; пролетлитература еще не успела создать своих форм; вдруг вызванная к небывало-интенсивной жизни, она все свое новое, глубоко-революционное содержание вкладывает в старые, господствовавшие до революции формы стиха, формы, главным образом, символистов (Бальмонт, Блок, Брюсов).
     Мы этому периоду уделяем всего лишь одну тему, в тезисах отмечая важнейшие, характерные моменты этого этапа (см. ниже - "темы").
     Гораздо ценней, разнообразней и богаче достижениями следующий - второй - период развития пролетлитературы, "период Октября и Вапп'а"*1. Собственно, именно этот второй период, продолжающийся и по сей день, вывел пролетарскую литературу из ученического и подчиненного состояния, а теперь ставит медленно, но верно во главу всей современной литературы вообще. Мы ниже отметим главнейшие черты этого периода. Со стороны содержания тем, мотивов этот второй этап характеризуется раньше всего необычайным расширением и углублением кругозора. Отвлеченный подход к изображению нашей эпохи решительно отвергается. Начинают показываться реальная Россия, конкретные рабочие, крестьяне, белогвардейцы, комсомол, каждодневные будни и простой, естественно-человеческий героизм, словом, - вся живая и многокрасочная действительность. С прекращением гражданской войны и переходом к мирному строительству всплывает также и ряд новых, так сказать, мирных тем, начиная с тем о новом (хозяйственном и ином) строительстве до тем учобы, любви, наслаждения природой.
     Такой же в общем огромный, - и в глубину, и в ширину, - сдвиг совершается и в плане формальном и жанровом. Появляется богатая проза - рассказ, повесть, роман; поэзия от лирики тянется к эпосу: коммунэра, баллада, эпическая поэма; появляются, наконец, пьесы. Со стороны собственно-формальной видим богатое расширение словаря (рабочий и крестьянский диалекты, комсомольский красноармейский
________________
     *1 "Период Октября и Вапп'а" назван нами так по группе пролетписателей "Октябрь", группе, начавшей переход к конкретности и реализму, и организационно поставившей и разрешившей вопрос о Всесоюзном объединении пролетписателей.

стр. 117

и матросский говоры). Освежается также и своеобразно построяется новый образ ("трудовой" - Казин, Макаров, Шведов...; коммунистический и комсомольский - Безыменский, Жаров). Как общее явление в плане формальном заметна также согласная тяга всей пролетлитературы от изысканности и заумной изощренности, характерной для интеллигентски-индивидуалистической литературы - к простоте, ясности и четкости и в языке, и образах, и во всей композиции.
     Мы ниже предлагаем для проработки второго периода пролетлитературы шесть тем. Однако, и литература, и самое содержание материала этого периода так богаты и интересны, что, несомненно, будут развернуты в гораздо больший ряд работ.

     ТЕМЫ

     1. Период пролеткульта и "Кузницы"

     А. Отвлеченная романтика ранней послеоктябрьской поэзии. Главные представители этого течения: Кириллов, Герасимов, Александровский, Обрадович. Основные мотивы: революция; коллектив; рабочий труд; город. Основное настроение: романтическая приподнятость. Форма: отвлеченные краски, эпитеты, словарь, образы. Формальная несамостоятельность: влияние символистов. Положительная (революционная) роль этой поэзии в свое время.

     2. Период "Октября" и Вапп'а (Всесоюзной ассоциации пролет. писат.)

     А. Гражданская война.
     Фронты: внешние (южный, восточный, западный, северный); внутренние (белое подполье, восстания, зеленовцы). Внутреннее сост. республики вообще. Участие различных классов и групп в гражданской войне: рабочие, крестьяне, интеллигенция, дворянство и буржуазия, деклассированные элементы. Коммунисты и женщины в гражд. войне. Подпольная работа в тылу у белых. Чека и контрразведка.
     Б. Период нэпа, новое строительство.
     Новые трудности: начало строительства, нищета, разочарование нэпом, колебания, упадочничество, годы голода. Романтика революционных буден, романтика строительства и учобы. Рабочие будни.

стр. 118

     В. Новый быт.
     За неимением достаточного материала, приходится использовать и слабые в художественном смысле произведения. Семья, брак, дети, жена. Неудовлетворенность старым, искание новых форм общежития. Пионеры, комсомол, партия, общественная работа. Новая школа. Рабочие дома, общежития, общественные столовые. Больные стороны нового быта: беспризорные, извращения.
     Г. Новая деревня.
     Деревня после гражданской войны. Разруха, нищета, малосознательность. Борьба кулаков с беднотой. Деревенская женщина. Комсомол в деревне. Смычка. Проникновение культуры. Очередные задачи и трудности.
     Д. Комсомол.
     Комсомол в гражданской войне. После войны. Учоба. Завод. Комсомол в деревне. Комсомол и беспартийные. Перековка себя. Думы и сомнения молодого поколения.
     Е. Послеоктябрьская марксистская критика.
     Борьба за классовую пролетарскую литературу. За и против пролетлитературы (напостовцы и троцкисты). Резолюции отдела печати ЦК по вопросам литературы. Очередные вопросы методологии критики. Классовое и общечеловеческое в художественном произведении. Пути развития современной русской литературы.
     В заключение необходимо отметить следующее: наша программа пролетлитературы рассчитана в первую очередь на серьезную и систематическую проработку в кружке. Но это, однако, отнюдь не исключает возможности устройства отдельных вечеров на наиболее интересные из указанных тем. Конечно, при этом необходим самый тщательный учет аудитории (клуб комсомольский, рабочие какой специальности, преобладание женщин? и т. д.) и текущего момента (день печати, лениндень, годовщина революции и т. д.). Вечера должны тесно увязываться с живой современностью, должны не отставать от жизни. Вместе с тем эти литературные вечера обязаны также втянуть в участие и все другие кружки и организации клуба.
     Для примера приведем приблизительную схему такого желательного вечера. Пусть тема вечера будет: "Творчество пролетарского писателя Юрия Либединского". Аудитория пусть будет преимущественно женская. Как в этом случае построить программу вечера и как увязать работу с другими кружками? Мы представляем себе такой вечер, примерно, следующим образом:

стр. 119

     Первая фаза - подготовка вечера. Сюда привлекаются прежде всего, стенгазета, библиотека и кружок живописи. Стенгазета разъясняет значение и задачу вечера: кто такой Либединский, что он написал, поднимает диспуты о Либединском и т. д. Кружок живописи готовит ряд плакатов, не только просто возвещающих о вечере, но также распространяющих известные элементарные знания о Либединском, о его книгах (используются при этом отзывы москружковцев и те предполагаемые и желательные лозунги, под которыми пройдет вечер). Очень важно также в этот период подготовки получить от наиболее активных читателей ряд вопросов на наиболее заинтересовавшие их в книгах Либединского проблемы. Такие вопросы в значительной мере выясняют интересы аудитории и дают возможность выравнить программу вечера в интересах слушателей.
     Вторая фаза - самый вечер. Уже период подготовки дает возможность ближе выяснить, какие вопросы более всего волнуют читателя. Теперь уже нетрудно установить и точную программу вечера: расширить одни тезисы, сузить другие. Самая программа вечера при этом непременно заключает и работу других кружков. Драмкружок инсценирует какую-нибудь часть произведения Либединского. Драмкружок также выдвигает и корректирует чтецов (декламаторов). Декорации готовятся, естественно, кружком живописи. Кружок политграмоты может сделать краткий доклад о том времени, которое описывает Либединский (гражданская война, переход к нэпу), о трудностях и задачах того времени (конечно, все это применительно к творчеству Либединского) и т. д., и т. п.
     Самая программа вечера при этом представляется, примерно, не меньше чем в 3-х отделениях:

     1) Доклад о творчестве Либединского (с особым подчеркиванием тех сторон его творчества, которые ближе всего именно данной аудитории; например - вопроса женского, типа женщины у Либединского).

     2) Читка лучших отрывков (опять-таки с учетом аудитории, как и в нижеследующем отделении).

     3) Инсценировка произведения (части произведения Либединского).

стр. 120

     При таком порядке проведения вечеров, последние одновременно являются и средством широкой пропаганды художественной литературы и средством учобы для самих кружковцев (дело учит). Здесь происходит увязка внутренней, более углубленной и узкой литработы, с так сказать, внешней, более широкой, обращенной ко всему клубу. И, конечно, подлинная задача литработы в клубе никак не может ограничиться зарыванием в себя, но по необходимости должна распространяться наружу. К тому же такие вечера - прекрасная проверка достижений. Предложенный выше список тем (так же, как и библиография, даваемая ниже) и рассчитан как на внутреннюю - углубленную, так и на внешнюю - более широкую проработку пролетлитературы в клубах. От чуткости, знаний и умения руководителя и от активности самих литкружковцев зависит размах, интерес и темп этой работы. Во всяком случае не подлежит никакому сомнению, что именно современная пролетарская и подлинно-революционная литература более всего способна пробудить активность и интерес к литературе у самых широких слоев рабочей молодежи. И упускать эту прекрасную и огромную возможность органического культурно-воспитательного воздействия на рабочую аудиторию долее нельзя.

     БИБЛИОГРАФИЯ

     Книги указываем лишь наиболее ценные; для удобства пользования размещаем (по возможности) названия по темам и тезисам (кроме общей литературы)

     I. Общая литература для всех тем

     А. Справочники
     1. Владиславлев. Русские писатели. Гиз. 1924 г. (Опыт библиограф. пособия по новейшей литературе).
     2. Мандельштам. Художеств. литерат. в оценке маркс. критики. Гиз. 1925 г. (3-е изд.). Ред. Пиксанов.
     3. Мандельштам и Львов Рогачевский. Рабоче-крестьянские писатели. Библ. указатель. М. 1926 г.

     Б. Сборники
     4. "Пролет. писатели". Собрал Родов. Ред. П. Коган. Гиз. 1925 г.
     5. Львов Рогачевский. Книга для чтения по новейш. русск. лит. ч. 1 и 2. "Прибой". 1926 г.
     6. Русская поэзия ХХ века. Сост. Ежов и Шамурин. Изд. "Новая Москва". 1926 г.

     В. История пролетарской литературы.

     7. Русский рабочий в отражениях худож. литературы. Ред. и прим. Н. Бродского и Н. Сидорова. Изд. Френкель 1924-1925 гг. 3 т.т.
     8. Г. Лелевич. Творческие пути пролет. литер. "Прибой" 1925 г.
     9. П. Коган. Пролет. литер. "Основа". 1926 г.

стр. 121

     II. ПРОЛЕТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДО ОКТЯБРЯ

     Тема 1-я

     1. Г. Нечаев. Из песен старого рабочего. Гиз. 1922 г.
     2. Г. Нечаев. Песни стеклянщика. 1922 г. Изд. ассоц. пролет. писателей.
     3. Ф. Шкулев. Смелые песни. Изд. М. Травниной.
     4. "Пролетарские писатели". Сборник под редакцией М. Горького 1914 г.
     5. Радин. (Статья В. Д. Бонч-Бруевича. "Пролет. Рев." N 2, 1922 г.).
     6. Тарасов. Стихотворения. Изд. Ленингр. Пролеткульта. 1919 г.
     7. Д. Бедный. Собр. сочинений. Том I.
     8. С. Родов. Самобытник (в книге "В литерат. боях").

     Тема 2-я

     1. Н. Лазарев (Темный). Рассказы. Гиз. 1920 г.
     2. А. Свирский. Рассказы в 4-х т. "З и Ф". 1924 г. (послед. изд.).
     3. М. Горький. Последнее изд. Гиз. 1923-1924 гг. - до XVI т.
     4. А. Бибик. 1) К широкой дороге. 2) На черной полосе. (Разные изд.).
     5. П. Бессалько. 1) Бессознательным путем. 2) Катастрофа. Изд. Пролетк. 1919 г.
     6. Серафимович. Последнее издание. Гиз. 1925, 1926 гг. Вышло пока 6 т.т.
     7. Н. Ляшко. Собр. соч. "З и Ф".
     
     Критические статьи об этом периоде и о названных писателях:
     1. Использовать книгу Львова Рогачевского (4).
     2. А. Зонин. (Статьи о Бессалько, Бибике и Ляшко. Ж. "Октябрь" 1925, 1926 гг.) о Ляшко - см. также Г. Горбачев в книге "Два года литер. рев." "Прибой". 1926 г.
     3. П. Коган. О Серафимовиче. Журн. "На Посту" N 5, 1924 г.
     4. Г. Горбачев. О Горьком. (В книге. "Капитализм и русская литер." Ленгиз. 1925 г.).
     5. И. Машбиц-Веров. О Свирском. (Ж. "На Литер. Посту N 2, 1926 г.).

     Тема 3-я

     Статьи о Плеханове и Воровском, как о критиках и о принципах марксистской критики вообще:

     1. Г. Лелевич. О принципах марксистской литератур. критики (статьи о Плеханове и о Воровском). "Прибой". 1925 г.
     2. Г. Плеханов. Статьи: 1) Предисловие к 3-му изданию книги за 20 лет. 2) Искусство и общественная жизнь, в томе XIV. Изд. Гиз.

     Тема 4-я

     1. Г. Лелевич. Русская поэзия и рабочая революция 1905 г. ("Пролет. Рев." N 1, 1926 г.).
     2. Лелевич. 5-ый год в художественн. литературе. Составил А. Богданов. Изд. Гиз. 1926 г., 2 т.т.

     ПРОЛЕТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ

     Период пролеткульта и "Кузницы".

     1. Кириллов. Стихотворения. Издание "Недра". 1924 г.
     2. Герасимов. Железное цветение.
     3. "Пролетарские писатели" - сост. Родов.

     Критика

     1. Г. Лелевич. О пролетарской лирике. ("Октябрь" 3-4, 1925 г.).
     2. П. Полянский. В. Кириллов. (Журн. "На Литер. Посту", N 1, 1926 г.).

стр. 122

     3. А. Воронский. О группе писателей "Кузница" (в книге "Искусство и жизнь". Изд. "Круг". 1924 г.).

     Период "Октября" и Вапп'а

     Тема 1-я

     1. А. Серафимович. Железный поток. Отд. издан. "Недра".
     2. Д. Фурманов. Красный десант. Отд. изд. Гиз.
     3. Малышкин. Падение Даира. Отд. изд. "Круг".
     4. Ф. Гладков. Огненный конь (в книге "Пучина").
     5. Д. Фурманов. Чапаев. Отд. изд. Гиз.
     6. Д. Фурманов. Мятеж. Отд. изд. Гиз.
     7. Сейфуллина. Перегной. В собр. соч. "Совр. Пробл." и Гиз.
     8. Ал. Фадев. Против течения. В собр. соч. "Мол. Гв.".
     9. Ал. Фадеев. Разгром (главы в "Октябре" N 7 за 1925 г.).
     10. Вс. Иванов. Бронепоезд. Отд. изд.
     11. Вс. Иванов. Партизаны. В книге "Повести" - "Недра".
     12. Бахметьев. Рассказы: "На дыбах" и "В степи" (в книге "Маленькие рассказы о большой жизни". "З и Ф". 1924 г.).
     13. Бабель. Конармия. Отд. изд. Гиз. 1926 г.
     14. Либединский. Неделя. Отд. изд.
     15. А. Веселый. Страна Родная. Отд. изд. "Недра".
     16. Леонов. Барсуки. Отд. изд. Ленгиз.
     17. С. Семенов. Голод. Отд. изд. Ленгиз.
     18. Серафимович. Бабья деревня (Женщина в революции). В собр. соч. Гиз.
     19. Неверов. Марья большевичка (Женщина в революции). В собр. соч. "З и Ф".
     20. Федин. Города и годы (Интеллигенция в революции). Отд. изд. Гиз.
     21. Вересаев. В тупике (Интеллигенция в революции). Отд. изд. "Недра".
     22. Лавренев. Ветер. В книге "Ветер" Ленгиз.
     23. Сейфуллина. Виринея (в собр. соч. Женщина в революции).
     24. Бахметьев. Фрося (из книги "Мал. расск. о больш. жизни"). (Женщина в революции).
     25. Ф. Березовский. Мать (Женщина в революции). Отд. изд.
     26. Уткин. Повесть о рыжем Мотэле. Отд. изд.

     Тема 2-я

     1. Неверов: Ташкент город хлебный.
     2. Ф. Гладков. Цемент. Отд. изд. "З и Ф".
     3. Ю. Либединский. Комиссары. Отд. изд. "Прибой".
     4. В. Иванов. Хабу. Отд. изд. Гиз.
     5. Г. Никифоров. Сильней всего. Отд. изд.
     6. Б. Горбатов. Рабочие будни. Изд. "Огонек".
     7. А. Безыменский. Ордер на мир. - "Молод. Гвардия". 1926 г. Кризис в связи с нэпом (упадочнические мотивы).
     Санников. - Лениниада. Кириллов. - Стихотворения. Светлов - Ночные встречи. ("Перевал" N 2). Б. Ковынев - Последний из Могикан.
     Критика: П. Полянский. - В. Кириллов (журнал "На Литер. Посту" N 1, 1926 г.). С. Ингулов. - На ущербе ("На Посту" N 1, 1925 г.). Г. Лелевич. О пролетарском литературн. молодняке ("Новая Москва", 1925 г.). Г. Лелевич. - Под знаком декаданса (в книге "На Литер. Посту", изд. "Октябрь" 1924 г.).

     Тема 3-я

     Уже перечисленные выше: Цемент Гладкова; Комиссары, Либединского, Рабочие будни, Горбатова, Сильнее всего Никифорова, Ордер на мир Безыменского, а также:

стр. 123

     1. Л. Грабарь. Лахудрин переулок. - "Прибой", 1926 г.
     2. М. Колосов. Комсомольские рассказы. - Изд. "Огонек".
     3. Платошкин. Новобытное. ("Октябрь" 1924 г. NN 1, 2).
     4. Сейфуллина. Правонарушители. Собр. соч., издание "Соврем. Пробл." или Гиз.
     5. Ив. Рахилло. Узел.
     6. Герасимова. Ненастоящие.

     Тема 4-я

     1. Неверов. Андрон Непутевый.
     2. Бела Иллеш. Ковер Степана Разина "Моск. Рабочий". 1925 г.
     3. Хованская. Волчий лог ("Октябрь" 3-4).
     4. Доронин. "Тракторный пахарь". "Мол. Гвард." 1926 г.
     5. Доронин. "Лесное комсомолье" Гиз. 1925 г.
     6. Ал. Тверяк. Ситец. Ленгиз. 1925 г.
     7. Ал. Тверяк. На отшибе (Альманах "Кр. Новь", 2).
     8. Яков Коробов. Катя Долга (хроника современн. деревни). Отд. изд. 1926 г.

     Тема 5-я

     1. Г. Шубин. Комсомольские рассказы.
     2. М. Колосов. Комсомольские рассказы.
     3. А. Жаров. Ледоход. Изд. 2-е. Гиз.
     4. Безыменский. Ордер на мир.
     5. В. Саянов. Фартовые года.
     6. С. Малахов. О партии и любимой.
     7. Молчанов и Юрин. Жизнь улыбается. Тифлис, 1926 г.
     8. Светлов. Корни. "Моск. Раб." 1925 г.
     9. Голодный. Дороги. "Нов. Москва, 1925 г.

     Тема 6-я

     1. Л. Троцкий. Литература и революция (много изданий. Гиз.).
     2. Г. Лелевич. На литературном посту (Изд. "Октябрь". 1924 г.).
     3. Майский. - Статьи в сборн. "Литература и пролетариат". Ленгиз. 1925 г.
     4. Воронский. Искусство и жизнь. - "Круг", 1924 г.
     5. Л. Авербах. За пролетарскую литературу. "Прибой". 1925 г.
     6. Г. Горбачев. Два года литературной революции. "Прибой". 1926 г.
     7. С. Родов. В литературных боях. "Жизнь и знание". 1926.

(Удар: Альманах / Под редакцией А. Безыменского. М. Новая Москва. 1927. [Кн.] 1)

home