стр. 264

     А. КУРЕЛЛА

     ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ НАСТУПАЕТ - УКРЕПИМ ПРОЛЕТАРСКИЙ ФРОНТ

     В то время когда мы наблюдаем первые ростки пролетарского фронта в пространственных искусствах (начиная движением художников и кончая работой групп искусствоведов-марксистов в Комакадемии), происходит определенная консолидация художественных сил, выражающих интересы и настроения, чуждые пролетариату.
     Новый пролетарский потребитель начинает и на фронте изобразительных искусств выступать со все более определенными требованиями. Строя новый быт, коренным образом отличающийся от быта буржуазии и мещанства, авангард пролетариата желает в этом быту видеть свое новое искусство, также коренным образом отличающееся от того искусства, которым был насыщен быт фабрикантов, купцов, помещиков, чиновников и мещан.
     Марксистская критика начала расшифровывать и определять эти потребности пролетариата в новых видах, новом содержании и в новых формах изобразительного искусства. На основе этой научной работы удалось наметить более четкую пролетарскую политику государства в этой области. Можно утверждать, что мы вступили в период социалистической реконструкции художественной жизни.
     Эта реконструкция невозможна без смелого выдвижения новых видов искусства, которые соответствовали бы психо-идеологии, способам производства и бытовым запросам пролетариата и помогли бы ему укрепить свое руководящее влияние на крестьянство также и художественными средствами.

стр. 265

     Такая "пролетарская революция" в области пространственных искусств, конечно, очень не нравится деятелям старых видов искусства. Для них эта революция равносильна уничтожению искусства вообще, так как они не могут себе представить искусство иначе, чем таким, на образцах которого они росли в буржуазном обществе.
     Поэтому совершенно понятно, что им социалистическая реконструкция художественной жизни кажется чем-то варварским, антикультурным, и они защищают себя и "свое искусство" от нее. Видя, что пролетариат нащупывает свою художественную политику, начинает отбирать художников, способных удовлетворить его запросы и выдвигает своих художников, они, конечно, ищут другую идеологическую и, может быть, и материальную базу.
     "Процесс нарождения и укрепления новой буржуазии и неизбежная, хотя на первых порах не всегда осознанная, тяга к ней части старой и новой интеллигенции, химическое выделение из общественных глубин новых и новых идеологических агентов этой буржуазии" - все эти классовые переплеты, указанные в резолюции ЦК партии о художественной литературе, неизбежно оказывают влияние на художественную жизнь. Сопротивляясь социалистической реконструкции искусства, представители старой художественной культуры неизбежно попадают под влияние этих чуждых классовых сил.
     Обостренная борьба между различными классами в области пространственных искусств выражается не только в политических, но и в художественных формах. Тогда как пролетарское крыло художников занято многосторонними исканиями новых форм и видов для выражения нового идейного и социально-бытового содержания своего искусства, десятки художников мелкобуржуазного и новобуржуазного крыла усиленно выдвигают старые формы и методы художественного производства. Для них и их защитников живопись (и к тому индивидуалистическая, камерная живопись) является "non plus ultra" всех искусств. Ей принадлежит гегемония всех изобразительных искусств. Они не понимают специфического и самостоятельного значения новых видов изобразительности и производственных

стр. 266

искусств, которые отнюдь не подчинены живописи, а наоборот, подчиняют ее себе в конечном счете. Ссылаясь на свое "мастерство" и старые дореволюционные и заграничные лавры, старые художники стараются захватить искусство и художественную жизнь в свои руки.
     Но старого правящего класса, социальный заказ которого определял их "мастерство", уже нет. Рябушинские, Морозовы, Третьяковы уже не могут воспламенять их творчество. Искусство старых мастеров лишено социальной базы. Как быть?
     Остается только один выход: искать себе новую базу в другой, непролетарской прослойке, и это действительно происходит. Защищая на словах свое высокое (буржуазное) "мастерство" и свою (буржуазную) живописную культуру, художники, неспособные или нежелающие действительно обслуживать пролетариат, пытаются произвести другую "реконструкцию художественной жизни" - мещанскую. Они приспособляются к требованиям рынка мелкого, малокультурного, мещанского потребителя. Но это не обходится без заметного снижения качества продукции и размена высокой художественности буржуазной культуры!

     *

     На этом классовом фоне нужно рассматривать те явления нашей художественной жизни, которые свидетельствуют об определенном усилении правых течений на изофронте.
     На правом фланге изофронта происходит замкнутая консолидация. В прошлом году создано ОМХ, включающее в себя наиболее крепких мастеров буржуазной живописи дореволюционных времен. Это общество оказалось весьма активным. Создав свое производственное бюро, быстро укрепляющееся, оно стало центром маленькой "федерации" в составе четырех обществ: ОМХ, ОСР, "4 Искусства" и ОСТ. Весь этот блок развивает усиленную идейную и производственную деятельность. При оценке удельного веса этих правых группировок на изофронте надо обратить внимание на следующие обстоятельства.
     В руках мастеров этих группировок, наряду со старыми академиками, находится художественное воспитание нашей

стр. 267

молодежи. Они сидят в наших вузах и средних художественных учебных заведениях. Они тесно связаны со старыми работниками музеев и консервативных исследовательских институтов вроде ГАХН и ГИМН. Под их контролем находится, таким образом, значительная часть воспитания молодого поколения музеев, производящегося в духе внеклассовой эстетики и идеалистическаго искусствознания.
     Печальным надо назвать факт, что влияние этих правых группировок, идеологически связанных с новой буржуазией и ее настроениями, все более распространяется на наиболее талантливую молодежь, организованную в таких обществах, как ОСТ и "Круг". Вхождение ОСТ в блок правых в Москве, все более крупная связь между "Кругом" и ОСТом, "4 Искусства" в Ленинграде, подтверждают оценку, данную марксистской критикой эволюции этих обществ на основе их прошлогодних выставок. В этих объединениях усиливается влияние "новой" интеллигенции, связанной с некоторыми кругами частного капитала. К идеологии, эстетике и запросам этой социальной прослойки приближается часть весьма талантливого молодняка, работающего в области станковой живописи и графики.
     Неудивительно поэтому наблюдавшееся в последнее время со стороны АХРР некоторое тактическое сотрудничество (против "общего врага") с правым "блоком". Это сотрудничество было направлено главным образом против политики, намеченной Главискусством. В этой политике отсталая часть АХРР, так же как и правые группы, видят большую опасность. Социалистическая реконструкция художественной жизни оказывается для представителей мещанских слоев и их настроений так же неприемлемой, как для правых мастеров. Им свобода творчества и продвижение своих художественных товаров через анархический рынок (магазины, лавки, лотереи) так же дороги, как представителям буржуазной художественной идеологии.
     Сотрудничество АХРР на этом фронте становится понятным, когда мы наблюдаем за продукцией основной массы художников, объединяемых этой организацией. Эта продукция говорит о том, что основная масса ахрровских художников, как и раньше, выражает настроения городского мещанства

стр. 268

и деревенских кругов, связанных с последним. Лубки и плакаты, выпущенные издательством АХРР в огромном количестве, ярко отражают именно идеологию самых отсталых в культурном отношении слоев городской мелкой буржуазии. Некоторые признаки говорят о том, что давление мещанской среды и ее запросов, а также буржуазного потребителя в лице рынка на АХРР усиливается. Руководители АХРР говорят о возвращении многих членов организации к аполитической тематике, пейзажу и натюрморту. Утверждение, что это происходит, якобы, под влиянием вредной "левой критики", отпугивающей художников от социальной тематики, явно нелепо. Само собой разумеется, что здесь действуют более глубокие причины. Любопытен в этом отношении также факт, что на организуемую Амторгом выставку (носящую полукоммерческий характер) АХРР представил почти исключительно аполитичные, даже асоциальные картины.
     После всего этого неудивительно, когда кампания против домашнего хлама, проводимая "Комсомольской правдой", встречает большое недовольство среди художников АХРР. Сущность этого протеста раскрывается, когда мы слышим из уст ораторов АХРР, выступающих против "Комсомольской правды", требования о возрождении народного искусства.
     Вот куда идет мечта мещанина: обставить себя всеми этими милыми вещами, так уютно украшавшими гостиную покойной бабушки: полотенце с петушками, шкафчики с резьбой, лакированные ящики и т.д. К этим мечтам мещанского потребителя присоединяется художник, связанный с этими кругами. Он уже усиленно предлагает свои услуги, воспевает полезность всевозможных украшений и узоров и советует восстановить доброе строгановское училище, вместо неприятного по своей установке ВХУТЕИНА.
     Весь этот фронт правых и мещанских художников находит наконец своих апологетов и идеологов среди консервативных и примиренческих критиков.

     *

     Общее оживление на изофронте и вступление в период социалистической реконструкции художественной жизни привело, таким образом, к значительному оживлению правых и мещанских

стр. 269

элементов из лагеря попутчиков в изоискусстве. Можно даже определенно говорить о наступлении правых и мещанских сил, причем руководство наступлением оказывается в руках представителей буржуазной художественной идеологии.
     Все это говорит о необходимости более радикального проведения социалистической реконструкции изобразительных искусств и ускорения процесса сплочения пролетарского фронта.
     Этот фронт организуется. В нем должны участвовать, кроме марксистской изокритики, группы пролетарских художников и организованных сил самодеятельного рабочего изоискусства в изокружках и пролетарская общественность, активно заинтересованная в искусстве.
     В руки такого "блока" должно наконец перейти руководство перестройкой художественной жизни нашей страны. Опираясь на такую живую силу, партия и советское государство будут в состоянии проводить настоящую пролетарскую политику в области изоискусства.
     В настоящее время отпор наступающим правым элементам и организация на ясной революционной платформе художественного молодняка затрудняются отсутствием ясной, твердой и организованной художественной политики в руководящих партийных и советских кругах. Нет области нашей жизни, в которой личные вкусы и влияния играли бы такую огромную роль, как в области изоискусства. У нас во многих случаях фактически правят не только отдельные лица, но группы лиц, прямо "салоны".
     С этими явлениями нужно бороться прежде всего. Ибо классовый враг хитер и умен. Он наступает не прямо, а ловко придвигает влиятельное лицо, по каким-либо причинам оказавшееся консерватором в вопросах искусства. Эта "неразбериха" (мягко выражаясь) в наших руководящих кругах, когда дело касается искусства, создает условия, чрезвычайно благоприятствующие развитию правых сил и усилению их влияния.
     Пролетарский фронт изоискусства желает опираться на партию, которая должна иметь в этих вопросах такую же яркую линию, как в основной своей политике. Только тогда возможна полная социалистическая реконструкция художественной жизни СССР.

(Удар за ударом. Удар второй Литературный альманах / Под редакцией А. Безыменского. М.; Л. Госиздат. 1930. )

home