стр. 182

     В. Баженов, д. ч. РОРИ.

     УСПЕХИ ПРИМЕНЕНИЯ РАДИО ЗАГРАНИЦЕЙ.

     Всемирная война 1914 - 1918 г.г., в общем замедлившая темп прогресса техники во всем мире, в то же время необычайно благоприятно сказалась на двух отраслях инженерного дела - авио и радио. По справедливому замечанию американских специалистов, в этих двух областях за 4 года войны, под давлением военных требований, было сделано столько же, сколько мирным, постепенно-эволюционным путем было бы достигнуто в течение 20 лет.
     Об успехах заграничного воздухфлота уже появлялись известия в русской периодической, даже не специальной, прессе. Известно, что во всех странах Европы и Америки установлено регулярное почтово-пассажирское сообщение на самолетах и дирижаблях, на которых устроены комфортабельные каюты на 5, 10, 15, 40 пассажиров; есть самолеты и на 125 человек пассажиров и команды. Англия связана правильными рейсами с Индией, Австралией и Канадой. Перелеты через Атлантический океан стали обычным явлением; рекорд скорости такого полета был недавно побит на биплане Виткерса, совершившем перелет из Англии в Америку без посадки на промежуточной станции в 16 часов (скорость около 300 километров в час). Расстояние Нью-Иорк - Сан-Франциско почтовый аэроплан в 1921 г. покрыл всего в 33 часа. Англия уже к концу войны имела 25.000 самолетов и 30.000 летчиков; а в авиационной промышленности Франции занято в 1920 году было около 200.000 человек. Одна из частных английских авиокомпаний опубликовала отчет о своей деятельности за 4 месяца: всего совершено 21.000 полетов, при 4.000 час. в воздухе, при чем было перевезено 52.000 пассажиров; при этом аварий случилось 13, из них сопровождавшихся

стр. 183

несчастными случаями - 2 (пострадали пилоты). Перелет Лондон - Брюссель стоит дешевле, чем проезд в I классе того же расстояния по железной дороге.
     За границей прогресс радиотехники идет еще интенсивнее. В то время, как у нас о радиотелефоне - передаче речи, музыки и т. д. на расстояние без проводов говорят, как о редкостном явлении, и до сих пор нет ни одной эксплоатационной, регулярно работающей для общественных, а не только технических целей, установки такового, в Америке, в Питтсбурге образовался своеобразный клуб из 400 радиоистов, члены которого по вечерам устраивают поочереди "радиотелефонные концерты" и пр.; радиотелефон там же нашел такое распространение, что оказалось необходимым изыскивать приспособление для зашифрования речи говорящего в микрофон с последующим расшифрованием ее в телефоне только того корреспондента, который имеет соответственно настроенное такое же приспособление. В Вашингтоне несколько прений по законопроектам велось по радиотелефону; в Висконсине таким же способом передаются метеорологические бюллетени фермерам и т. д. Лесной департамент Соед. Штатов Северной Америки вводит в гористых, изобилующих ветрами, местностях, радиотелефонные установки, работающие часто от ветрянок - и служащие лесничим средством быстрой подачи донесения в местный центр о начавшемся в его участке лесном пожаре. В западной Европе прогресс радиотелефонии идет немного медленнее; но и там (в Англии) уже можно встретить публикации о продаже домашних радиотелефонов (по 150 шиллингов за комплект). В Германии сильно развиты междугородние радиотелефонные установки, притом связанные с обычными проволочными телефонными центральными станциями. И абоненты двух городов, беседуя между собой посредством обычных, известных в России, кабинетных телефонных аппаратов, часто сами не подозревают, что речь их с центральной станции одного города на таковую же другого передается, в случае занятости проволочной линии, посредством радиоаппаратов. Аппараты, разработанные во время войны лишь для радиоцелей, теперь нашли огромное применение в так называемом "проволочно направляемом беспроволочном телефоне" (Wired Wireless); насколько он выгоден - показывает то обстоятельство, что после установки этих радиоприборов по любой проволочной одиночной линии возможно вести до 12 разговоров одновременно. Следует особо отметить завоевание прогресса - только при помощи радиотелефона удалось передать речь через океан: проволочная телефония по океанскому кабелю до сих пор признается невозможной в силу огромных технических трудностей. Даже в Китае прививаются радиотелефонные установки: английская фирма Маркони обязалась построить 200 радиотелефонных установок - в 1920 и 1921 годах; а совсем недавно, в марте 1921 года, корреспонденты русских газет в Харбине и Чите слушали на соответствующих русских радиостанциях радиоразговор из Пекина (частью на русском языке), после которого были так же хорошо слышны исполненные на Пекинской же радиостанции разные музыкальные отрывки.
     Колоссальные успехи авиационной техники и радиоинженерного дела создали новую специальность - авиационной радиотехники. Применение радиотелефона на воздушных кораблях представляло много заманчивых перспектив. Достаточно указать, что еще в конце 1918 года Северно-Американская армия имела целые эскадрильи (до 40 аэропланов в каждой) воздушных судов, управляемых в полете голосом командира эскадрильи с земли. На парадном испытании первой такой эскадрильи, в июне 1918 года все 39 аэропланов такого воздушного отряда согласно, по команде с земли, проделывали в воздухе различные маневры, сложные повороты, скольжение на крыло, падение штопором и др. - при чем все вышли из этого испытания вполне благополучно, только у одного лишь повредилась антенна (так называется длинный - до 100 метров - бронзовый провод, служащий для излучения или поглощения электромагнитных волн, которыми работают в радио на аэропланах. Он во время полета спускается вниз). В Англии серьезно разрабатывается вопрос о предоставлении возможности абоненту обычной телефонной станции на земле сноситься по радиотелефону с другим лицом, находящимся на воздушном корабле, совершающем перелет, например, через Атлантический океан. Во время упомянутых выше перелетов через океан дирижабли и самолеты находились в связи по радио с обоими континентами и с пароходами на

стр. 184

океане. Но эта связь по радио удовлетворяла не только нуждам пассажиров воздушного корабля: капитан корабля получал от специальных земных радиостанций важные для авиаторов метеорологические сведения: так, например, дирижабль "R34" избежал, благодаря полученным по радио сведениям, циклона при путешествии Англия - Америка; а на обратном пути, благодаря тем же сведениям, попал в благоприятный пассат, так что путешествие Америка - Англия сделано им только в 55 часов вместо 94 часов, затраченных на прямой путь (сведения относятся к 1919 году). Само собою понятно, что радиотелефонные установки, как более пока надежные, нашли себе повсеместное распространение в авиации; здесь не место дольше останавливаться на этом, укажем лишь, что в каталоге немецкой фирмы Телефункен, вышедшем в начале 1919 года, приводится более 25 типов таких радиотелефонных станций на аэросудах.
     Радио в авиации получило еще одно большое применение - как способ ориентироваться в полете ночью в облаках, при полетах над неизвестной местностью и т. д. Описание таких радиокомпасов выходит за пределы настоящей заметки и требует известных технических знаний; такое определение местоположения аэрокорабля легко производится помощью двух радиостанций, находящихся на земле. Примеров применения радио в авио слишком много, чтобы их можно было здесь исчерпать; достаточно указать, что С.-А. Соед. Штаты, впервые введшие у себя закон об обязательном снабжении всех торговых судов радиостанциями, разрабатывают подобный же закон для всех коммерческих аэропланов и воздушных кораблей, при чем для больших типов этих машин будет обязателен не только радиотелеграф, но как радиотелефон, так и "определитель направления" - радиокомпас.
     С существующими применениями радиотелеграфа читатели, вероятно, более знакомы. Радиотелеграфные станции устанавливаются на всех морских, частью даже речных (на Миссисиппи) судах, но приобретают все большее распространение и на суше, где успешно конкурируют с проволочным телеграфом - особенно при сношениях на дальнее расстояние. Радиотелеграф настолько вырос в техническом и эксплоатационном отношениях, что является серьезным соперником линейному телеграфу: недавно приехавшие из-за границы специалисты передавали, что английские кабельные и телеграфные коммерческие компании всеми мерами стремятся помешать проведению в полном объеме так называемой имперской радиосети, при которой Англия будет связана по радио со всеми частями мира, в которых имеются ее колонии. И действительно, уже в 1920 г. радиофирма Маркони предполагала устроить радиотелеграфное сообщение между Англией и Австралией по цене 2 шиллинга за слово вместо 3 шиллингов при кабельной сети; а сведения от февраля с. г. из Германии указывают, что на одной из немецких установок себестоимость передачи слова по радио обошлась в пять раз дешевле передачи того же слова по проволочной линии.
     Для характеристики достигнутого прогресса в радиотелеграфной передаче (т.-е. передаче на расстояние без проводов слов, выраженных точками и тире по азбуке Морзе) укажем, что близ Бордо недавно открыла свое действие, повидимому, самая мощная радиостанция в мире, нормальный радиус действия которой 20.000 километров, т.-е. половина окружности земного шара: приемник, установленный в любой точке земной поверхности, будет принимать сигналы от этой новой станции. Итак, казалось, что все возможные рекорды дальности передачи на земле побиты: тогда радиоинженеры обратились к следующей задаче - улучшению отдачи, т.-е. более экономной - меньшей механической мощностью - передачи сигналов на то же расстояние. И вот полезное действие отправительной станции в Н. Брауншвейге (Америка) недавно удалось увеличить в 6 раз по сравнению с существующими западно-европейскими радиостанциями. Но для рационального соревнования с проволочным телеграфом необходимо было значительно увеличить пропускную способность радиопередачи, устроив многократные (т.-е. одновременно несколько депеш) передачу-прием; нижеприводимые данные о строящейся ныне огромной радиостанции в С. Ассив (Франция), показывают, что радиоинженерам, повидимому, и тут удалось уже справиться с этой задачей. Сооружения этой станции покроют площадь в 300 гектаров (275 десятин); в число их

стр. 185

войдет 16 мачт по 250 метров высотой; система антенн (длинных, натянутых по верхам мачт, проводов) займет 3 километра длины и 600 метров в ширину, на что потребуется 214 километров бронзовой, медной и стальной проволоки. Станция эта с общей мощностью в 5.000 лошад. сил обеспечит интенсивные сношения с Америкой, Индо-Китаем, Японией, Южной Африкой и Австралией. Она может посылать одновременно 8 телеграмм со скоростью 1.000 слов в минуту и принимать 14 депеш без всякой путаницы. Минимум принятых и переданных слов за 24 часа будет равняться 2.000.000. Работа станций будет равняться работе сети 50 подводных кабелей, соединяющих Париж со всеми станциями 5 частей света.
     Не меньший прогресс достигнут за границей и в области радиоприема. В связи с изобретением мощных усилителей удалось до последнего предела уменьшить размеры всей приемной установки, т.-е. таких приборов, с помощью которых приходящая электрическая волна воспринимается и затем превращается в ощущаемые ухом точки и тире, комбинация которых составляет так называемую азбуку Морзе. Примером, но далеко еще не предельным, компактности, известным в Англии еще в конце 1919 г., может служить переносная приемная радиостанция, со всеми приборами заключенная в удобопереносный ящик размером 32x40x15 см. С таким приемником, весящим всего несколько килограмм, легко отправиться на прогулку, где угодно расположиться и без помощи мачт принимать на расстоянии нескольких сот километров от мощных европейских радиостанций сигналы временно, последние новости - прессу (циркулярные радиодепеши, для помещения в газетах) и т. д.
     Можно подумать, что заграничным радиотелеграфистам, побившим все рекорды дальности на земле, стало тесно на земной поверхности; недаром в конце 1919 года и начале 1920 г. во многих, даже специальных журналах появились различные трактовки вопроса о радиосвязи с планетой Марсом. Немцы, высчитавшие, что для возможности передачи радиосигналов с Марса на Землю, марсиане должны были бы установить радиостанцию мощностью в 15 миллионов лошадиных сил, первые, кажется отнеслись достаточно критически к этой затее.

home