стр. 160

     Н. Асеев.

     ВЛАДИСЛАВ ХОДАСЕВИЧ. "ТЯЖЕЛАЯ ЛИРА", ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА СТИХОВ.

     М. Госиздат 1922 г., стр. 57.

     О зловещих шопотах "пифийских глаголов" г. Владислава Ходасевича нам уже приходилось писать на страницах "Красной Нови". Нет смысла доказывать, что дурно-рифмованным недомоганиям г. Ходасевича не помогут никакие мягкие припарки. Но приведем целиком одно из взятых наудачу стихотворений "Тяжелой Лиры", образец, мизантропии автора. На стр. 9 книги под заголовком "Искушение" - напечатано нижеследующее.

          Довольно! Красоты не надо!
          Не стоит песен подлый мир
          Померкни Тассова лампада
          Забудься, друг веков, Омир!

          И революции не надо!
          Ее рассеянная рать
          Одной венчается наградой
          Одной свободой - торговать

          Вотще на площади пророчит
          Гармонии голодный сын:
          Благих вестей его не хочет
          Благополучный гражданин.

          Самодовольный и счастливый
          Под грудой выцветших знамен -
          Коросту хамства и наживы
          Себе начесывает он.

          Прочь, не мешай мне, я торгую,
          Но не буржуй, но не кулак,
          Я прячу выручку дневную
          В свободы огненный колпак.

          Душа, тебе до боли тесно
          Здесь в опозоренной груди
          Ищи отрады поднебесной,
          А вниз на землю не гляди.

          Так искушает сердце злое
          Психеи чистые мечты
          Психея же в ответ: "Земное,
          Что о небесном знаешь ты?"

     В этом стихотворении, несмотря на древне-классическое его происхождение ("вотще", "гармония", "благие вести", "искушает" и т. п.) все же явно трактуется современность, близкая г. Ходасевичу. В переводе с церковно славянского это очевидно разговор автора с редактором Гиза. В первой строфе, рассерженный невниманием к "красоте", автор угрожает перекувыркнуть скрытую им во время изъятия ценностей тассову лампаду и забыть "друга веков" Омира. Истерический темперамент его обрушивает горькие упреки на "рассеянную рать" революции, причем эту "рассеянность", конечно, должно понимать отнюдь не как распыленность, а лишь как невнимательность к произведениям г. Ходасевича. По его словам, рать эта сумела отвоевать лишь одну свободу - свободу торговли; странно, конечно, трактуется автором "революционность"; но что делать - зато гражданского пафоса хоть отбавляй! Третья строфа начинается с "вотще", что для товарищей, давно не читавших священного писания, требует разъяснения: вотще

стр. 161

значит напрасно. Итак: напрасно на площади пророчит гармонии голодный сын. Голодный сын гармонии в передаче значит: г. Ходасевич. И его то "благих вестей" не хочет благополучный гражданин. Кто этот последний? Голодный сын - выясняется из последующей строфы.

          Самодовольный и счастливый,
          Под грузом выцветших знамен,
          Коросту хамства и наживы
          Себе начесывает он.

     Очевидно - нэпман? Подумает недальновидный читатель. Ничуть не бывало. Для тех - г. Ходасевич знает это - свобода торговли священное и неотъемлемейшее право. А этот кто "увенчал себя одной свободой - торговать", кто мешает голодному сыну гармонии продать свои потрепанные бобры с плеча Баратынского по вольной цене, этот ужасно нервирует Ходасевича своим скрипом из редсектора:

          Прочь, не мешай мне, я торгую,
          Но не буржуй и не кулак,
          Я прячу выручку дневную
          В свободы огненный колпак.

     Если это точное указание, оно очень дельно и уместно: в самом деле, неудобно все таки изрядные суммы, скопляющиеся за день в Гуме и в Госторге, держать в каком-то колпаке. То ли дело сейфы Рябушинского и Морозова.
     Далее какое-то "злое сердце" уговаривает возмущенного всем этим безобразием автора не глядеть вниз на землю.
     Но как же на нее не глядеть, коли на ней Госиздат помещается. И душа "Психея" чистой диалектикой разбивает умыслы злого сердца.

          Психея же в ответ: "Земное,
          Что о небесном знаешь ты".

     "Злое сердце" чешет в затылке и смущенно мямлит: "оно конечно, уберечь культуру наша обязанность. Ну что же, давай же подпишем договор на тысячу строк небесной информации". Так "рассеянная" рать революции, завороженная "тяжелой лирой", "сына гармонии", подставляет под разноску ее звуков свою натруженную эксидиционную спину. Действительно - "искушение". Остальные стихи "Тяжелой Лиры" неменее двусмыслены и тяжеловесны.

home