стр. 164

     Б. Арватов.

     К. ЧУКОВСКИЙ. ФУТУРИСТЫ (П. 1922 Г.).

     В книжке есть несколько остроумных и верных замечаний о заумном языке, о Маяковском. В остальном типичный гаерский метод критика, которому одно "нравится", который то-то "чувствует", а того-то "не чувствует". В результате сплошной искажающий факты субъективизм, тенденциозное надергивание цитат, поверхностная болтовня "по поводу".
     Автор даже не попробовал определить место футуризма в эволюции литературных форм. Вместо этого он занялся только боевой стороной футуризма, - его бунтарскими тенденциями.
     "Дикари", "нечаевщина", "темно-бунтарское", "без души, без красоты, без мысли", "натуга", "звериное и хулиганское рявканье", "какой ни коснутся культуры, всякую норовят уничтожить" и т. д. - все это о футуристах.

стр. 165

     А вот социология: "В этом... сказалась эпоха, по внешности буйная и катастрофическая, а по существу рассчетливая, мозговая, себе на уме".
     И еще яснее:
     "Если сами идеологи пролетарского класса чувствуют в футуризме родное, свое, пролетарское, - нам остается только согласиться с ними".
     Или иными словами: все вышеприведенные комплименты по адресу футуристов г-н Чуковский относит к пролетариату, к октябрьской революции.
     Характерный факт: и для взаимоотношения между футуризмом и революцией, и для позиции буржуазного критика.
     Чуковский правильно разглядел глубокую внутреннюю связь между революцией в экономике и революцией в искустве но и тут и там он не увидел почти ничего, кроме "звериного и хулиганского рявкания".
     Хороший урок для всех, кто повторяет Чуковского в литературных оценках, находясь в противоположном, в нашем политически легере, - хороший урок для русских марксистов-коммунистов, продолжающих "звериную" традицию буржуазной критики.

home