стр. 174

     ВХУТЕМАС.

     Три художественные группы борятся за влияние в стенах Высших Художественно-Технических Мастерских.
     "Чистовики" (Шевченко, Лентулов, Федоров, Машков, Фальк, Кардовский, Архипов, Королев и т. д.).
     "Прикладники" (Филиппов, Фаворский, Павлинов, Новинский, Шевердяев, Егоров, Норверт, Рухлядев и т. д.).
     Конструктивисты и производственники (Родченко, Попова, Лавинский, Веснин и др.).
     Бои идут по различным фронтам.
     Первая: "Чистовики" добиваются полного отделения производственных факультетов от "святого" искусства, чему энергично сопротивляются "прикладники" в союзе с конструктивистами и производственниками.
     Однако, в виду усиления производственных тенденций среди учащейся молодежи и отсутствия спроса на "картинки", замечается в последнее время перебежка (разумеется халтурная) из лагеря "чистовиков" в производство.
     Лентулов стряпает пейзажи для посуды и фабрикует "стильную" мебель.
     Шевченко и Федоров пишут "пейзажи с фигурами" на клубных зеркалах.
     Королев изготовил кувшин (!) для электрической лампы.
     Кто-то из них скомпановал гардины, "художественно" вышитые для В. С. Н. Х.
     Эти халтурщики пришлись по вкусу "прикладникам", чрезвычайно польщенным, что де "настоящие" художники стали с ними работать, и не как нибудь по новому, а в их добрых старых прикладнических традициях.
     Это обстоятельство помогает прикладникам бороться с конструктивистами и производственниками на фронте левого искусства.
     Среди прикладников образовалась любопытная подгруппа - "производственных мистиков" (Павлинов, Фаворский и поп Флоренский). Эта небольшая компания объявила войну всем группам и только себя считает подлинными художниками производственного искусства. Водятся они на графическом факультете и талмудят учащимся голову проблемами вроде: "Духовный смысл буквенной фигуры" или "Борьба белой и черной стихий в графике".
     Положение конструктивистов и производственников чрезвычайно сложно. Им приходится с одной стороны бить "чистовиков", отстаивая производственную линию, с другой - наседать на прикладников, пытаясь революционизировать их художественное сознание. Конкретно работа этой группы выразилась в организации т. н. "Основного Отделения", где обучение ведется не по принципу индивидуальных мастерских, а путем преподавания основных художественно-производственных дисциплин (дисциплина цвета, объема, конструкции). Этот единственно возможный научный подход к обучению художественно-производственному труду встречает оппозицию, вследствие своей "левизны" и тенденции сделать преподавание анонимным. Это последнее обстоятельство весьма не по вкусу "мастерам" из "чистовиков", привыкших рассматривать преподавание, как способ наплодить себе "подмастерьев" во славу свою.
     Важно отметить, что работа производственников и конструктивистов протекала в отвратительных условиях. Они не имеют и сейчас своих учебных мастерских, а переходят из факультета в факультет, повторяя один и тот же урок иногда по два, по три раза в день.
     В настоящее время Вхутемас переживает реорганизацию. Главпрофобр счел нужным вмешаться в борьбу и сказать свое веское слово.
     - Что-то будет!?.

home