стр. 180

     Б. Арватов.

     СТРАДАЮЩИЕ БЕССИЛИЕМ.

     Был на двух выставках: 1) П. Кузнецова с Е. Бебутовой 2) сезаннят в Вхутемасе. При этом выяснил, что, назад к ....." - не только лозунг, но реальнейший факт. Говорить о первой выставке почти не приходится. Кузнецов показал все старое, которое имелось у него в запасе: рафинированную стилизацию под "восток" без претензий на живопись, даже станковую: сюжетики с мистикой и ни грана работы над краской, изобретательства - сплошные перепевы реакционного шаблона. О Бебутовой сказать можно одно: нельзя выставлять, не умея даже владеть кистью: просто дамски - ученические, сезанновские и прочие зады. В выставочной рекламе об'является, что выставка поедет за границу. Это единственная смелость, допущенная авторами.
     Зато на второй выставке каждая картина - потрясающая, необычайная в наши дни смелость. По крайней мере еще ни разу ни пришлось видеть, чтобы так открыто, на глазах у всех художники революционной страны подымали знамя реакции.
     О безнадежных импрессионистских и пост-импрессионистских, скверно офранцуженных картинках Грабаря, Куприна, Осьмеркина, Фалька, Федорова упоминать не стоит, - они по-просту плохого качества.
     Когда то сдвигавший формы, пробовавший хоть немного выдумать Лентулов, с честностью достойной удивления, стал работать под... Жуковского: добросовестные дворики с пленером, колоколенки прямые, деревца - одним словом, хороший материал для обвинения в плагиате со стороны "Союза русских художников".
     Кончаловский, раньше висевший где-то между порченным Сезанном и порченным Пикассо, теперь бросил эти "метания юности" и твердо повернул назад: так спокойнее. Выставил натюр-морты, портреты, пейзажи, в хорошей эдакой прабабушкиной манере, - немного фактуры, чуть-чуть об'ему, - не дай бог, чтобы не подумали, будто сам выдумал.
     Еще определеннее Машков, занявшийся не больше, не меньше, как trotm d'ocil'ями XVII-го столетия плюс имитация старых картин и фарфоровых статуэток: настоящий "плакат": "Голосуйте за кончину искусства".
     Когдатошние футуристы, Древин и Удальцова, производят впечатление людей, изо всех сил старающихся что-то выдумать, - в этом их отличие от всех других. Однако, выдумали они - увы! - пуантиллизм... вдобавок порядочно испачканный чем-то очень серым.
     По поводу выставки вспомнил разговор с Осьмеркиным, который с удовлетворением говорил о всей своей компании: - "О, знаете, мы вечно в движении, мы идем, - подождите, скоро дойдем... до голландцев".
     Счастливый путь, господа!
     Вышел на улицу и только тогда снова узнал, что все это - в 1923 г.

home