стр. 41

     Л. Попова.

     ФОТО-МОНТАЖ.

     Под фото-монтажем мы разумеем использование фотографического снимка, как изобразительного средства. Комбинация фото-снимков заменяет композицию графических изображений.
     Смысл этой замены в том, что фото-снимок не есть зарисовка зрительного факта, а точная его фиксация. Эта точность и документальность придают фото-снимку такую силу воздействия на зрителя, какую графическое изображение никогда достичь не может.
     Плакат о голоде с фото-снимками голодающих производит гораздо более сильное впечатление, чем плакат с зарисовками этих же голодающих.
     Реклама с фото-снимком рекламируемого предмета действительней рисунка на эту же тему.
     Фотографии городов, пейзажей, лиц дают зрителю в тысячу раз больше, чем соответствующие картинки.

стр. 42

[] 1. П. Цитроен (Веймар). Из серии "Город".

стр. 43

[] 2. Л. С. Попова. Эскиз к постановке "Земля дыбом".

стр. 44

     До сих пор квалифицированная фотография, - т. н. художественная - старалась подражать живописи и рисунку, от чего ее продукция была слаба и не выявляла тех возможностей, которые в фотографии имеются. Фотографы полагали, что, чем более фото-снимок будет похож на картинку, тем получается художественней, лучше. В действительности же результат получался обратный: чем художественней, тем хуже. В фотографии есть свои возможности монтажа, ничего общего с композицией картинок не имеющие. Их то и надлежит выявить.
     Как на образцы фото-монтажа у нас в России можно указать на работы Родченко в его обложках, плакатах, рекламах и иллюстрациях ("Про это" Маяковского).
     На западе характерны работы Жоржа Гросса и других дадаистов.

     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПОСТАНОВКЕ "ЗЕМЛЯ ДЫБОМ" В ТЕАТРЕ МЕЙЕРХОЛЬДА.

     1. Трактовка оформления спектакля в плане жизненного, а не эстетического воздействия, при центре внимания на агитационную сторону спектакля.
     2. Во исполнение этого: отказ от каких-либо эстетических заданий в проектирование оборудования, как в части зрительного эффекта, так и в плане назначения его. Оборудование, костюмы и световые эффекты служат аксессуарами агитации, а не самодовлеющей игры актеров.
     3. Предметы, образующие вещественную сторону спектакля, не изменяются в целях декоративного задания, а берутся из окружающей действительности и вводятся на сцену в натуре, поскольку это допускает устройство театра.
     4. Предметы подбираются в направлении связать изложение пьесы с очередными заданиями строительства Республики, и создать возможность агитационного коментария к драме.
     5. Красная армия, электрификация, тяжелая индустрия в руках пролетариата, механизация земледелия, развитие транспорта - дают элементы реквизита; это в агитации о настоящем. Старые лозунги нашей революции, проводимые в коментарий тексту драмы, отмечают пройденные этапы. Проэкции кинематографа дополняют текст подчеркивая и поясняя существенные детали действия.

home