стр. 108

     С. Третьяков.

     ПО ПОВОДУ "ПРОТИВОГАЗОВ".

     Почему написалась эта вещь?
     Во-первых, меня поразила тема, взятая из действительности.
     70 рабочих отстояли завод, работая без противогазов по три минуты и выходя из ядовитой атмосферы отравленными. У этой темы две существеннейшие стороны: во-первых в ней, как ни в какой для меня, овеществилась длящаяся и во время нэпа революция - не на фронтах и баррикадах, но в самой производственной ежедневности и гущине.
     Во-вторых, для меня эта тема стала дорога потому, что, заключенный в ней, факт возможен только в Советском Государстве или там, где на пороге революции рабочий начинает себя осознавать неизбежным хозяином производства. Такое явление имеет своего родственника в лице другого гигантского по замыслу явления - в лице "субботника" и "воскресника".
     А с другой стороны пьеса эта явилась для меня экспериментом построения мелодрамы сегодняшнего быта. Казалось бы нелогично одновременно и протестовать против бытоотражательства и в тоже время фиксировать быт в пьесе. Но дело в том, что насквозь агитационная тенденция, по которой я строил пьесу, и большая затрудненность в настоящее переходное время сразу перейти от изображения людских типов к построению стандартов (образцовых моделей) все же позволяют мне считать эту пьесу опорным пунктом, от которого можно двинуться по линии уничтожения чистого бытового изобразительства к сценическому строительству стандарт - человека и стандарт - быта.
     Затянутую экспозицию (I акт) я считаю большим дефектом, акт этот неоднократно мной переделывался, я не знаю сценической ценности этой пьесы, хотя полагаю, что она значительна уже в силу своей сегодняшней обязательности, но тем не менее я ее помещаю в "Леф`е" именно как драматургический эксперимент, как отправную точку, опираясь на которую я найду для себя возможным перенести вопрос о том, "какая пьеса нужна сегодняшнему театру" из плоскости теоретических рассуждений в план практического театрального поиска.

home