стр. 207

     Под рубрикой: "КНИГА."

     Н. А.

     Молодая Гвардия. N 6. Август. Изд. ЦКРКП, ЦКРКСМ. Москва 1923, стр. 357.

     Почему в Молодую Гвардию не попадает сколько-нибудь значительного материала. Хотя бы чисто внешне-количественно значительного, каким например начинены всевозможные недра современных периодических изданий. Мы думаем, потому главным образом, что авторы молодогвардейцы физически лишены возможности работать над таким материалом. То что делается ими, делается наспех, в урывках между поисками койки для ночевки и очередным выступлением перед рабочей аудиторией.
     Нужно и должно обратить внимание на быт нашего литературного молодняка.
     Недавняя заметка в "Правде" т. Клюнина рисует его с самой безрадостной стороны. Бесквартирье, необеспеченность, одинокая борьба с удавьими кольцами нэпа, не дают возможности вплотную заняться литературой как профессией, как ремеслом. Погоня за овладением формой и необходимость сейчас же эту не остывшую еще формальную выплавку применять практическим оружием - в противовес исхищренному и опытному противнику - создает в большинстве случаев литературные недоноски, беллетристические и стихотворные выкидыши, исползающие и огрубляющие фантазию и волю пролетарских авторов. А близорукое требование старших товарищей, требующих во что бы то ни стало монументального стиля, мопассановской хватки быта перегружают до отказу дееспособность, подорванную и без того годами войны и разрухи, - у молодежи. "Грызть молодыми зубами гранит... искусства" можно с надлежащим усердием только в том случае, если кой-когда перепадает на зубы что нибудь и помягче этого гранита. И если в отношении "науки" партией и государством делается все возможное, в этом направлении, то "гранит исскусства" остается непоколебим именно из за того, что зубы, которым надлежит источить его, в большинстве случаев приходится класть на полку.
     N 6 Молодой Гвардии в литературном отделе своем характерен именно этой обрывочностью несделанного материала. И даже наиболее оформившиеся авторы как напр. Л. Сейфуллина идут в "Молодую Гвардию" с фрагментарными отрывками из писательского блокнота. "Инструктор красного молодежа" - черезчур уж натуралистическая зарисовка неглавного и несущественного куска советского быта. Он мог служить куском в большой повести, но самостоятельного значения этот анекдотец, к тому же еще и не до конца сделанный - не имеет.
     В самом деле. Таким книжно-надуманным языком может изъясняться только литератор, подделывающийся под говор:

стр. 208

     ... "Нет уж если вы хотите сродниться с нашей шатией, так чего держитесь за весь корпорац своего ума".
     или:
     ... Значит вы обуяны другим дурманом.
     "Сродниться", "обуяны"... неужели автор не почувствовал всю невозможность этих типично книжных интеллигентских слов в устах деревенского парня. И эту фальш выдает человек, написавший "Правонарушителей", сумевший подметить чудесную живость того же самого говора, на который теперь он так безжалостно клевещет, который так неряшливо передразнивает. Обидно и за автора и за редакцию, не нашедшую для себя более свежего материала у даровитой Л. Сейфуллиной. Как уже сказано, она наиболее определившаяся. Что сказать о Герасимовой, безнадежно еще вязнущей в ухабах изобразительной беспомощности. Строки - каждые с абзаца. Глаголы - под ряд калеками толкают друг друга. Абсолютное неумение связать две фразы диалога. И все это прикрыто дурным ухарством фельетонно-искусившегося в "писательстве" недоучки. Не печатать это следует в качестве материала в ответственном органе РКСМ, а отослать в качестве образца скороспелого и неточного репортажа для руководства в одну из литературных студий. А об этом еще т. Авербах, ничто же сумняшеся, отзывается как о "прекрасном, выразительном, экономном языке". Нельзя так, товарищи, закрыв глаза выдавать патенты на литературный стаж. Ведь не только журнал издаете - новую литературу делаете. Не с такими же средствами пильняковщину можно перешибить.
     Рассказ И. Пчелинцева - анекдот в стиле Зощенко. "Зубчатая ступень" Б. Рингова - те же оборвыши и обноски с Пильняковского плеча. Ив. Рахилло лучше других, но такое же сырье и материал, подлежащий обработке и внутренней и внешней.
     Стихи "Молодой Гвардии" не плохи как и всегда, но черезчур засериознены, черезчур пытаются конкурировать с "толстожурнальными" авторами.
     А ведь и Жаров и Голодный и много других пишут горячие и свежие стихи. Почему их не видать в отчетном N.
     Еще раз: беллетристический отдел "Молодой Гвардии" неудовлетворителен. Причины известны. Дайте молодогвардейцам возможность писать и учиться, товарищи, создающие эту возможность для Пильняков, Толстых и других из старой гвардии модернистов.

home