стр. 175
Г. К.
ГРАНИТНЫЙ ЛУГ
Иван Доронин. - ГРАНИТНЫЙ ЛУГ. Стихи 1921-1922 г. Издательство "Московский Рабочий" 1922 г.
В данный момент, когда так много говорят о смычке между городом и деревней, появление нового "деревенского" поэта приобретает особое значение, и книжка стихов Ивана Доронина заставляет еще раз задуматься над этим вопросом; но прежде чем поговорить об идеологическом значении стихов Доронина, скажем несколько слов о нем, как о поэте.
Если делить поэтов, как это делает Юрий Верховский, на поэтов скульпторов, поэтов-мыслителей и поэтов-певцов, то Доронина надо причислить к последней
стр. 176
группе. Это - поэт песельник по преимуществу. Его стихи хочется "петь", а не читать, - столько в них певучести, мелодии. Он совершенно отказался от старой формы стиха. К его стихам можно применить Пушкинское выражение, что они "текут ручьями". Он одинаково пользуется как рифмами, так и ассонансами. Если его стихи читать другому, то слушатель подумает, что Доронин большой любитель внутренних ассонансов. Эта внутренняя звучальность, особенно ассонансов, сближает стихи Доронина с музыкой, т. к. ассонансы ближе к музыке, чем старые рифмы.
Образы Доронина, как принято выражаться, незаезженные, некнижные, неголовные, а все заимствованы из окружающей
стр. 177
жизни, преимущественно из мира деревенского. Он не подчеркивает своих образов, не выкрикивает их, а просто
"на мысли, дышущие силой,
как жемчуг, нижутся слова"...
Мы не можем в библиографической заметке дать хотя бы краткого анализа его мелодики, синтаксиса, и т. п., но то и другое и третье у Доронина заслуживает внимания. Еще большего внимания заслуживает идеологическая сторона его поэзии.
Доронин, по его собственному выражению, "полевой певец машин". Он восклицает:
"Поля, поля,
Для вас
Из городских кварталов
Солнце лучистое
Сердце принес я...
Деревня обречена на гибель. Не мало было поэтов, посвящавших свое вдохновение деревне, вытесняемой городом. Довольно назвать одно имя Верхарна с его книгами "Призрачные деревни" и "Обезумевшие селения".
Но Доронин ушел из деревни в город, прошел его суровую школу, пережил в нем революцию и взглянул на старую деревню другими глазами:
О, деревня,
Твоя мне болотная тишь
Как любовь
Падшей девушки.
Ты сидишь и квохчешь,
Как наседка на яйцах.
Ты сидишь,
Поседела ты.
А я молод, как вешний день,
И мне каждый твой плетень,
Каждая куча навоза
Говорят о смерти твоей.
Ты помрешь
Ты помрешь
Прежде чем прокричит
Трижды
Красный петух
Революции...
Спасти погибающую деревню может только город, только машина, но при условии, что эта машина не послужит фундаментом для фермерства американского типа, но будет источникам коллективизма.
Описывая сенокос, он говорит:
Глаза дали режут...
Так бы и дул напрямик
стр. 178
Знаю, скоро
Сгладим межи,
Будет простор велик...
У нас есть много деревенских поэтов, которые иногда проговариваются, и довольно сильно проговариваются пролетарскими стихами, но по существу остаются мужиками, преданными земле, устоями своей крупной избы, своей межи, напр., Петр Орешин. Доронин, - первый поэт, пришедший из деревни, но который весь огорожанился в лучшем смысле этого слова, и в этом, может быть, тайна его глубокой самобытности. Это у него деревенская девушка, захлебываясь от восторга, говорит:
"Я сегодня девушка полей,
Завтра буду девушка-ткачиха".
О себе самом Доронин говорит:
Но люблю я и город,
И железо,
И сталь,
И гранит,
Я хотел бы
В лесах хмельно-кудрых,
Я хотел бы
В лугах заливных
Видеть
Травы живые заводов.
Видеть
Тысячи солнц городских,
Ой, ты, бор,
Ой, ты, дол,
Ой, ты, сталь
И гранит
И железо,
Перемешались вы в сердце моем,
Захлебнулся я вами!
Трудно, конечно, сказать, куда пойдет развитие Доронина поэтическое и идеологическое, до каких размеров оно разовьется, но Доронин, несомненно, имеет будущее и книжка его сама по себе есть уже вклад в литературу, независимо от того, каким он пойдет путем.
В заключение скажем, что пора бы разбирающим поэтов в журналах и газетах отмечать, что из разбираемого поэта может или должно быть взято составителями чтецов-декламаторов, песенников, антологий.
Из Доронина следует взять стихи: "Весенняя любовь", "В огороде", "Зеленая кузница", "Весенняя мастерская".