стр. 45

     ЛИТЕРАТУРА ФАКТА

     Работается и выйдет в конце настоящего года, под редакцией Н. Ф. Чужака, первая книга материалов по вопросу о литературе факта (фактография). Книга, представляющая сборник специально написанных и частью подобранных статей различных авторов, преследует три цели: 1) дать критику новейших эпигонов беллетристизма, как приема актуального когда-то, но уже утратившего свою действенность и изжитого; 2) увязать роль факта или выдумки в литературе в плане социального строительства и 3) дать возможно исчерпывающий набор элементов новой литературы,

стр. 46

отложившихся уже и логически мыслимых. Сообразно этому, в сборник войдут следующие статьи отдельных авторов:

     Литература жизнестроения. История вопроса. Относительное значение вымысла и факта в обстановке и времени: условность выдвижения обоих приемов. Литература - "преображения" жизни, в установке старого времени; отдельные жизнестроительные моменты и полосы до Октября. Жизнестроительный характер нашей эпохи; утверждение художественного факта, как основная тенденция новой литературы; диалектическое толкование факта. Роль лефа в продвижке идеи факта; самокритика и утверждение. Организующая роль отдельных звеньев фактографии: очерк; монография; фельетон; памфлет; факто-монтаж; отчет о судебном процессе или митинге; речь; автобиография и биография (о подлинном живом человеке); мемуары; человеческий документ; эссэ; дневник и т. д. Роль промежуточной формы (Фурманов, Тынянов). Новые очеркисты. Организационная революция в газете, как последний удар по беллетристике. Природа новой литературы: отход от гуманитаризма; материал и его организация; от созерцательности к действию; конкретизация и научный учет; против номинализма - за именованность; отмена "типизации"; борьба с "символикой"; синтетика и диалектический материализм; утилитарность и целевая установка писателя; коллективный писатель и т. д., и т. д. Заключение: борьба жанров - борьба классов.

     Беллетристика раньше и теперь. Условия процветания беллетристики: скудость научно-фактического исследования; минимальное развитие статистики и газеты; николаевщина и вынужденный "золотой век" литературы 40-х годов. Смысл осознавательства и учительства (жизни) когда-то. Относительная актуальность старого беллетристизма: кампании, постановки вопросов, социальная разведка. Эпигонствующий беллетристизм: новая обстановка и изжитые приемы; революция и "психологизм"; наивная отрыжка учительства; литература пописывания и т. д., и т. д.

     Очерк прежде и теперь. Классовые установки и формальные отличия. Синтетическое многообразие нового очерка. Необходимость борьбы за очищение очерка от наследий беллетристизма: мистицизм старого "образа"; каноны вненаучного познавательства и др. Борьба с упростительством и диллетантизмом.

     Литература эпигонов. Статьи: С. Третьяков ("Новый Лев Толстой" и др.); О. Брик (О "Цементе" Гладкова, "Ближе к факту", "Разгром Фадеева", "Учить писателей" и др.); П. Незнамов ("Драдедамовый быт", "Мимо газеты", "Советский Чуркин" и др.); В. Шкловский (О "Преступлении Мартына" и др.); В. Перцов ("Культ предков"); и др. Разбор всех популярнейших из современных беллетристических произведений в плане настоящего сборника.

     По новой литературе. Разбор всех популярнейших произведений новой литературы и ее работников: Б. Кушнера, С. Третьякова, И. Жиги, Л. Сосновского, М. Кольцова, А. Зорича, Д. Заславского, Л. Рейснер и др. - фельетонистов, очеркистов, авторов мемуаров, памфлетов и пр. Авторы разборов: В. Перцов, В. Шкловский, Н. Чужак, С. Третьяков, П. Незнамов, В. Тренин и др.

     Рабкор и писатель. Рабкорство как методическое достояние нашего времени. Роль монтажа в рабкорской литературе. Монтажер - вместо традиционного писателя-"осознавателя". Как учат у нас рабкоров. Отрыв от станка. "3 500 писателей" бывшего ВАППа. На правильный путь.

     Элементы нового. О формальных моментах новой литературы, как они мыслятся в результате учета современной литературно-социальной действительности и как они отслаиваются уже в новой литературе. Опыт и мысли. Необходимость диалектического заострения вопроса. Заключительная статья, дающая набор нового.
     Сборник должен заменить собой полное отсутствие у нас учебника по новой (не только во времени, но главное - новой по существу) литературы. Его задача - во время предостеречь писателя-рабкора, совращаемого

стр. 47

в традиционное "писательство", и указать ему правильный, вытекающий из потребностей эпохи путь. Вторая задача - помочь писателю найти свою индивидуальную, но всегда увязанную с общей творческой продвижкой класса, утилитарную установку и формальное ее выражение.

home