стр. 302

     В. Кряжин.

     Р. Виппер. Древняя Европа и Восток. 2 изд. Госуд. Изд. М. Стр. 148.

     Учебник Р. Виппера по истории Древней Европы и Востока производит впечатление курьезного научного анахронизма. В самом деле, как понимает автор задачи своего учебника? В предисловии он указывает, что попытался сочетать "внешнюю историю" с "бытовыми древностями" таким образом, чтобы сделать свое изложение "привлекательным", открыть его "уму и воображению ученика". При таком понимании своей задачи автор выкинул совершенно за борт общественные отношения излагаемых эпох, их хозяйственный строй, эволюцию политических форм и т. п. Быть может, скажут, что это трудно для понимания тех, очевидно, малышей, на которых рассчитана книга. Однако все дело заключается в умении популяризовать исторические факты, и вряд ли очерк социальных отношений Древнего Египта оказался бы труднее счета времени, веса и денег, на которых считает необходимым подробно остановиться автор. Благодаря этому мудрому самоограничению 148 страниц учебника представляют из себя попурри из исторических фактов, кое-каких географических сведений, рассказов древних историков и исторических анекдотов.
     Ученик узнает, напр., из книги Р. Виппера, что ловцы выманивали крокодилов, бросая в воду кусок свинины или ставя на берег визжащего поросенка (стр. 29); что Бонапарт, думая воодушевить свое войско, крикнул: "Солдаты, помните, что сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид!". Конечно, солдаты ничего не поняли в словах генерала, но, видя его горячее возбужденное лицо, бросились отважно в бой и расстроили мамелюков (стр. 31).
     На стр. 83 и 84 ученик узнает, почему создалось представление, что статуя Мемнона плачет при восходе солнца, а также получит справку, что туристы царапают свои имена на ступне колосса и т. д. и т. д. Впрочем, учебник Р. Виппера содержит ряд сведений, которые являются настолько историческими, сколько научными анекдотами. Так, напр., автор совершенно категорически утверждает, что Ислам предписывает или истреблять всех неверных, или обращать их в мусульманство, чем и об'ясняются религиозные судьбы Египта (стр. 30). Автор при этом совершенно игнорирует тот факт, что само же христианское население Египта так же, как и Сирии, облегчило победу арабов-мусульман, так как они как раз обеспечивали большую веротерпимость, нежели ортодоксальная Византия.
     В настоящее время, как оказывается, "Англия держит для защиты египетского хедива (султана) войско, управляет его казной" (стр. 31). Я думаю, что сами англичане, были чрезвычайно удивлены, узнав настоящие цели своей оккупации Нильской долины. Не менее удивятся наши этнографы, занимающиеся изучением, напр., белоруссов или литовцев, узнав, что "этнографы, это - знатоки быта нынешних дикарей" (стр. 12). Я опускаю совершенно изложение главы "О верованиях нового каменного века", которая вся построена на тех умозаключениях, которые могут явиться у современного европейского ребенка, а не на данных, собранных современной историей религии и этнологии. Сложнейшие тотемистические верования находят, напр., такое простое и научное об'яснение: "может быть, все люди произошли от зверей и птиц, храбрые от сильных, трусливые от слабых; значит, человек превращается в зверя и, обратно, зверь превращается в человека" (стр. 20).
     После этой общей характеристики вряд ли представляется интересным останавливаться на отдельных главах книги. Хочется лишь указать, что всякая популяризация имеет свои пределы, перейдя которые она превращается уже в грубую вульгаризацию. К сожалению, пример этого мы видим в книге Р. Виппера.

home