стр. 107

     Я. Шафир.

     ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА БЕЛЫХ.

     (Крымский "опыт").

     Представители буржуазии, ее лакеи, когда заходит речь об экономическом развале России, о наших многочисленных разрухах, всегда ссылаются на "коммунистические эксперименты", как на начало всех хозяйственных бед и несчастий. Волей истории юг России, в частности, Крым в течение 1919 - 1920 г.г. стал сферой господства и влияния частной инициативы в области хозяйства. Силой помещичье-буржуазной диктатуры означенный район оказался отрезанным от советской республики. Здесь буржуазия стала "княжить и володеть", проводя свою испытанную веками экономическую политику. Представляется поэтому любопытным обозреть "творческую деятельность" класса, который, по мнению его ученых и идеологов, имеет вековечную монополию на руководительство экономической жизнью народов.

     I. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

     Предварительно необходимо указать, хотя бы в общих чертах, на положение главных отраслей промышленности в 1919 году, когда правительство генерала Деникина находилось в зените своего могущества, когда белые войска занимали всю Украйну, а временами проникали далеко на территорию Великороссии. В первую голову заслуживает внимания состояние Донского бассейна. Добыча угля крайне ничтожна в 1919 году. Угля нехватает даже для снабжения основного потребителя - железных дорог. Ничтожные размеры производства вынудили правительство Деникина, стоявшее в принципе за свободу торговли, прибегнуть к нормированию цен и установлению государственно распределения угля. С этого момента и возникает между правительством белых и торгово-промышленными организациями конфликт, продолжавшийся впоследствии в Крыму. Протсоюз и бюро горно-промышленности юга России требует объявления полной свободы торговли и уничтожения всякой регламентации. Несмотря, однако, на регламентацию и ничтожность размеров добычи, промышленники ведут переговоры о вывозе угля за границу, где цены на уголь были очень высокие. В последний период хозяйничания белых в Донецком бассейне правительство Деникина санкционирует вывоз за границу 10.000.000 пудов угля через порты Азовского и Черного морей. Вывоз этот не состоялся исключительно по независящим от белых обстоятельствам. Экспорт угля предполагался в Италию и Ближний Восток. Частная

стр. 108

инициатива и ее покровители ничего не имели против вывоза, хотя одновременно железные дороги страдали от отсутствия угля, а Новороссийску приходилось снабжаться исключительно английским углем.
     Аналогичная политика проводилась и по отношению к нефтяной промышленности в Грозненском и Майкопском районах. Размер добычи означенной промышленности был чрезвычайно ничтожен.
     Выплавка металлов за время Деникина совершенно прекратилась. Металлургические заводы пускают в ход не доменные печи, а мартеновские. В связи с расстройством транспорта является мысль об использовании паровозостроительных заводов для ремонта паровозов и использования для технических целей металлургических заводов. Но вопрос о ремонте не нашел своего разрешения во время существования добровольческой армии, и выпуск ремонтируемых паровозов фактически прекращается.
     Еще хуже обстоит дело с промышленностью в крымский период. Крым, как местность дачная, всегда обладал ничтожной промышленностью. Правительством белых было сделано все от него зависящее для разрушения и этой промышленности. Данные о состоянии крымской промышленности в 1920 году имеются в архивных материалах Отдела управления торговли и промышленности в виде анкеты по промышленным предприятиям, произведенной в июле. Анкета охватывает всего 32 предприятия, с количеством рабочих в 2.663. Из них:
     свыше 100 рабочих 6 предприятий
       "    50     "   9      "
       "    35     "   5      "
в остальных предприятиях количество рабочих колеблется от 8 - 22. Опросу подвергались, главным образом, табачные фабрики и заводы, вырабатывающие сельскохозяйственные машины и двигатели. Из анкеты видно, что подавляющее большинство предприятий работает либо на оборону, либо на правительственные органы продовольствия. Другие, хотя и работают полностью, но все же производительность их по сравнению с 1919 годом сокращена на 75 - 85%. Причины сокращения производительности сводятся по анкете к следующему: отсутствие топлива, нефти, керосина, дров, сырья, квалифицированных рабочих. Приведем несколько примеров. Владельцы машиностроительного завода Лангемана в Сарабузе в своем ответе пишут, что на заводе работает всего 22 человека. До войны работало 300 человек, во время войны - свыше 500. Владельцы жалуются на отсутствие сортового железа. Владельцы табачной фабрики Месаксуди сообщают, что фабрика вместо обычных 7.000 пудов табаку в месяц вырабатывает 1200 - 1700 пудов. Отсутствует топливо и, главное, листовой табак. Владельцы завода "Крымское машиностроение" в Симферополе пишут, что завод их работает исключительно на оборону. Вырабатывает части танков и ремонтирует броневые автомобили. Производительность крайне низкая по причине отсутствия ломового и сортового железа.
     Нельзя не указать при этом, что листовой табак, ломовое и сортовое железо вывозились в больших количествах из Крыма за границу. Об этом красноречиво свидетельствуют данные об экспорте. Ломовое железо находилось в значительных количествах во всех портах Крыма, и правительство Врангеля спекулировало им, приобретая за него валюту.
     Некоторые предприятия жалуются на реквизиции. Завод сельскохозяйственных машин и орудий Мильруда в Евпатории реквизирован Донским корпусом для изготовления варочных котлов и походных кухонь.

стр. 109

Благодаря ходатайству земства, реквизиция в июне снимается, но заводу все же поставлены условия, что две трети производства должны быть посвящены исполнению военных заказов, изготовлению казацких пик.
     Влачила жалкое существование пользовавшаяся особым покровительством кожевенная промышленность. Кожевенных заводов в Крыму в 1920 году насчитывалось 25 - 30, среди них технически хорошо оборудованных немного. Производительность этих предприятий по минимальным расчетам превышает 100 тысяч кож крупного сырья, не считая мелкого. Сырьевых рессурсов для кожевенных заводов в Крыму было вполне достаточно. Правительство генерала Врангеля не поскупилось для кожевенников и выдавало им значительные субсидии. На закупку экстракта заводчики получили 120.000.000 рублей, на организацию сбора коры и сумаха - 30.000.000 рублей, на закупку жиров и материалов - 50.000.000 рублей. Несмотря на покровительство, кожевенники вместо предполагавшихся 9.000 кож в месяц давали только 2.000. Не помогли контрольные комиссии, совещания, угрозы. Кожевенная промышленность захирела.
     Еще более любопытную картину представляет состояние соляной промышленности за время врангелевщины. При уходе Советской власти из Крыма в 1919 году осталось соли в буграх Евпаторийского района - 18.000.000 пудов.
     Добыто в 1919 году 2.000.000 пудов.
       "    " 1920   "  1.600.000   "
     ---------------
     Итого 3.600.000 пудов.
     Между тем соляные промыслы Евпаторийского района при самой плохой эксплоатации должны дать урожай минимум в 4.000.000 пудов ежегодно. За два года должно быть добыто при самых тяжелых условиях не менее 8.000.000 пудов. На самом деле добыто меньше половины минимума и то не средствами промышленников.
     В 1919 году за время своего краткого существования евпаторийский усовнархоз привел в образцовый порядок почти все промыслы. До ухода Советской власти (июнь 1919 г.) почти все бассейны были подготовлены к выволочке, оставалось согреть рапу солнцем и произвести выволочку. Последнее сделано было промышленниками и то не полностью. Одни испугались дорогих цен на рабочие руки, другие нашли более выгодным заниматься легкой спекуляцией.
     Что касается добычи 1920 года, то из 1.600.000 пудов на долю саксонского промысла, перешедшего к новому субарендатору, Днепрсоюзу, приходится 1.000.000 пудов. Остальные арендаторы 30 слишком промыслов выволокли всего 600.000 пудов.
     Если что и было сделано в области соляной промышленности белыми, то исключительно в направлении разрушения промысла. Правительством генерала Врангеля были сняты подъездные пути на многих участках для постройки бешуйской линии.
     Наш обзор состояния промышленности в Крыму в 1920 году будет неполным, если не указать на расцвет прожекторства в области промышленного строительства. Управление торговли и промышленности генерала Врангеля было засыпано дождем эфемерных проектов создания самых разнообразных промышленных предприятий. Тут и проект создания сахарно-рафинадного завода, суконных фабрик, ряда кожевенных, мыловаренных, салотопенных химических заводов. Все эти проекты преследуют одну и ту же цель - получение субсидий.

стр. 110

     Кое-кто авансы получил, но ни одного сколько-нибудь значительного предприятия на территории Крыма не возникало. В эпоху этого бумажного грюндерства с соответствующими проектами выступали и заграничные предприниматели, обычно в компании с русскими промышленниками. Проекты в этих случаях носили еще более дутый характер. К числу таких начинаний нужно отнести выдвинутый некоей русско-американской группой проект осуществления южно-бережной железнодорожной линии, устройства на южном берегу городов, курортов и пр. в том же роде.

     II. ТОРГОВЛЯ.

     В области торговли за время хозяйничания белых существовало известное оживление. Можно сказать, что капитал весь устремился в торговлю. И существовавшие торгово-промышленные предприятия, и банки и даже само правительство занимались торговыми операциями.
     Необходимо, однако, отметить, что внутренняя торговля в период врангелевщины очень слабо развита. Передвижение товаров внутри Крыма падает до минимума. Причин, обусловливающих данное явление, было много. Тут и расстройство транспорта, и подводная повинность, подорвавшая значительно гужевой транспорт. Большую роль сыграли в этом отношении революционные отряды зеленых, производившие систематические нападения на товарные транспорты и сделавшие не безопасным передвижение не только по шоссейным дорогам, но и по железным.
     Внутреннюю торговлю парализовала в известной мере противоречивая политика белогвардейского правительства, отсутствие в этом отношении какой-либо твердо продуманной системы. Правительство то объявляло внутреннюю торговлю совершенно свободной, то вводило так называемую разрешительную систему. Вывоз товаров каботажем все время регулировался разрешительной системой.
     С другой стороны, агенты власти на местах обнаружили достаточно творчества по части контролирования внутренней торговли. Контроль являлся для них источником дохода, дававший возможность им урвать у спекулянтов солидную часть барышей.
     Зато в области внешней торговли замечается большое оживление. В Крыму в 1920 году возникает ряд экспортно-импортных обществ, ставящих своей целью создание тесной связи с европейским рынком в целях налажения внешнего товарообмена.
     Крым располагал определенными запасами доступного к вывозу сырья в виде зерна, соли, вина, табаку, фруктов. С занятием Северной Таврии запас зерна, доступного вывозу, весьма значительно увеличился.
     Все экспортеры, равно как и правительство в своих экспортных операциях, преследовали одну цель - получение возможно большего количества иностранной валюты, которая, ввиду обесценения русского рубля, чрезвычайно высоко котировалась в Крыму.
     Необходимо указать при этом, что правительство Врангеля не финансировалось союзниками. Для приобретения предметов воинского снаряжения оно нуждалось в значительном валютном фонде. Так как получение валюты могло быть обеспечено исключительно путем вывоза за границу имевшегося в больших количествах сырья, поэтому правительство пришло к мысли об установлении хлебно-вывозной монополии. Монополия эта была установлена в августе. Заключалась она в общих чертах в том, что правительство закупало через частный торговый

стр. 111

аппарат хлеб, при чем 80% закупки оно оплачивало по твердой, обусловленной договором цене, остальные 20% скупаемого хлеба оплачивались предпринимателями, на обязанности которых лежало свезти и погрузить все 100% хлеба на судно, фрахтуемое также частными предпринимателями на условиях свободного договора. Правительственная твердая цена включала в себя все расходы по закупке, подвозу и погрузке хлеба на суда. За эти услуги правительство гарантировало предпринимателям оплату им 20% вырученных за все погруженное количество зерно иностранной валютой.
     Хлебные рессурсы некоторых районов Крыма, особенно тяготеющих к портам, оказались скоро исчерпанным форсированным экспортом (доклад главного уполномоченного по продовольствию за июль 1920 г.).
     Значительный избыток зерна имелся в Северной Таврии благодаря блестящему урожаю 1919 года. Валовой сбор пшеницы и ржи в 1919 году определяется для Северной Таврии в 80 миллионов пудов, ячменя и овса - 60 миллионов пудов.
     За вычетом из валового сбора тех расходов по обсеменению полей, продовольствования местного населения и прокорма скота, избыток хлеба от урожая 1919 года исчислялся приблизительно в 50 миллионов пудов и зерно-фуража 60 миллионов.
     Эти-то рессурсы хлеба и зерно-фуража и привлекли главное внимание частно-торгового капитала и правительства Врангеля. Производилась закупка хлеба в Северной Таврии в таком порядке: ввиду существования хлебно-вывозной монополии, закупка была поручена целой серии правительственных органов, которые передали закупку мелким маклерам-спекулянтам, в редких случаях кооперативам.
     Так как частный торговый аппарат работал на средства казны, без риска, он совершенно не считался с поднятием цен.
     Главная его цель заключалась в быстрейшем выколачивании из деревни хлеба. В рапорте командующему I-й армии штаб-офицера, которому было поручено расследование причин поднятия цен на хлебные продукты в Северной Таврии, положение хлебной торговли обрисовано следующим образом:
     "Мелкие агенты, получившие от правительственных организаций и закупочных комиссий доверенность и деньги, кое-что сдают этим организациям, а на остальные деньги спекулируют, не без ведома этих же организаций. При закупке хлебных продуктов были установлены цены: предельные (секретные), твердые и справочные, но эти цены были не для всех обязательны".
     "Кроме того разница между предельными и твердыми ценами была очень велика. Ввиду существования конкуренции между скупщиками при покупке ими без риска, разница эта ими уравнивалась очень быстро, зачастую покупка производилась по ценам выше предельных в надежде на скорое их помещение".
     Эти агенты, несмотря на существование монополии, сами вывозили за границу хлеб.
     Обмен производился на условиях частичного товарообмена, так, например, за пуд хлеба платили в Северной Таврии в сентябре 10 фунтов керосина и 2.000 рублей деньгами. Так как керосин на рынке ценился по 2.000 рублей за фунт, то цена пуда хлеба фактически равнялась 22.000 рублей. Еще в большей мере хлебная вакханалия разыгралась в конце сентября, когда по распоряжению Врангеля контр-агентам Управления торговли было разрешено производить в порядке неограниченного товарообмена без стеснения в ценах закупку хлебных продуктов.

стр. 112

     Указывал на разыгравшуюся свистопляску в области торговли хлебом аладинский крестьянский кулацкий союз. На этом докладе барон Врангель наложил следующую резолюцию: "Считаю тон подобных записок неприличным и предлагаю впредь не беспокоить. Врангель".

     III. ВЫВОЗ И ВВОЗ В 1920 ГОДУ.

     Общая картина вывоза с 1-го февраля по 1-е сентября 1920 г. такова:

     ячмень (отчасти овес и пшеница) около  3.000.000 пуд.
     соль...........................   "      830.000  "
     льняное семя...................   "    110 - 120 тыс. п.
     табак..........................   "          120.000 пуд.
     шерсть.........................   "           63.000  "

     Вывоз остального сырья был незначителен, что касается картины вывоза по месяцам, то дело обстояло следующим образом:

     Вывоз из пределов Крыма с 1-го февраля по 1-е сентября 1920 г.

     Наименование  Февраль.  Март.   Апрель.   Май.    Июнь.  Июль.Август.
     предметов
     вывоза        пуд.      пуд.    пуд.      пуд.    пуд.   пуд.   пуд.

     Ячмень...... 106.092  130.667  18.000  216.542 205.839 864.048 35.645
     Овес........    -        -       -        -     47.970  11.150  8.000
     Пшеница.....    -       2.945    -       5.000     500    -     4.100
     Льнян.семя..  34.326    9.400    -       1.700  65.298     100  3.250
     Шерсть......  16.710     -      1.981    8.237  14.765  15.256  7.011
     Табак.......  73.395    6.826   3.214   23.875    -      6.087  5.600
     Соль........     500  103.000 275.503  135.946 157.698  57.937   -

     В настоящей таблице не указан вывоз через порты Северной Таврии заготовленного в порядке "нормальных договоров", выразившийся по данным от 11 сентября в 800.000 пудов.
     Резкое падение цифр вывоза приходится констатировать в апреле и августе. Объясняется это тем обстоятельством, что в означенные месяцы происходит изменение порядка вывоза. В феврале и отчасти марте замечается ослабление действий экспортных правил и работ так называемых экспортных подкомиссий. В означенные месяцы добровольческая власть подготовляет эвакуацию Крыма и в связи с этим всячески форсирует экспорт. В августе же происходит коренной перелом в условиях вывоза хлеба и фуража благодаря установлению пресловутой хлебно-вывозной монополии. В августе и сентябре происходят крупные заготовки хлеба на местах контр-агентами управления торговли и промышленности. Вывоз вследствие указанной причины естественно упал.
     Что касается соли, то вывоз ее совершенно ничтожен по отношению к тем запасам, которые имелись на территории Крыма. Объясняется это установлением 50-сантимной пошлины с пуда вывозимой соли, которая вытеснила крымскую соль совершенно из рынков Ближнего Востока, куда она обыкновенно экспортировалась.
     Необходимо указать, что приводимые нами цифры не могут считаться точными ввиду того хаоса, который царил в области экспорта и импорта за 1920 г.

     ---------------

     Картину ввоза можно себе уяснить из следующей таблицы статистической части отдела торговли и промышленности. В таблице

стр. 113

показано количество грузов, выпущенных таможней на внутренний рынок с 1 января по 1 сентября 1920 года по данным отдела таможенных сборов управления финансов. (См. стр. 114 и 115.)

     IV. СПЕКУЛЯЦИЯ И МНИМАЯ БОРЬБА С НЕЙ.

     Непрерывный рост цен, вызванный, главным образом, систематическим падением курса врангелевских рублей, равно как и ограниченность предложений при товарном голоде, создали благоприятную почву для спекуляции. Товары, привезенные из-за границы, переходили из рук в руки одних торговцев к другим. От таможни до потребителя товар переходил через десятки посредников, из которых каждый получал прибыль по указанным выше размерам.
     Постоянное повышение цен товаров побуждало торговцев задерживать выпуски их на рынок, дабы получать повышенную прибыль.
     Страдали от этого, главным образом, рабочие, городская и деревенская беднота. Временами дело доходило до волнений, в результате которых власть вынуждена была делать вид, что она готова расправиться и с торговцами, и с банками. В наиболее острые моменты, когда цены делали слишком резкие скачки вверх, гражданские и военные власти созывали специальное совещание по борьбе с спекуляцией. Этой же задачей должна была заниматься специально организованная при Врангеле комиссия по выработке мер по борьбе с искусственным взвинчиванием цен, сокрытием товаров и прочими разновидностями спекуляции.
     В смысле издания приказов по борьбе с указанным злом и правительства Деникина и правительства Врангеля проявили большое усердие.
     4-го ноября 1919 года Деникиным был издан грозный временный закон об уголовной ответственности за спекуляцию.
     Согласно статье 2 этого "закона", виновные в спекуляции предметами продовольствия или иной общей необходимой потребностью, или материалов, служащих для их изготовления, подвергаются: лишению всех прав состояния и смертной казни или ссылке на каторжные работы на время от 4 - 20 лет, и сверх того денежному взысканию в 250.000 рублей. Вместе с тем принадлежащие осужденному товары и материалы, бывшие предметами спекуляции, конфискуются.
     Дела указанного характера были изъяты из общей подсудности и переданы военным судам. Закон обещает частным и должностным лицам за обнаружение спекулятивных сделок вознаграждение в размере 5% стоимости конфискованных у осужденных товаров.
     К указанной таблице необходимо сделать следующее замечание. В ней отсутствуют грузы, относимые к категории "военных". Они ускользают от учета таможен. По своему количеству военные грузы превышают все остальные. Так, по данным отдела горного и топлива, за отчетный период только им одним ввезено топлива и смазочных масел около 4 1/2 миллионов пудов, т.-е. в семь раз больше, чем всех остальных грузов.
     Самую главную роль в импорте 1920 года играют жизненные припасы. За ними следуют растительное и минеральное топливо, третье место - занимают прядильные материалы и изделия из них, четвертое место прочие группы, последнее место в ввозе как будто занимает 7-я группа (кожи и изделия из нее и обувь всякая). На самом деле необходимо иметь в виду, что в Крыму имелась своя довольно солидная

стр. 114

     ВВОЗ ТОВАРОВ В ПОРТЫ КРЫМА И ГЕНИЧЕСК ЗА

                       Январь.      Февраль.     Март.        Апрель.

I группа. Жизненные
припасы..............  7.534п.35ф. 4.895п.29ф. 9.806п.12ф.  24.416п. 22ф.

II гр. Металлы и
изделия из них.......     10" 09"       -        119" 07"    1.062" 37"

III гр. Писчебумажные
товары и произведения
печати ..............    147" 11"      -" 09"       -          544" 03"

IV гр. Прядильные
материалы и изделия
из них...............  1.966" 35"     23" 34"     281" 31"   1.615" 07"

V гр. Материалы и
продукты химического
производства.........    453" 27"      -" 05"        -         527" 24"

VI гр. Топливо (раст.
и минеральное)....... 34.813" 27"        -       6.223" 24"     72" 29"

VII гр. Кожи, изделия
из них и обувь всякая  1.259" 13"     44" 05"       10" 09"    108" 17"

VIII гр. Прочие
товары, не вошедшие
в пред. группы.......    234" 34"    921" 37"        5" -"     732" 38"
     
Ввоз мин. топлива и      жидкое    89.000" -"         -    101.130" 38"
смазочных материалов     смазочн.      -              -          -
по данным отдела         мат.кам.  72.500" -"         -    474.343"  -"
горного и топлива...     уголь

стр. 115

     ВРЕМЯ С 1-го ЯНВАРЯ ПО 1-е СЕНТЯБРЯ 1920 г.
     
     Май            Июнь          Июль          Август         Итого

32.500п.11ф.   85.237п.27ф.  48.537п.22ф.   16.559п.15ф.   229.497п.13ф.

  2.539" 28"     2.933" 23"    6.921" 02"     6.817" 26"     20.404" 12"

  4.416" 29"     7.000" 28"    7.783" --"     7.214" 20"     27.107" 29"

  9.153" 38"    24.886" --"   23.739" 08"    12.486" 20"     74.153" 13"

12.417" 16"    13.105" 23"   10.411" 25"     4.933" 19"     41.849" 19"

  5.207" 20"    14.336" 24"   56.058" --"    71.239" 09"    187.951" 13"

    554" 16"     3.295" 19"    2.935" 06"     1.137" --"      9.344" 66"

  3.711" 08"    12.839" 33"   22.727" 37"    19.768" 35"     66.938" 22"
                                                         ________________

                                                         651.246 п. 07 ф.

33.547" 25"   106.351" 35"    3.189" 18"    30.436" 28"
10.907" --"     3.341" 30"    1.992" 35"     8.592" 21" }4.480.686" 35"
852.676" --"  1.056.792"--"  263.051" --" 1.252.835" --"

стр. 116

кожевенная промышленность, а посему ничтожность размеров импорта означенных товаров не играет существенной роли. Последнее место на самом деле занимает ввоз металлов и изделий из них, вторая группа, - другими словами, ввоз орудий производства, необходимых в сельском хозяйстве, единственная отрасль производства, игравшая видную роль в Крыму.
     По месяцам ввоз особенно значителен в июне. Это обстоятельство находит себе объяснение в указанной выше причине: канун объявления и момент установления хлебно-вывозной монополии должны были ознаменоваться понижением ввоза и ввиду того, что импортеры не могли рассчитывать на компенсацию.
     Как известно, в течение всего 1920 года торговая практика в Крыму выдвигала на роль денег тот или иной товар. Тут роль денег последовательно играли: табак, вино, шерсть и, наконец, ячмень. В последние месяцы хозяйничания Врангеля роль денег играл ячмень. При подобных условиях все выгоды от внешней торговли доставались тем, кто вел ее в натуральной форме.
     В начале 1920 года севастопольский градоначальник генерал Турбин объявил, что закон 4-го ноября не достигает цели, и посему издает постановление о наложении наказания на спекулянтов в административном порядке. В целях привлечения населения к участию в этой борьбе, лицам, обнаружившим спекуляцию, обещано вознаграждение в 10% стоимости конфискованных товаров. Впоследствии размер вознаграждения был увеличен до 50%.
     Врангель в свою очередь издал ряд аналогичных приказов; кроме того в борьбе со спекуляцией применяют таксирование предметов продовольствия. И все же ничего не помогло, спекуляция процветала во-всю.
     Практика знает ряд процессов против спекулянтов мелкого пошиба, против мелюзги.
     Приведем несколько примеров:
     1-го сентября в симферопольском военно-окружном суде слушалось дело крестьянина по обвинению в том, что он 27-го мая продавал сыр по 700 рублей за фунт тогда, когда цена на рынке была 500 рублей за фунт. Приговор: 4 года каторжных работ и денежное взыскание в 100.000 рублей.
     21 августа дело Березина за продажу сахара по разным ценам в один и тот же день по 2.200 и по 2.400 рублей за фунт. Приговор: 2 года 3 месяца каторжных работ и денежное взыскание.
     Приведенные дела типичны. Почти все газетные сообщения о судебных процессах, возбужденных против спекулянтов, носят аналогичный характер. Белогвардейское правительство обрушило свой карающе меч на головы несчастной мелюзги, занимавшейся уличной торговлей.
     Между тем спекуляция во время врангелевщины носила массовый характер. Спекулировали купцы, банки, офицеры, солдаты, сестры милосердия и фельдшера. Об офицерах и солдатах другой приказ говорит: "Офицеры и солдаты занимаются спекуляцией, перевозя для продажи продовольственные и другие предметы из одного пункта в другой, пользуясь для сего полученными по бесплатным требованиям подводами". Спекулировали и журналисты, и государственные деятели, и даже епархиальное ведомство. Были возбуждены некоторые дела против крупных спекулянтов, но центр прекратил их.
     Вот примеры:
     Дело представителя общества "Восток" Сироткина, скрывшего в складах Славянского Национального банка, с целью повышения цены,

стр. 117

сто мешков сахара, 267 ящиков мыла, 1.200 штук топоров, 1.000 шт. столярных пил и 500 комплектов белья. Дело это было прекращено, хотя товар конфискован.
     Ревизия, назначенная кредитной частью управления финансов, установила наличность спекуляции валютой в Русском для внешней торговли банке на огромные суммы. Резолюция начальника кредитной части Сувчинского такова: принимая во внимание наличность спекуляции во всех банках, - делопроизводство прекратить. Бернацкий, министр финансов, санкционировал предложение Сувчинского.
     Сам Бернацкий состоял членом франко-русского общества, получившего от правительства генерала Врангеля аванс в 12 миллионов франков. В этом обществе принимали участие столпы российской буржуазии: Каминка, Вышнеградский, Пряткин, Смирнов, Тикстон, Дерюжинский, Третьяков и другие. Означенное общество спекулировало во-всю.
     Это выяснилось и для правительства генерала Врангеля в конце сентября. Бернацкому в связи с этим делом было предложено подать в отставку.

     V. ФИНАНСЫ.

     То обстоятельство, что союзники отказались финансировать правительство генерала Врангеля, предопределяло заранее финансовое положение правительства вооруженных сил на юге России. У последнего белогвардейского правительства были весьма ограниченные возможности для получения денег: 1) налоги, 2) печатный станок.
     Что касается обложения, то правительство Врангеля, в полном соответствии с своей классовой природой, выдвинуло на первый план косвенное обложение. Обложены были: спиртные напитки, вино, табак, сахар, чай, кофе, безалкогольные напитки. Ставки акцизов были подняты от 300 - 4000 раз против ставок 1917 года.
     Прогрессивный подоходный налог взимался в размерах анекдотических.
     Таможенные сборы были повышены по отношению к прежним ставкам сперва в отношении 1 к 100, а затем в отношении 1 к 1000. Принесли они правительству Врангеля очень не много: за 1920 год всех таможенных сборов поступило около 550 миллионов, - цифра жалкая и совершенно ничтожная, если принять во внимание курс врангелевского рубля.
     Пыталось управление финансов установить монополию на соль, табак, виноградное вино и др. Соляная монополия даже была установлена, но уже перед самой кончиной правительства Врангеля, так что о ней и говорить не приходится.
     Почти единственным источником, питавшим при подобных условиях правительство Врангеля, явился печатный станок. Производительность последнего, несомненно, была исключительная.
     Относительно количества денег, выпущенных правительством Деникина и Врангеля, мы находим в журнале "Русское Хозяйство" (орган финансов, торговли и промышленности, издавался в Севастополе в сентябре и октябре 1920 года) следующие данные:

Количество денежных знаков, выпущенных добровольческим
командованием в 1919 году и Донским правительством....   3 миллиарда.
Начало 1920 г.........................................  12   "
Март 1920 г. перед эвакуацией.........................  30   "
Май    "       "       " .............................  15   "
Август................................................  50   "

стр. 118

     К сожалению, мы не располагаем официальными данными относительно работ экспедиции по изготовлению денежных знаков в период деникинщины. Зато у нас имеются точные данные о работе печатного станка за 1920 год, и мы должны констатировать, что цифры, приводимые упомянутым журналом, неверны.
     Справка, выданная нам по данному вопросу уфинотделом гор. Феодосии, гласит следующее:
     Экспедиция за время ее существования в 1920 году, заготовила с февраля по октябрь включительно:

     сторублевых..............................119.600.000
     двухсотрублевых..........................233.880.000
     двестипятидесятирублевых.................823.595.000
     пятисотрублевых.......................16.216.583.000
     тысячных...............................1.748.292.000
     пятитысячных..........................19.392.435.000
     десятитысячных.......................138.334.910.000
                                    _____________________________
                                     Итого.......176.869.295.000

     Приходится сожалеть, что у нас нет более подробных сведений о том, как распределяются означенные цифры по месяцам, и, самое главное, о количестве выпущенных в обращение денежных знаков. Несомненно, известное количество изготовленных денежных знаков представляло собой брак и в обращение не поступало.
     Кое-какие сведения относительно последних месяцев найдены нами в остатках архива управления финансов Врангеля. С 1-го июля по 7-е августа экспедицией изготовлено денежных знаков на сумму в 25.013.064.000 руб., с 15 сентября по 15 октября феодосийской экспедиции был дан наряд на изготовление 60 миллиардов, из коих изготовлено было всего 45 миллиардов. С 15 октября по 15 ноября был дан наряд на 150 миллиардов.
     Выполнение этого наряда не могло состояться по воле рабоче-крестьянской армии, занявшей Крым в начале ноября.
     Вообще, работа экспедиции сильно отставала от предъявляемых к ней требований со стороны правительства Врангеля, что ставило последнее в довольно критическое положение. Так, например, невыполнение полностью сентябрьского наряда, по словам начальника отделения кредитной части, поставило фронт и тыловые учреждения в критическое положение. "Приостанавливаются срочные заготовки для армии, нарушаются договоры, уплачиваются крупные неустойки и расторгаются заключенные на более или менее выгодных условиях договоры, чинам армии не выплачивается в установленные сроки содержание".
     Самое крупное место, как видно из приведенной выше таблицы, занимают десятитысячные, самое последнее место - сторублевые денежные знаки. В нарядах последнего месяца имеется уже заказ на 25-тысячн. купюры, что находится в связи с систематическим обесценением врангелевских денег.
     О количестве денег, бывших фактически в употреблении в период врангелевщины, трудно сказать что-либо определенное. Мы ничего не знаем ни об обязательствах государственного казначейства, выпущенных феодосийской экспедицией, не знаем также количества находящихся в обращении и котировавшихся очень высоко романовских, керенских и проч..
     Довольно значительным следует считать количество фальшивых денег, обращавшихся на территории Крыма. Одних фальшивых пятисоток

стр. 119

было в обращении, по данным управления финансов от 19 июня, 9 миллиардов.
     Трудно себе представить финансовые перспективы, какие имелись у правительства белых. Бернацкий выдвинул проект девальвации. Им были заказаны с этой целью новые денежные знаки на сумму в 22 миллиарда.
     Деньги эти были доставлены в Крым. Но проект Бернацкого самым решительным образом был отвергнут финансово-экономическим совещанием, и новые деньги так и не были выпущены в обращение.
     Большое оживление царило в обозреваемом году в области банковского грюндерства. Вот неполный список банковских отделений, работавших в различных городах Крыма: в Севастополе - 14; в Феодосии - 17; в Симферополе - 19; в Ялте - 13; в Евпатории - 9; в Кории - 7; итого - 79.
     За это же время возникало большое количество так называемых меняльных лавок. Управление финансов, поскольку оно вообще проводило политику, всячески благоволило к частным кредитным учреждениям в противовес таким же учреждениям кооперативного характера. По вопросу о предоставлении кредита, кредитная часть рекомендовала всем отделениям государственного банка руководствоваться такими соображениями: "так как у той части населения, которая объединяет различные кооперативы, наблюдается обилие денежных знаков, которые либо сохраняются населением у себя без всякой пользы для оборота, либо направляются на спекулятивные сделки, поэтому задачей момента является извлечение этих денежных знаков и обращение их на производственные цели".
     Зато кредитная часть покровительствовала другой "части населения", не объединяемой кооперативами: банкам и частным предпринимателям; им ссуды выдавались. Покровительство это сказалось не в одном предоставлении кредита: управление финансов укрывало банки, деятельность которых в 1920 году почти исчерпывалась спекуляцией товарами и валютой. Вексельно-учетные операции за весь этот год почти не производились.
     В банковых складах, в подвалах спекулянты выдерживали свои товары до желательного им повышения цен. Торговцы часто сдавали банкам товары, которые не должны были быть пущены в немедленное обращение, на хранение, либо получая на них подтоварные ссуды. Операции эти были для банков довольно выгодны.
     Банки стали таким образом хранилищем чая, мыла, спичек, шерсти, мануфактуры, рыболовных крючков, коньяку, галантерейных товаров, бумаги, земледельческих орудий и вообще всякого рода товаров и предметов насущного потребления.
     Возмущенные спекуляцией, массы настойчиво указывали на роль банков в дороговизне и вообще в совершении спекулятивных сделок.
     Покровительствуя банкирам, спекулянтам и прочей капиталистической сволочи, Бернацкий не забывал и "той части населения", т.-е. пролетариат. В архиве управления финансов нами найден очень любопытный доклад о борьбе с профсоюзами ввиду того, что "непрерывное увеличение оплаты труда может привести к полному финансовому краху". Управление финансов предлагает увеличить предложения труда путем привлечения новых рабочих элементов, могущих понизить заработную плату.
     Такими новыми элементами должны были явиться артели красноармейцев, уголовных преступников и приглашенные специально артели рабочих из Турции или балканских государств.

стр. 120

     Кроме того предлагается "вести планомерную борьбу с профсоюзами постольку, поскольку означенные союзы ставят на первый план благополучие своих членов и стремятся принести в жертву этому материальному или узко-партийному благополучию благо государства и родины. Подобная борьба отнюдь не должна носить грубо-насильственный характер, как-то: разгон профсоюзов, арест председателя и членов правления, отправление на фронт секретарей, а должна протекать в плоскости чисто-экономической борьбы работодателей и рабочих, притом с таким расчетом, чтобы предоставить работодателям возможность накопить достаточное количество материальных средств, главным образом, в виде предметов продовольствия, мануфактуры и пр., которые дадут возможность работодателям вести с профсоюзами борьбу на экономической почве. Кроме того, желательно принять меры к уничтожению монопольного права профсоюзов на целый ряд отраслей труда и дать возможность работать тем, которые не желают вступать в союз".
     Проект этот в известной части получил осуществление: артели арестантов и пленных красноармейцев были привлечены к работам, за которые ничего не получали. Артели же рабочих из Турции не были приглашены: сам Бернацкий скоро вместе с своими приятелями и покровителем поехал в Турцию.

home