1 M-me de Staël. De l'influence des passions sur le bonheur des individus et des nations. Lausanne, 1796.
T. 1. P. 13. Перевод французских текстов мой. Л. В. В дальнейшем: Passions.
2 Passions. P.7.
3 Канетти Э. Масса и власть. М.., 1997. С.26. Перевод Л. Ионина. В дальнейшем: Канетти.
4 Passions. P. 202.
5 Passions. P. 217.
6 Буквальный перевод «партийный дух», по-русски возникают ненужные коннотации, лучше , на наш взгляд, «дух партии».
7 Passions. P. 201
8 Канетти. С.55.
9 См.: Кибальник С. А. Художественная философия Пушкина. СПб, 1993. С.62 70.
10 Passions. P. 214.
11 Passions. P. 229.
12 Passions. P. 203.
13 Passions. P.204.
14 Passions. P. 214.
15 Passions. P. 208.
16 Канетти. С.27.
17 Канетти. С. 28.
18 Passions. P. 227.
19 Канетти. С. 356.
20 Passions. P. 232.
21 Passions. P. 233.
22 Passons. P. 210.
23 M-me de Staël. Considérations sur les principaux événements de la révolution française. Paris. 1845.P. 275.
24 Лотман Ю.М. . Избранные статьи. Таллинн, 1992. Т. II.С. 420.
25 Другие употребления Пушкиным термина фанатизм (и его производных) для нашей темы менее значимы. В одном случае употребление Пушкиным слова фанатик имеет оттенок восхищения стойкостью и принципиальностью бойца за идею. Фанатиком Пушкин называет глубоко почитаемого им Мильтона: «Нет, г. Юго! Не таков Джон Мильтон, друг и сподвижник Кромвеля, суровый фанатик (курсив Пушкина Л.В.), строгий творец Иконостаса и книги Defensio populi!» (XII, 140). По отношению к самому себе, как своеобразный минус-прием, слово фанатик поэт употребил в ироническом контексте письма к П. А. Вяземскому от 13.1Х 1825 г.: «Не демонствуй, Асмодей: мысли твои об общем, о суете гонения и страдальчества (положим) справедливы но, помилуй, это моя религия, я уже не фанатик, но все еще набожен»( ХIII, 225). Три раза Пушкин использовал наречие фанатически и эпитет фанатический в значении крайний, безоглядный: «Их было четверо. Трое довольно незначущие люди, фанатически преданные Наполеону» (VIII, 150); «Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием» (VIII, 125). Термин фанатизм Пушкин дважды применил, характеризуя религиозное рвение мусульманства и католичества: «Черкесы очень недавно приняли Магометанскую веру. Они были увлечены деятельным фанатизмом апостолов Корана» (VIII, 449).; «Православие было гонимо католическим фанатизмом» ( XI, 12).
26 Эткинд Е. Г. Божественный Глагол. Пушкин, прочитанный в России и во Франции. М., 1999. С. 373. В дальнейшем: Эткинд.
27 Эткинд. С. 163.
28 Томашевский Б.В. Пушкин и Франция. Л., 1960. С.135-138.
29 Алексеев М П. Пушкин и проблема «вечного мира»/ Алексеев М.П.. Пушкин. Сравнительно-исторические исследования. Л., 1972. С. 160-207.
30 Оксман Ю.. Г. Пушкин в работе над «Капитанской дочкой»/Литературное наследство, 1952. N58. С.138.
31 Лотман Ю. М. Пушкин. СПб. 1995. С.219.
32 Passions. P.202.
33 См.: Niqueux M. L'antiutopisme de Pouchkine // L'universalité de Pouchkine. Paris. 2000.P.100 109
34 Mme de Staël. Considérations sur les principaux événements da Révolution française. Vol.I. Paris. 1818. P.I. В дальнейшем: Considérations.
35 Considérations,. T.I. P.142.
36 Скотт Вальтер. Полн. собр. соч. в 20 томах. Т. 3. С.396. В дальнейшем: Скотт. В его романах встречаются замечания о Французской революции такого рода: «...политического события, на которое лорд Гленаллен взирал со всем предвзятым ужасом фанатичного католика и закоснелого аристократа. Что же касается Олдбока, то он в своем отвращении к революционным принципам не заходил так далеко» (т.3, с.397.) Олдбок: ««Я буду хлопотать о ваших делах также горячо, как если бы разделял ваши политические убеждения ...: (говорит Олдбок, мировой судья, графу(404) Антикварий: «выходит, что от меня <...>, ...рекомендовавшего спокойствие и умеренность, отреклись обе стороны как от человека, от которого можно ожидать государственной измены королю или народу?» (Т.3.С. 409).
37 Скотт. С. 307. Его герои охотно употребляют слово «фанатик», особенно часто оно встречается в Пуританах: «...мы оба фанатики.» (Т.4. С.580; «...пламенный фанатизм»(Т.4. С.255); «... это наглая ложь бесстыдных фанатиков!» (Т.4. С.345); «...его вера <...> была свободна от всякого фанатизма» (Т.4. С.350).
38 Кульминацией такой тенденции стал доклад на юбилейной пушкинской конференции в Париже В. Непомнящего (октябрь 1999 г.) «Пушкин и Франция. Ссора и примирение». Автор пытался доказать, что весь Евгений Онегин направлен против Вольтера (мол, герой романа низкой нравственностью обязан влиянию Вольтера и это, оказывается и была «ссора с Францией», но слава богу, рядом выведена Татьяна, а это как раз и есть «примирение с Францией»). Пушкин 240 упомянул Вольтера (кстати, в Евгении Онегине ни разу), из упоминаний всего несколько негативных, но именно эти последние «сублимируются» и делается вывод о том, что в тридцатые годы Пушкин относился к Вольтеру враждебно.