ОБЪЕДИНЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОКАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ТАРТУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | ruthenia в facebook

АНОНСЫ


12–13 июня 2014 года в Библиотеке киноискусства им. С. М. Эйзенштейна (Москва) пройдет Международная научная конференция «Советские киностудии на войне, 1939–1949 годы», посвященная советским киностудиям во время Второй мировой войны и в послевоенный период (1939–1949 гг.).

Конференцию проводят: Французская исследовательская программа CINESOV, Германский исторический институт в Москве, Международный Центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий НИУ ВШЭ.

Сегодня сложно говорить о Первой или Второй мировой войне, не затронув вопрос репрезентации войны как таковой — изображение войны неизбежно превращается в войну изображений. Однако советская историческая наука в значительной степени осталась в стороне от «визуального поворота», который в последние десятилетия затронул историю и историографию многих стран. И поэтому во многом еще предстоит обновить перспективы, касающиеся «пропагандистского искусства», и принять во внимание не только грандиозные исторические полотна или фильмы, изображающие Сталина, но и весь спектр кинопродукции. Художественные, анимационные, учебные, документальные фильмы и кинохроника подлежат изучению как сами по себе, так и с учетом аудитории и мобилизационных целей, поставленных перед их создателями.

Кроме того, если кино занимает в СССР центральное место в пропаганде, нужно проводить сравнительный анализ кинопродукции с прессой, фоторепортажем, плакатом, театральными представлениями и литературными жанрами. Комплексное изучение киноотрасли позволит одновременно осветить самые разные аспекты, которые обычно рассматриваются по отдельности — в частности, институциональные (структурные изменения в производственных и контролирующих инстанциях; реорганизация производства вдали от фронта), промышленные (технологические и экономические), эстетические и, наконец, социальные (условия жизни киноработников в эвакуации, на фронте, на оккупированных территориях, в условиях блокады).

Данная конференция знаменует собой первый этап коллективного проекта CINESOV, финансируемого Национальным исследовательским агентством Франции (Agence nationale de la Recherche, ANR).

Цель проекта — изучение кино в СССР в период между 1939 и 1949 годами в качестве индустриального, художественного, коммерческого и социального феномена, учитывая самые разные его аспекты (производство, прокат, как принимали тот или иной фильм зрители).

Основное внимание будет сосредоточено на начальном этапе создания фильма, то есть на его производстве и, в первую очередь, на деятельности киностудий в СССР и на подконтрольных ему территориях в военный и послевоенный периоды (1939–1949 гг.).

Конференция ставит перед собой цель изучить, каким образом киностудии в СССР справлялись с требованиями и ограничениями, возникшими в результате военного конфликта. В частности, в рамках конференции будут затронуты следующие вопросы:

  • Методология, источники, историографические итоги: Как подойти к изучению частных случаев в общем процессе? Каковы общие черты различных киностудий в этот период?
  • Институциональные аспекты: Советизация киностудий на аннексированных территориях; Изменения в уставе и организации; Цензура; Изменения взаимоотношений между центром и периферией; Эвакуация и реэвакуация;
  • Судьба киностудий на оккупированных территориях; Советизация нацифицированных киностудий и история внутренних чисток.
  • Финансово-экономические аспекты: Каковы критерии оценки финансово- экономической деятельности различными инстанциями? Какими данными мы располагаем, чтобы по-новому оценить эту деятельность? Как влияет тотальная мобилизация экономики на кинопромышленность и на распределение плановых заданий по киностудиям? Как регулируется на киностудиях снижение финансовых возможностей? Кто устанавливает приоритеты?
  • Технологические аспекты: Каковы технические возможности советских киностудий? Как с точки зрения технологий работают эвакуированные киностудии в Средней Азии? Какие технические изменения произошли в это время? Благодаря чему они произошли — благодаря местному творчеству, помощи союзников, трофеям? Какой именно аппаратурой пользуются кинематографисты? Как производится распределение по различным студиям аппаратуры — через ленд-лиз или через захват кинооборудования на иностранных территориях?
  • Международные аспекты: Как подойти к феноменам соревнования/имитации, сотрудничества/конкуренции с иностранными союзными или вражескими киноиндустриями? Как оценить вражеское кинопроизводство на оккупированных киностудиях? Как оно организовано? Как внедряется контроль на новых территориях после войны?
  • Человеческий фактор: Как распределяются кадры в момент эвакуации и в первые месяцы реорганизации на местах? Кто оказывается во главе киностудий? Как происходит мобилизация и какова роль женщин? Как происходит образование новых кадров? Как фиксируются ставки и вознаграждение натурой? Какова жизнь киноработников в эвакуации, в условиях блокады, оккупации и после возвращения?
  • Конференция задумана как междисциплинарная. К участию приглашаются ученые- специалисты в разных областях общественных и гуманитарных наук, чьи сферы интереса связаны с темой конференции. Мы приветствуем оригинальные и ранее не публиковавшиеся доклады, опирающиеся на новые документы.

Рабочие языки конференции — русский, французский и английский (без перевода). Заявки на участие в конференции принимаются до 15 декабря 2013 года включительно. О результатах конкурсного отбора участники будут уведомлены не позднее конца января 2014 года.

Заявка должна содержать:

  1. имя докладчика
  2. место работы, должность, почтовый и электронный адрес
  3. сопроводительное письмо, поясняющее, каким образом исследования докладчика связаны с темой конференции
  4. curriculum vitae
  5. тезисы доклада объемом не более 500 слов.

Заявка может быть подана на русском, французском или английском языке. Заявки должны быть направлены на имя Ванессы Вуазен: [email protected]. Заявители могут предлагать как индивидуальные доклады, так и секции.

Иностранным участникам конференции будет оказана визовая поддержка (приглашение). Финансовая помощь будет оказана для покрытия расходов по проживанию и питанию. Предусмотрено несколько грантов для покрытия транспортных расходов. Они будут предоставлены в первую очередь российским аспирантам и молодым ученым, не имеющим институционального прикрепления.

Оргкомитет:

Екатерина Хохлова (Библиотека им. Эйзенштейна), Сергей Каптерев (НИИ Киноискусства ; ВГИК), Сергей Кудряшов (ГИИ Москва), Валери Познер (CNRS), Александр Зумпф (Страсбургский Университет), Олег Будницкий (НИУ ВШЭ), Ален Блюм (CERCEC), Ванесса Вуазен (Центр франко-российских исследований, Москва), Жюльет Дени (Французский Университетский Колледж, Москва), Ирина Чернева (Университет Лилль III).

Научный комитет:
Екатерина Хохлова (Библиотека им. Эйзенштейна), Сергей Каптерев (НИИ Киноискусства ; ВГИК), Олег Будницкий (НИУ ВШЭ), Джереми Хикс (Queen Mary University), Петр Багров (Госфильмофонд России), Элен Мела (Центр франко- российских исследований, Москва), Габор Риттершпорн (CNRS), Софи Кере (Университет Париж VII), Наташа Лоран (Тулузская Синематека), Натали Муан (CERCEC), Эрик Онобль (Женевский Университет), Тома Шопар (CERCEC).

Библиотека Эйзенштейна

(Источник информации: Serguei A. Oushakine)

Конференции

personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | ruthenia в facebook
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц

© 1999 - 2013 RUTHENIA

- Designed by -
Web-Мастерская – студия веб-дизайна