ОБЪЕДИНЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОКАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ТАРТУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | ruthenia в facebook

АНОНСЫ


29 апреля – 5 мая 2015 года Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ проводит XV Международную школу-конференцию по фольклористике, социолингвистике и культурной антропологии «Антропология власти: фольклорные тексты, социальные практики».

Обоснование темы. Концепт власти проявляется во множестве культурных текстов и практик. Отношения власти/подчинения формируют социальные механизмы и функционируют в рамках межличностной коммуникации; представления о власти влияют на символическую организацию и топографию окружающего мира; различные модели контроля проявляются во всех видах текстов. Умение вычленять и анализировать механизмы, связанные с властными отношениями, дискурсом господства и подчинения, важно в равной степени для антрополога и историка, «полевика» и «кабинетного» исследователя.

Представления о власти структурируют систему мифологических верований, придавая ей иерархическую организацию либо, на горизонтальном уровне, распределяя зоны и границы влияния мифологических персонажей. Такие представления, неразрывно связанные с социальной организацией общества, формируют целый пласт текстов, объясняющих происхождение, легитимность и сущность земных властей. Однако и взаимоотношения людей с мифологическими персонажами, равно как и отношения с носителями земной власти, окружены множеством ритуальных практик, тесно взаимосвязанных друг с другом на символическом уровне.

Отношения доминирования и подчинения, стратегии убеждения и принуждения в равной степени активируют дискурс власти, по-своему проявляющийся в разных прагматических ситуациях — на акциональном и/или вербальном уровне. Коммуникация с властными структурами имеет двоякий характер: с одной стороны, существует ряд официальных одобренных механизмов обращения к власти; с другой — в обществе складывается «низовая» традиция разговора с властью, которая может эксплицироваться в клишированных формах, родственных наивной литературе (письмах во власть, плакатах и лозунгах массовых шествий и митингов), а также невербальных практиках.

Власть над историческими фактами и борьба за нее — важнейший компонент идеологической борьбы и краеугольный камень формирования идеологии (разработка государственной доктрины, выстраивание «национальной идеи» и проч.). Чаще всего механизм заключается в отборе и систематизации фактов, создании на их основе тех или иных конструктов, и последующем разделении этих конструктов на позитивные/«свои» («присвоение») и негативные/«чужие» («отчуждение»). Так выстраивается официальная история страны и общества, транслируемая затем через социальные механизмы власти — систему образования, воспитания и контроля. Однако похожим образом может выстраиваться и борьба за власть над менее крупными информационными ресурсами — от фольклорной традиции (создание текстовых и обрядовых конструктов на основе фольклорного субстрата и их «присвоение» определенному сообществу) до архива (разработка режима допуска к материалам, правил их обработки и проч.).

Категория власти актуальна при анализе визуальных источников, созданных не только в рамках идеологически окрашенного искусства, но и в рамках фото-, видеодокументалистики. При работе над фоторепортажем или фильмом целевые установки автора в той или иной степени определяют отбор и форму подачи материала, подчиняя визуальный ряд воле «человека с объективом».

В рамках Школы-конференции предполагается рассмотреть следующие тематические блоки:

    Доминирование и подчинение в коммуникации:

  • информант и собиратель: стратегии и манипуляции;
  • исполнитель как фигура власти;Российский государственный гуманитарный университет
  • гендер как власть: нарративы и практики.

    Разговор с властью — от писем Сталину до плаката на митинге:

  • язык протестного плаката;
  • текст власти и пародия на нее;
  • практики и нарративы в тюрьме и ГУЛАГе.

    Концепт власти в политическом/национальном дискурсе:

  • национальная идея как механизм манипуляции и фальсификации фольклорных текстов;
  • конструирование коллективной идентичности как обретение статуса;
  • традиционная культура как манифестация властных отношений;
  • власть через «присвоение»: борьба за «свою» фольклорную традицию.

    Традиция «сверху» и «снизу»:

  • власть как механизм порождения новых практик в городе и деревне;
  • борьба «низовых традиций» и догмы. Люди как объекты и носители власти:
  • религиозные и магические специалисты в традиционном и современном обществе;
  • легитимация и презентация власти: от исторических легенд до символических практик;
  • мифологизация правителей в фольклорных текстах.

    Власть слова и изображения:

  • социолингвистические механизмы конструирования текста и ритуала;
  • СМИ как создатель и распространитель мифологических текстов;
  • «показать, чтобы убедить»: визуальное искусство как инструмент власти.

    Мифологические персонажи как властители и подчиненные:

  • человек под властью духов: иерархический принцип в мифологических текстах и практиках;
  • дух как хозяин: границы власти и механизмы контроля.

    Фольклор и мифология в кулуарах власти:

  • фольклор и ритуал в армии, милиции и других властных структурах.

    «Школа как товарищ и друг»:

  • власть в детском дискурсе:
  • ритуал и текст в школе и пионерлагере;

    Фольклор в протоколе:

  • следственные дела как исторический и фольклорный источник;
  • властные структуры как собиратели фольклора.

Формат школы-конференции. Последние 12 лет Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ каждый год проводит Международные летние школы-конференции по культурной антропологии, фольклористике и социолингвистике (http://www.ruthenia.ru/folklore/schools.htm). В работе Школы-конференции участвуют исследователи из различных городов России и зарубежья. Одной из задач Школы-конференции является интеграция молодых ученых из разных областей гуманитарных и социальных наук в международное научное сообщество, знакомство с междисциплинарными подходами, общение с ведущими специалистами.

Открытие Школы — в Москве, место проведения — «Дом творчества Кардовского» в г. Переславль-Залесский. Рабочие языки — русский и английский. Школа-конференция состоит из конференционной части (исследовательские доклады), блока обучающих лекций и семинаров (направленных прежде всего на освоение методов), а также презентации новых этнографических материалов. На Школе будут работать несколько секций, каждая из которых будет открывается лекцией специально приглашенного докладчика (keynote speaker’а). Доклады на конференции должны обязательно сопровождаться презентацией, английским резюме и, по возможности, иллюстративными материалами.

Для участников Школы-конференции, успешно прошедших конкурсный отбор, предполагается оплата проживания и питания в Переславле-Залесском («Дом творчества Кардовского»), а также трансфера из Москвы 29 апреля и в Москву утром 5 мая. Оргвзнос для участников конференции, едущих на полный срок, — 1300 руб.

К сожалению, как правило, мы не можем оплатить дорогу от места вашей учебы/работы до Москвы, но мы можем обратиться к администрации вашего вуза с просьбой о содействии в оплате дороги и оргвзноса: поэтому важно принять участие в конкурсе заранее, чтобы мы могли выслать все необходимые бумаги. Кроме того, для жителей ряда регионов существует возможность подать заявку в фонд Михаила Прохорова (http://www.prokhorovfund.ru) для финансирования поездки.

Как принять участие в Школе-конференции. Каждый желающий принять участие в Школе-конференции (включая молодых ученых) может заполнить здесь http://goo.gl/forms/y036Qa8nq2:

  • заявку на научный доклад в рамках предложенных тем; она должна представлять оригинальное научное исследование;
  • заявку на проведение обучающего семинара/лекции (от 1 до 3 занятий);
  • заявку на проведение научно-развлекательного мероприятия (интеллектуальные игры) и/или на демонстрацию этнографических материалов с комментариями;

Студенты, аспиранты, молодые ученые (рекомендовано вниманию русскоязычных аспирантов и студентов, не имеющих самостоятельных научных исследований) могут также подать заявку на участие в Задачном конкурсе (вам будет предложено конкурсное задание). Для этого необходимо подать заявку здесь: http://goo.gl/forms/svWrwUQbsB. Можно подавать заявки на разные типы участия одновременно, кроме конкурса задач, который рассчитан только на аспирантов и студентов, еще не имеющих самостоятельных исследований.

Сроки подачи заявок. Дедлайн для приема заявок — 9 февраля 2015 года. Решение Отборочной комиссии будет принято 14 февраля 2015 года. Сроки проведения Задачного конкурса: с 15 декабря – по 10 февраля 2015 года (задачи и инструкции будут вам высланы после заполнения анкеты). Детали процедуры подачи можно найти внутри анкеты. Если при заполнении анкеты вы выбрали задачный конкурс, то файл с конкурсным заданием вы получите в течение 3 дней. Обращаем внимание студентов и аспирантов: если вы не набрали достаточно баллов по задачному конкурсу, у вас еще остается возможность подать на исследовательский конкурс.

Сроки проведения Школы-конференции. С 7.00 по 14.00 29 апреля — регистрация в Москве (РГГУ) участников Школы. Заезд на Школу — 29 апреля вечером. Рабочие дни Школы-конференции: 30 апреля, 1–4 мая, закрытие Школы и отъезд 5 мая в 6.00.

Публикация материалов Школы. Тезисы лекций и докладов будут размещены на сайте «Фольклор и постфольклор: структура, типология и семиотика», а также опубликованы в виде книги (индексируемой в РИНЦ) и представлены участникам.

Контакты. Всю актуальную информацию о Школе-конференции вы можете найти на сайте http://www.ruthenia.ru/folklore. Перед тем как написать письмо с вопросом Оргкомитету, прочитайте рубрику «Часто задаваемые вопросы» на странице Школы http://www.ruthenia.ru/foklore/Ls2015.htm. Задайте Ваши вопросы координаторам Школы- конференции Александре Архиповой, Марине Байдуж и Наталье Петровой по адресу [email protected].

Оргкомитет Школы-конференции. Д. И. Антонов, к. истор. н., доц. каф. истории и теории культуры РГГУ; А. С. Архипова, к. филол. н., доц. ЦТСФ РГГУ (координатор проекта); М. И. Байдуж (секретарь Оргкомитета), науч. сотр. ШАГИ РАНХиГС; С. А. Бурлак, к. филол. наук, ст. науч. сотр. ИВ РАН, каф. ТиПЛ МГУ (пред. Задачной комиссии); Д. Ю. Доронин, сотр. ИЭА РАН; С. Ю. Неклюдов, д. филол. н., проф. ЦТСФ РГГУ (руководитель проекта); Д. С. Николаев, к. филол. н., ст. преп. ЦТСФ РГГУ; Н. В.  Петров, к.филол. н., доц. ЦТСФ РГГУ; Н. C. Петрова, асп., сотр. ЦТСФ РГГУ (секретарь Оргкомитета); А. Ч. Пиперски, преп. каф. комп. лингвистики ИЛ РГГУ, науч. сотр. ШАГИ РАНХиГС; Н. Н. Рычкова, науч. сотр. ЦТСФ РГГУ (секретарь Оргкомитета); А. А. Сомин, асп. РГГУ, науч. сотр. ШАГИ РАНХиГС; О. Б. Христофорова, д. филол. н., дир. ЦТСФ РГГУ; М. С. Шклярук, к.экон.н., науч. сотр. Ин-та проблем правоприменения ЕУ СПб.

(Источник информации: Александра Архипова)

Конференции

personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | ruthenia в facebook
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц

© 1999 - 2013 RUTHENIA

- Designed by -
Web-Мастерская – студия веб-дизайна