АРХИВ ПЕТЕРБУРГСКОЙ РУСИСТИКИ

Михаил Васильевич Ломоносов. Российская грамматика. § 129–145


§ 129

В складах правописание наблюдать должно только в переносе одного речения в другую строку, о чем смотри §136. В речениях погрешают часто слитием и разделением предлогов. Слитие в скорописи сплошь видно: вдомѣ, надгорою, изокна вместо въ домѣ, надъ горою, изъ окна. Сии предлоги раздельные весьма легко распознать можно склонением от слитных, ибо слитные склоняются во всех падежах: передмѣстiе, передмѣстiя, передмѣстiю, передмѣстiй, передмѣстiямъ, передмѣстiями, передмѣстiяхъ. А раздельные предлоги правят токмо известные падежи: передъ мѣсто, передъ мѣстомъ, передъ мѣста, передъ мѣстами, а не передъ мѣста, передъ мѣсту, передъ мѣстѣ и проч. От глаголов предлоги никогда не отделяются: отдаю, приношу, а не отъ даю, при ношу. Некоторые неправильно соединяют предлоги раздельные с именами, которые с ними знаменованием походят на наречия: ввечеру, нанизу вместо въ вечеру, на низу, ибо вечеръ и низъ суть существительные с предлогами, сочиненные в пристойных падежах и в надлежащем знаменовании. Действительно претворяются имена с предлогами в наречия и с ними слитно поставлены быть должны, 1) когда предлог стоит не с пристойным падежом, например, вдругъ, ибо и никакой другой предлог с именительным падежом не сочиняется; 2) когда от надлежащего знаменования в сложении отходит, напр., вмѣстѣ, ибо здесь разумеется купно; итак, писать должно: жить вмѣстѣ съ братомъ; жить въ мѣстѣ многолюдномъ; 3) ежели предлог стоит перед именем, в других случаях не употребительным: вдоль, вкось.

§ 130

Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению и союзам. Запятая употребляется между речениями одинакими или и с приложениями и глаголами, к одному принадлежащими: умъ, рассужденiе, смыслъ есть въ старыхъ людяхъ; небеса великолѣпiемъ, земля плодородiемъ, море изобилiемъ повѣдаютъ славу Божiю.

§ 131

Точка с занятою различает члены периодов: хотя природное знанiе языка много можетъ; однако грамматика показываетъ путь доброй натурѣ.

§ 132

Две точки примеры, причины и речи вносные напереди показывают: на всѣхъ вопросы не ответствую: всякой глупецъ больше можетъ спрашивать, нежели премудрой и смысленной ответствовать; въ полкахъ стократно раздается: великiй Петръ изъ мертвыхъ всталъ.

§ 133

Точка заключает целый период, и ей обыкновенно следует прописная буква, которою также имена почтенные и собственные начинаются.

§ 134

Вопросительный знак по вопрошении, удивительный по удивлении поставляется: доколѣ унывать? о странное дело!

§ 135

Вместительный - слово или целый разум в речь вмещает без союза и порядочного сочинения: меня (кто бы подумалъ?) отъ тебя отлучаютъ.

§ 136

Единительный знак разделенное в две строки одно речение показывает: непости-жимъ Богъ. Здесь наблюдать должно, чтобы не разлучать буки, до одного склада надлежащих (смотри §106); напр., пре-дстою весьма неправильно.

§ 137

Надстрочные знаки два употребительны: 1) черта для показания разной силы на подобных речениях: потóмъ и пóтомъ; пóлонъ и полóнъ; óбразы и обрáзы; 2) скобка над й кратким для различения от и простого: мой, мои.

Конец второго наставления.

НАСТАВЛЕНИЕ ТРЕТИЕ

О ИМЕНИ

Глава 1

О РОДАХ ИМЕН

§ 138

Российские существительные имена суть четырех родов: мужеского, женского, среднего и общего. Имеют седмь окончаний: а, е, й, о, ъ, ь, я - сила, солнце, рай, слово, человѣкъ, любовь, земля. Разделение родов имен существительных показывают следующие правила.

§ 139

Имена, кончашиеся на а, суть рода женского: похвала, величина, слава, Анна, дѣвица. Выключаются имена, мужеский пол значащие: Козма, Никита. Но увеличительные мужичина, старичина суть больше рода женского, нежели мужеского. Некоторые имена, происходящие от глаголов: плакса, пьяница, ханьжа суть рода общего.

§ 140

На е окончание имеющие суть рода среднего: сердце, спасенiе, писанiе. Увеличительные, на ще кончаемые, от мужеских имен происходящие: столище, домище, дѣтинище, хотя суть мужеские, и от женских: бабище, избище, силище - рода женского, однако чаще в среднем употребляются: великое домище, дурное бабище.

§ 141

Которые на и и ъ кончатся, суть рода мужеского: сарай, обычай, соловей, рой, постой, самодуй, злодѣй, чародѣй, храмъ, покровъ, виноградъ.

§ 142

На о кончавшиеся суть рода среднего: слово, золото, кольцо.

§ 143

На ь окончание имеющие суть рода женского: любовь, кровь, осень, плѣсень, ярость, жесть, пыль, пядень, рѣчь, сажень, сарынь, свиль, тѣнь, селдь, свирѣль, соль, слякоть, степь, стерлядь. Выключаются имена, до мужеского пола надлежащие: повелитель, избавитель, строитель, бобыль; также и следующие: волдырь, вепрь, вехоть, вязель, глаголь, гоголь, грачь, гусь, день, олень, жаль, звѣрь, корабль, камень, карась, кисель, кистень, ключь, клочь, колачь, комель, конь, косарь, костыль, кошель, кремень, кубарь, куль, лапоть, линь, ломоть, лучь, медвѣдь, мечь, мячь, огонь, панцырь, пень, пискарь, пламень, поршень, простень, пузырь, пупырь, путь, ремень, ревень, рубль, соболь, сычь, уголь, угорь, фонарь, червь, щебень, якорь, ячмень.

§ 144

Кончащиеся на я суть рода женского: земля, буря, пуля, пѣсня, баня, конюшня, пустыня, милостыня. Выключаются речения на мя: сѣмя, племя, имя, темя и проч., также и те, которые значат молодых животных: теля, щегля, дитя, ребя, порося, которые все суть рода среднего. Дядя и другие имена, надлежащие до мужеского полу, суть мужеского рода.

§ 145

Множественного числа имена по большей части суть рода женского: вериги, вилы, воробы, голени, сани, латы, мощи.


Список трудовЖизнь и творчество Прочесть тексты Внешние ссылки
ЛитератураДополнительно Назад в библиотеку Главная страница