![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
ЧЕТВЕРТАЯ НОВОСИБИРСКАЯ ЛЕТНЯЯ ШКОЛА
"КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КУЛЬТУРЫ: 1-21 августа 2001 г. Новосибирский государственный университет приглашает молодых университетских преподавателей, а также аспирантов, вовлеченных в преподавательскую работу в университетах, к участию в Четвертой международной летней школе "Коммуникативные стратегии культуры: маргинальность в переходном обществе". Летняя школа проводится с 1998 г. при поддержке Института "Открытое общество". В трех предыдущих школах участвовали 115 представителей из университетов 20 городов России и 6 республик СНГ и стран Балтии. Последние десятилетия ХХ века ознаменовались глубокими изменениями в структуре и содержании гуманитарного знания, в самой методологии гуманитарных наук. Феномену коммуникации все более определенно придается онтологическое значение, а культура в целом мыслится как гипер-коммуникативный исторический процесс. На передний план выходят вопросы коммуникативных стратегий функционирования человеческого сознания и сфер духовной культуры человечества. У истоков этой тенденции гуманитарного мышления стоит русский мыслитель М. Бахтин, чье наследие оказало заметное влияние на современную мировую мысль, а также западные философы-диалогисты М. Бубер, Ф. Розенцвейг, О. Розеншток-Хюсси и другие. Бахтинская металингвистическая теория высказывания как коммуникативного события (дискурса) нашла продолжение в теории и практике дискурсного анализа, широко распространившегося в гуманитарных науках европейских стран, а также в новейших тенденциях возрождения и преобразования риторики ("общая" риторика, "новая" риторика, "живая" риторика). Общим знаменателем явлений этого ряда выступает учение о дискурсии и основных коммуникативных стратегиях, разность которых и создает многообразие человеческой культуры. В целом теория коммуникативных событий (коммуникативная культурология) приобретает для современных гуманитариев общее методологическое значение. Кругу проблем, связанных с коммуникативными стратегиями современной культуры, и посвящена Новосибирская летняя школа. Важной особенностью летней школы является ее отчетливо выраженный междисциплинарный характер. Проблематика коммуникативной культурологии актуальна для самого широкого спектра гуманитарных наук - истории, философии, психологии, антропологии, социологии, лингвистики, литературоведения и др. Тем самым летняя школа отвечает одной из главных тенденций развития современного гуманитарного знания - стремлению к методологическому и предметному синтезу ранее разобщенных дисциплин. В рамках летней школы предполагается чтение лекций по намеченной проблематике ведущими российскими и зарубежными учеными, организация дискуссионных круглых столов, неформальное научное общение. На семинарских занятиях будут обсуждаться прослушанные лекции и учебные материалы, предоставленные слушателям. Целью практических занятий будет освоение принципов и методов дискурсного анализа коммуникативных стратегий современной культуры, и в первую очередь процессов социального разобщения и маргинализации. Важнейшей образовательной составляющей летней школы явится профессионально-методическая подготовка слушателей как преподавателей высшей школы. В связи с этим в течение летней школы предполагается работа слушателей над программами учебных курсов (общих, специальных, практических и т.д.), в которых проблематика школы сочетается с научными интересами и методическими установками слушателей. Программы и учебные планы, разрабатываемые слушателями, будут обсуждаться на совместных встречах слушателей школы, профессоров и тьюторов. При этом приветствуется представление с целью доработки курсов и циклов семинарских и практических занятий, уже читаемых слушателями в своих университетах. Материалы летней школы 2001 г. и в первую очередь публикации "зачетных" творческих работ слушателей будут размещены на сайте Новосибирского государственного университета. Более подробная информация о программе, проблематике и видах деятельности летней школы размещена по адресу http://www.nsu.ru/education/virtual/summer.htm. Программа летней школы Валерий Тюпа (Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия), Юрий Шатин (Новосибирский государственный педагогический университет, Россия). Коммуникация, дискурс, маргинальность (вводный курс). Растко Мочник (Люблянский университет, Словения). Принципы и методы дискурсного анализа. Деян Деянов (Пловдивский университет, Болгария). Дискурсивные практики и практическая логика. Михаил Дарвин (Институт филологии Сибирского отделения РАН, Россия). Автор и текст в системе дискурсивных практик. Юрий Троицкий (Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия). Историзм и коммуникативность. Рабочие языки летней школы Рабочими языками летней школы являются русский и английский языки. Лекции, прочитанные на английском языке, будут сопровождены переводом на русский язык. Место и время проведения летней школы
Летняя школа "Коммуникативные стратегии культуры" проводится с 1 по 21 августа 2001 г. в одном из пансионатов на берегу Бердского залива. Слушатели летней школы Слушателями летней школы на конкурсной основе могут выступить граждане стран СНГ и новых государств Балтии - молодые вузовские преподаватели, а также аспиранты, ведущие преподавательскую работу в вузе. Рассматриваются заявки, поступившие в Оргкомитет летней школы до 5 июня 2001 г. Конкурсный отбор слушателей будет проводиться 6-7 июня 2001 г., после чего прошедшим конкурс будут высланы персональные приглашения. Для ускорения процедуры приглашения просим указывать не только почтовый адрес, но также телефон, факс и адрес электронной почты (что особенно желательно). Слушателям школы оплачивается питание и проживание в пансионате, а также проезд на железнодорожном транспорте от места проживания и обратно. Контактная информация Предварительные вопросы желательно направлять по электронной почте. Заявки в окончательном виде следует представлять на конкурс по почте в печатном виде. Кроме того, отправленные по почте документы следует в обязательном порядке продублировать по электронной почте (в приложенном файле в формате Word for Windows, или простым текстом внутри основного сообщения). Заявки следует направлять по адресу:
630090, Новосибирск, Пирогова-11, СУНЦ НГУ Электронная почта: [email protected] Интернет: http://www.nsu.ru/education/virtual/summer.htm. Для участия в конкурсе необходимо представить документы по формам 1-4. 1. Личное заявление В Оргкомитет Новосибирской летней школы "Коммуникативные стратегии культуры" Прошу рассмотреть мою заявку на участие в Четвертой новосибирской летней школе "Коммуникативные стратегии культуры" в период с 1 по 21 августа 2001 г. Приложение: Анкета. Обоснование участия в летней школе. Список публикаций (если имеются).
Подпись 2. Анкета
1. Фамилия, имя, отчество (полностью)
2. Дата рождения
3. Домашний адрес
4. Телефон, факс, электронная почта
5. Высшее учебное заведение, которое Вы закончили
в каком году
6. Место работы и должность
7. Краткая характеристика преподавательской работы в вузе (читаемые курсы, семинары и др.)
8. Предыдущий опыт работы по специальности
9. Темы научных исследований
в том числе тема диссертации, над которой Вы работаете
10. Круг научных интересов
11. Уровень владения английским языком
Личная подпись 3. Обоснование участия в летней школе В обосновании следует дать развернутые ответы на следующие вопросы: 1. Цели Вашего участия в летней школе. 2. Связь Ваших научных исследований и преподавательской практики с тематикой летней школы. 3. Проблемы и темы, которые Вы хотели бы обсудить на летней школе. 4. Перечень основных тем и вопросов, библиография, область применения учебного курса (в том числе цикла семинарских или практических занятий), который Вы собираетесь представлять на летней школе с целью его обсуждения и доработки. 4. Список публикаций В списке публикаций следует указывать: 1. Наименование публикации. 2. Соавторы (если имеются). 3. Выходные данные. 4. Объем публикации в страницах. |