Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

A13A. Ворон прячет солнце. (.35.).36.-.39.

Ворон похищает или прячет солнце либо пытается это сделать.

(Кеты), эвены Камчатки, орочи, негидальцы, нанайцы, айну, чукчи, береговые и оленные коряки.

( Ср. Западная Сибирь. Кеты [семья Эт легла спать, на кухне дятел привязан, рядом ворон сидит; кричит, что дятел веревку перекусывает; старик велит старухе пойти взглянуть; дятел тихо сидит; то же второй раз; старик велит убрать ворона, он обманщик; дятел веревку перекусил, мешки порвал, пурга пошла, тепло настало]: Алексеенко 2001, № 142: 254-255).

Восточная Сибирь. Эвены Камчатки [два сына старика собрали ягоды, ворон стал их клевать, они его грубо прогнали, он проглотил солнце; старик дал сыновьям свой посох, велел подкрасться и пощекотать ворона под мышкой; тот расхохотался и выпустил солнце; отец объяснил, что ворона нельзя ругать]: Кастен, Авак 2014: 75-77.

Амур - Сахалин. Орочи [младший брат девушки Гилэнгэты плачет; та дает ему юколы, он не берет, плачет опять; Чего ты хочешь, жениться на мне? Мальчик смеется; она велит ему принести кухонную доску; он рубит на ней, она просит его отойти подальше, а то у нее болит голова; наряжается, в берестяном коробе уплывает вниз по реке; Вороненок находит девушку, приводит в свой дом, там везде вороний помет; туда приходят двое сыновей старика Ка ; просят покамлать в доме их отца; Вороненок берет жену с собой; его мать предупреждает, что сыновья Ка ее отберут; Вороненок видит, что его жена сидит с сыновьями Ка ; перестает камлать, уносит на спине месяц, его мать уносит солнце; старик Ка дает Воронам семь собачьих голов для еды; за это Вороны возвращают светила; сыновья Ка убивают стрелами Вороненка и его мать, забирают жену Вороненка]: Аврорин, Лебедева 1966, № 4: 132-133; нанайцы : Бельды, Булгакова 2012, № 19 [пудин положила в гроб вещи, четыре фигурки, легла сама и поплыла по течению; гроб приплыл к берегу, ворон его нашел, зовет свою мать прийти за невестой; мать каждый раз понимает так, что она должна поджарить одну из частей своей одежды; спускается к берегу голая, пудин дала ей одежду; ночью положила рядом с собой колючие ветки; на следующий день ворон с матерью ушли, велев пудин не выходить; но та пришла к дому и заглянула в окно; там люди пляшут по-шамански, а ворон клюет остатки еды, мать его чужой котел облизывает; {главный} шаман увидел заглядывающую в окно пудин, принес к себе в дом; ворон матери: твою невестку, мою жену человек отобрал; шаман ворона замотал веревкой, на нос его матери колокольчик повесил; ворона выкинули на мусорную кучу, его мать на него помочилась; они полетели и проглотили солнце и луну; вернули их, когда для них убили семь собак, они их стали клевать; а мэргэн и пудин поженились]: 201-205; Самар 2010 [сохатая и ее дети нашли берлогу, пригласили сына вороны, добыли медведя; ворон запряг в нарту свою собаку, погрузили медведя; подталкивая сзади, Ворон клевал мясо; сохатый его прогнал, притащил добычу домой; Ворон убил собаку, сказал своей матери, что это медведь; та не поверила, пошла в гости к сохатым и стала воровать там мясо; сохатая разозлилась, привязала ворону волосами к ее сыну; вороны развязались, ворон предлагает матери: «Давай солнце и луну возьмем и, обидевшись, уйдем!»; сын-ворон не смог взвалить луну на спину, ворона-мать не смогла взвалить солнце; они обиделись и ушли ни с чем (Текущий архив сектора этнографии Восточной Азии ИИАЭ ДВО РАН. Гаер Е.А. Научный отчёт за 1975 г. Владивосток, 1975. Л. 74-75)]: 108; негидальцы [1) ворон Оли женится на девушке, затем ее забирает глава селения; О. с матерью закрывают солнце и луну; люди вызволяют светила, дав О. семь связок тайменевых голов; 2) О. проглатывает луну или солнце, делается темно; люди откупались головой щенка, бросая жертву в направлении небесных светил]: Подмаскин 2013: 137.

Япония. Айну [одинокая девушка садится в корзину, плывет вниз по реке до верши Ворона; тот берет ее в жены; трое братьев живут рядом, устраивают шаманское представление, чтобы выманить из дому Ворона и его мать; те вешают корзину с девушкой на дерево, братья ее достают; взбешенный Ворон взлетает к небу, закрывает своим телом солнце, его мать закрывает луну, делается темно; братья разбрасывают собачину, Ворон спускается ее есть, они убивают его стрелами, солнце появляется вновь; то же с матерью Ворона и луной]: Chiri 1973: 442-444 в Mashiko 2002 (=Mashiko 2009: 104).

СВ Азия. Чукчи : Бабошина 1958, № 19 [Лебеди согласны выйти за Кулика, отвергают ленивого Ворона; тот прячет Солнце во рту; Лебедь щекочет его, смеется, он открывает рот, выпуская солнце; Лебедь идет с ним, по дороге убивает острой палкой], 37 [у Мити мужья Ворон и Топорок, отец Куйкынеку , мать Инианаквут ; Ворон лентяй, вор, трус, Топорок - хороший охотник; Ворон идет менять погоду, но лишь съедает данное ему мясо; Топорок выгребает снег лопатой (на небе), пурга кончается; Ворон прячет солнце в клюве; теща принимает облик М., ласкает Ворона, тот улыбается, выпускает солнце; по дороге домой теща протыкает его колом]: 50-51, 79-103; Bogoras 1928, № 2 [(то же в 1902, № 4: 644); Волк говорит, что ворон Куркил ест дерьмо; тогда К. прячет солнце, луну и звезды; отвергает оленей, соглашается вернуть светила в обмен на двух жен - сестер Волка; жены перевязывают ему язык, с тех пор ворон не разговаривает]: 302-303; Dolitsky 1997, № 3 [(зап. П. Скорик); женщина делает мяч из солнца и луны, набивает звездами; когда бросает мяч вверх, светло, когда уносит его в дом, темно; человек из Inchoun (пер. с эск. Insigvik) приходит к ней, угрожая убить, получает светила назад, люди рады]: 10-11; кереки (запись по-корякски, но из Майно-Пыльгино – центра расселения кереков) [Солнце не может добыть дочь Мороза, ворон-Сохолылан привозит ее; Солнце уходит за море; люди просят С. отдать Солнцу женщину; тот отдает некрасивую; за нее Солнце соглашается светить лишь каждый год по полгода; жена С., видя его бессилие, уходит от него; С. делает солнце из нерпы, луну из дерева]: Бабошина 1958, № 72: 178-183; коряки : Bogoras 1917, № 1 [Ворон и Маленькая Птичка сватаются к Йинианьявгут, дочери Большого Ворона; Ворону не удается прекратить снегопад, а Птичке удается, он получает жену; Ворон проглатывает солнце; Чанай выходит за Речного Человека, тот шаманит, делается чуть светлее; Й. приходит к Ворону, щекочет его, он смеется, отрыгивает солнце; Й. спит с ним, затем убивает; из его головы делает ясное небо]: 12-23; береговые коряки : Жукова 19?? [Солнце и Ворон - братья, захотели взять в жены Дочь Севера; Ворон оказался удачливей, привел девушку; Солнце обиделся на то, что брат не хочет с ним делиться женой, ушел за море; наступила ночь; Ворон спит с женой, проснется - увидит темноту, снова спит; жители тундры испугались вечной ночи, пошли к Ворону просить не гневить Солнце; Ворон послал к солнцу некрасивую женщину, та вернулась, сказала, что Солнце отказался с ней говорить; Ворон послал свою красавицу-сестру; Солнце все равно требует дочь Севера; сестра Ворона отвечает, что не хуже ее; Солнце соглашается взять сестру-Ворона, но с условием, что они не вернутся в тундру; соглашается лишь немного жить в тундре; дочь Севера увидела, что Ворон бессилен вернуть Солнце в тундру, ушла к своему отцу; с тех пор Солнце живет за морем, в тундру посылает только самые холодные лучи]: Jochelson 1908, № 82 [ворон Вэлвимтилын и Маленькая Птичка сватаются к дочери Большого-Ворона Йиньеаньевыт; В. лишь делает вид, что уходит прекратить пургу, сам поедает запасы; Птичка затыкает дыру в небе, получает Й.; В. проглатывает солнце; Й. приходит к нему, щекочет, говорит, что она теперь его жена; тот открывает рот, выпускает солнце; Й. просит у него вилку, тот дает ей свой клюв, она его им убивает]: 250-253; Меновщиков 1974, № 126 (селение Кичига) [ворон Вэлвимтилын проглотил солнце; Эмэмкут посылает к нему дочь Клюкэнэвыт, В. не хочет ее; посылает дочь Инианавыт; увидев ее, В. смеется от радости, выплевывает солнце; И. прокалывает В. палкой, вешает на палке]: 418-419.