Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

A29A. Разорванный двумя женами. (.21.).35.72.

Небесная и земная женщины тянут мужа в разные стороны, разрывая его пополам. См. мотив A29.

Ненцы, восточные ханты, южные и северные селькупы, кеты, мака.

(Ср. Тибет – Северо-Восток Индии. Лхота [Тигр хочет съесть женщину, она обещает ему свою дочь, когда та родится; когда девочка вырастает и может носить воду и топливо, Тигр забирает ее; жена Тигра рожает ему дочь, удивляется, почему оставшись с отцом, девочка плачет; видит, как тот бьет ее головой об очаг, лижет кровь; идет стирать, оставив отвечать за себя вошь и блоху; убегает; Тигр настигает ее у дома ее матери; мать не верит, что дочь жива, не открывает дверь; дочь лезет в отверстие для собаки; Тигр и мать тянут ее, разрывают пополам; Тигр плачет, хоронит свою половину; мать варит кусок мяса со своей половины, дает ему; тот ест, вырывает и съедает закопанное; с тех пор тигры едят людей]: Mills 1922: 190-193).

Западная Сибирь. Ненцы: Дранникова 2002, № 94 (Архангельская обл.; зап. в 1992 в Нарьян-Маре) [у остяка был божок сядэй; он его утопил, т.к. удачи нет; зашел к одной девушке, та отвечает, что жить будет недолго; такая жена не нужна, остяк ушел; то же у второй; третья говорит, что для нее смерти нет; жена не велит остяку идти в его прежний дом за оставленными там ножами и топорами, но он идет; в доме сюдэй, погнался; первые две девушки уже умерли; жена хватает за голову, а сядэй за ноги; оторвал их, унес и съел; в постели жены остяк превращается то в младенца, то в половину взрослого человека; через три года жена бросила его в неба, он стал месяцем], № 95: 191-194; Шербакова 1984 [мужчина рассердился, бросил в воду своего духа-помощника (сядай); тот погнался за ним, на пороге чума схватил его за ноги, жена схватила за руки, разорвали его пополам; заднюю часть сядай съел, переднюю жена бросила на постель, она превращалась то в младенца, то в полчеловека; жена бросила его в небо, он стал Месяцем, она – Солнцем]: 87 в Головнев 1995: 303-304; восточные ханты; южные (р. Тым) и северные селькупы; кеты {комм. Николаев 1985: 45; скорее всего, сюжет о солнце и месяце заимствован некоторыми группами кетов у предшествовавших им обитателей нижнеенисейской тайги и переработан на свой лад; именно поэтому имбатские кеты его не знают, а сымские утеряли первоначальный смысл; зато его хранят Дибиковы, которые являются смешанной кето-селькупской группой}.

Чако. Мака: Wilbert, Simoneau 1991a, № 84 [жена не любит некрасивого мужа; тот смотрит на небо, желает в жены маленькую звездочку; на охоте ранит оленя, тот превращается в женщину, она говорит, что и есть Звезда, которую он желал; в виде светлячка прячется в сумке мужа; окрывается его родственникам после того, как младшая сестра мужа попыталась заглянуть в сумку (Звезда чем-то поранила ей глаза, затем вылечила); когда сезон сбора стручков альгарробо (Prosopis nigra) уже кончился, ведет мужа собирать их, смачивает ему глаза своей мочой, после этого он видит на деревьях стручки; Звезда ведет собирать бобы альгарробо других женщин, тоже смачивает им глаза; поднимает мужа на небо к своему отцу-Морозу; когда признается, что муж с ней спит, тесть царапает тело зятя костями для нанесения ритуальных шрамов, тот умирает от потери крови; тесть велит дочери наступить на его могилу, дает гребень причесать труп, зять возрождается красавцем; тесть предупреждает, что на земле прежняя жена станет тянуть человека к себе, но супруги все-таки возвращаются на землю; сестра прежней жены видит, что человек стал красавцем; звезда и прежняя жена человека тянут его в разные стороны, разрывают пополам; Звезда оживляет его, наступив на него; на следующую ночь – то же, повторно разорванного не оживить; звезда возвращается на небо, велев родственникам мужа запасти дров; остальных жителей селения Мороз убивает холодом; Солнце навещает Мороза, тот дает ему рыбу; сам навещает Солнце, тот дает ему боб альгарробы], 85 [жена бросает уродливого мужа; тот но ночам смотрит на небо, желает в жены Утреннюю звезду Foteki; на охоте ранит оленя, олень превращается в женщину, она говорит, что и есть Ф.; становится святлячком, велит мужчине спрятать ее в его сумке; мать мужчины по ночам слышит, что с сыном женщина; младшая сестра пробует заглянуть в сумку, выпадает игла, колет ее в глаз; Ф. лечит ей глаз, остается человеком; мажет мужу, свекрови глаза мочой, те теперь видят на дереве плоды, которых раньше не видели; поднимает мужа на небо навестить тестя; там холодно; отец Ф. – тоже звезда; долгое время Ф. отвечает ему, что муж с ней не совокуплялся; наконец, признается; тот зовет зятя, пронзает его острыми костями, зять умирает от потери крови; через некоторое время тесть велит дочери наступить на могилу, муж встает; жена причесывает полуразложившийся труп, тот оживает, делается красавцем; тесть ходит в гости к мужчине-Солнцу; зять скучает по земле; тесть говорит дочери, что та сможет еще один раз оживить мужа тем же способом, как она это уже сделала; супруги возвращаются на землю; прежняя жена видит, что тот стал красавцем; вместе со своими сестрами приходит за ним; Ф. и прежняя жена тянут его в разные стороны, разрывают пополам; Ф. оживляет его; на следующую ночь то же, Ф. не может оживить мужа повторно; возвращаясь на небо, велит семье мужа запастись дровами, ибо ее отец в наказание пошлет холод; тесть убивает холодом остальных жителей селения]: 179-186, 187-191.