Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

A2F. Солнца – плоды. (.26.35.)

Солнца вырастают на ветвях дерева подобно плодам.

Китай – Корея. Древний Китай : Юань Кэ 1987, гл.6 [десять солнц - дети Сихэ , жены восточного небесного божества Ди-цзюня. В бурлящем море растет дерево фусан в несколько тысяч чжанов высотой и толщиной в тысячу чжанов; на нем живут десять сыновей-солнц; девять находились на верхних ветвях, одно на нижних (В Книге Гор и морей – наоборот); появляются на небе по очереди; ездят на колеснице, ею правит С.; хотя солнц десять, люди видят на небе всегда одно; десять солнц под наблюдением матери каждый день выходят по очереди; путь повторяется изо дня в день, надоедает; сыновья-солнца договариваются вылететь вместе, не желая садиться в надоевшую колесницу; люди бедствуют; перед тем, как отправить стрелка И к людям (полая шелковица родила И Иня, с. 216-217), Ди-цзянь дарит ему лук и стрелы; видимо, И должен лишь попугать солнца; И сочувствует людям, поражает солнца стрелами, каждый раз на землю падает трехногая золотая ворона; мудрый Яо велит вынуть одну стрелу из колчана И., одно солнце остается в живых]: 139-148; захоронение в Мавандуй (Mawangdui), пров. Хунань, Западная Хань, 168 г. до н.э., изображение на раскрашенном шелковом знамени, положенном лицевой стороной вниз на крышку внутреннего гроба из гробницы княгини Дай (Lady Dai) [видимо, космологическая схема; слева вверху - лунный серп с жабой и кроликом, справа вверху – дерево (или, скорее, вьющаяся лиана), среди листьев и цветов которой в самом верху большой солнечный диск с силуэтом ворона (с двумя лапами) и ниже еще шесть маленьких]: Крюков и др. 1983: 257-259; Чекмарев 1998: 147-148; Scott 1993: 25; Юань Кэ 1987, гл. VI: 139-140 [«Хуайнань-цзы»: время, когда солнце выходит из Янгу, омывается в озере Сяньчи (Соленом озере) и перебирается с нижних ветвей дерева на верхушки, называется «приближение утра»; затем солнце достигает верхушки дерева, садится в колесницу, приготовленную матерью, отправляется в путь; это «ранний рассвет»; время прохождения через Кривой холм (Цюйа) – «полный рассвет»; Сихэ сопровождает сына до Бэйцюаня (Печального источника), где останавливает колесницу; это Синьчэ («остановка колесницы»); оставшийся путь сын проделывает самостоятельно, но С. продолжает следить за ним]; Яншина 1984: 110 [подробный перевод движения солнца от одной точки к другой – по ветвям шелковицы? Можно понять, что солнце поднимается по ветвям шелковицы], 114 [дерево Жо…, на его верхушке живут десять солнц, его цветы освещают землю внизу]; Древний Китай (1) [песня «Дун-цзюнь» («Господин Востока») из южнокитайского цикла «Цзю гэ» («Девять песен»), который приписывается Цюй Юаню (IV-III вв. до н.э.) и содержится в своде «Чу цы» («Чуские строфы»); текст посвящен богу солнца, который предстает в облике возницы колесницы: «Благое сиянье занимается в восточной стороне, / Озарило мой палисад – Фусан. / Приласкав моих коней, неторопливо трогаюсь в путь, / Ночь светлеет и светлеет, сменяясь днем. / Погоняю упряжных драконов, правлю громом, / В окруженье облачных знамен, извивающихся стягов. <…> В одеянии из темных облаков, с поясом из белой радуги , / Длинной стрелой целюсь в Небесного волка. / Крепко сжав свой лук, спускаюсь вниз, / Беру Северный ковш, наполненный коричным вином. / Натянув поводья, стремительно взмываю ввысь / И в полной темноте следую на восток»; из комментария переводчиков: Фусан (Солнечная Шелковица) – дерево, растущее на крайнем востоке, на ветвях которого обитали десять солнц; у подножия этого дерева находился водоем Сяньчи (Озеро солнц), где светила омывались перед тем, как взойти на небо; правлю громом – считают, что речь идет о раскатах грома, образующих колеса колесницы бога солнца; Небесный волк (Тяньлян) – Сириус; Северный ковш (Бэйдоу) – Большая Медведица; коричное вино – вино, настоянное на коре коричного дерева (гуйму), почитавшегося растением бессмертия]: Алимов, Кравцова 2014: 209-210 (другие рус. пер. в Бодде 1977: 393-394; Яншина 1984: 111; англ. пер. в Hawkes 1985, № 7: 112-113; Williams 2022, № 7: 31); ачан [сперва возник свет, а затем тьма; от их взаимодействия возникли Zhepama (отец-небо, ЖМ) и Zhemima (мать-земля, ЖМ); у ЖМ был волшебный бич; им он создал солнце и луну; оторвал себе груди (поэтому у мужчин их нет) и превратил их в две горы, на которые поместил солнце и луну; между горами поместил дерево таким образом, что солнце и луна постоянно следуют друг за другом; затем создал облака и звезды; ЖМ связала (nitted) землю из своих волос и наполнила моря своей кровью; из своей плоти сделала корабль, на котором покоится земля; земля оказалась больше неба; ЖМ ее сжала, создав горы, после чего небо с землей оказались одинаковой величины; ЖМ и ЖП вступили в брак и через 9 лет родилась огромная тыква; на ней появился единственный цветок; еще через 9 лет цветок сам превратился в тыкву и она росла; могла разорвать мир; ЭП ударил ее бичом, проделав в ней отверстие; из тыквы вышли 9 детей; они стали предками всех народов; ЖМ и ЖП научили их обязанностям мужчин и женщин; начался потоп; ЖП попросил ЖМ зашить мир; она зашила его с востока, севера и запада, а на юге остались Южные Ворота Неба; обитатели юга попросили ЖП и особенно Богиня Соли не покидать их; ЖП взял ее в жены; пока ЖП на юге, демон засухи остановил солнце в небе; все горело; без ЖП ЖМ не могла победить демона засухи; кот отправился на юг и сообщил ЖП о происходящем; ЖП вернулся и они вступили с демоном засухи в противостояние; демон сжег лучём персиковое дерево: кто не боится смерти? ЖП залил дерево водой, оно ожило: любящий жизнь не боится смерти; ЖП увидел блаженный сон, а демон – кошмар, поэтому признал свое поражение; решили вместе поесть; ЖМ подложила яд демону и он умер; ЖМ разрубила его тело и бросила в колодец]: The Achang Myth 2022.

Западная Сибирь. Южные селькупы {текст уникален, необходимо подтверждение} [дерево Дару (дари) растет из дома матери-земли; корни уходят в шестой, огненный ярус подземного мира; этот огонь поднимается по стволу, поэтому на ветвях вырастают огненные шары – солнца; каждое утро одно срывается, катится на запад, падает в огненный мир; дерево ежегодно меняет кору; старая слетает тонкими прозрачными пластинками, они сворачиваются в круг, катятся по земле, падают на живые деревья, образуются годовые кольца; ствол дерева пронизывает земные и небесные миры, вершина упирается в Полярную звезду]: Пелих 1998: 24.