Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

A32d2. Человек с вилами на луне. .15.16.28.29.31.

Человек с вилами в руках различим в силуэте лунных пятен.

Итальянцы (Тоскана), французы, валлоны, голландцы, немцы, поляки, лужичане, украинцы (Гуцульщина, Холмская, Волынь, Киевская, Херсонская, Полтавская, Екатеринославская), белорусы, литовцы, осетины.

Южная Европа. Итальянцы [на луне виден Каин с грудой колючек (терновником) на вилах]: Dante в Grimm 1883(2): 719.

Западная Европа. Французы: Joisten 2005 (Дофинэ): 71 [на луне виден человек, держащий на вилах горящую вязанку хвороста], 355 [жадный человек в ночь на Ивана Купалу (Saint-Jean) пошел воровать заготовленный другими для костров хворост, полез на гору, там его проглотила Луна, он теперь виден на ней в полнолуние, когда она красная)], 504 [детям показывают на луне Сатану с вилами]; валлоны [человек по имени Фараон ночью пошел красть у соседа репу; чтобы луна не светила на него сквозь дыры в плетне, он, подцепив на вилы кучу хвороста, попытался прикрыть ее; Бог поместил его на луну]: Sébillot 1904: 18-19; голландцы (Лимбург) [человек хотел закрыть луну грудой хвороста, которую поднял на вилы; имени у него нет, просто «человек на луне»]: (?) 1908: 8; немцы (видимо, север) [в воскресенье мастер по изготовлению метел делал метлу (либо женщина пряла), либо человек разбрасывал навоз, либо человек воровал капусту; теперь виден на луне со связкой прутьев (женщина с веретеном), с вилами, с кочаном капусты]: Grimm 1883(2): 718.

Средняя Европа. Поляки (Мазуры, польская Вармия, Быдгощ, север Великопольши [на луне работавший в праздник крестьянин, несет на спине хворост или дрова; крестьянин, повешенный дьяволом на вилах за то, что тряс ими солому на Рождество]: Гура 2004: 151; поляки (Яцьмеж и Посад Сяноцкого уезда) [Святой Ежи полюбопытствовав, что именно гремит, вышел на высокую гору, а когда загремело, сбежал от страха на луну, где пребывает и поныне; свидетельством этого являются глаза и нос, которые видно на луне]: Magierowski 1896: 146; поляки, лужичане [на луне крестьянин с лопатой или с вилами, которыми он в воскресенье разбрасывал навоз, либо только его голова, либо этот крестьянин, которого Дьявол повесил на вилах]: Гура 2006: 466-467; лужичане: Kuchta 1926: 38 [на луне виден крестьянин с лопатой или с вилами, которыми он в воскресенье разбрасывал навоз, либо только его голова, либо этот крестьянин, которого Дьявол повесил на вилах (то же у поляков)]: 38; Schulenburg 1880 (Шпреевальд) [Один человек в воскресенье разбрасывал навоз. Тогда к нему пришёл маленький человечек и сказал: «Что ты разбрасываешь навоз в воскресенье», и спросил, куда он желает: на солнце или на луну? Человек поразмыслил и подумал, на солнце будет слишком жарко и пожелал лучше на луну. Тогда они оба отбыли. Так он прибыл на луну, и с тех пор у Луны есть лицо. Там вполне явственно можно видеть человека, опершегося на вилы, как он разбрасывал навоз. Жена человека пошла на Солнце, где она сгорела, и её больше не видать]: 58; украинцы: Гура 2004 (Киевская) [на луне Каин, заколовший вилами брата Авеля, когда тот накладывал снопы на воз]: 152; Зiнчук 2008 (Гуцульщина) [раньше месяц был ясным; два брата поссорились из-за отцовского наследства; однажды ночью старший убил мшладшего вилами; взглянул на месяц – там увидел как в зеркале себя и брата на вилах]: 434; Кравченко 1920 (Волынь) [«брат брата заколол {вилами?} и держит на месяце»]: 2; Новицкий 1912: 161 [Екатеринославская, Мариупольский у.; старший брат Кавель заколол вилами младшего Вавеля, хотел спрятать; Бог велел ему вечно держать тело на вилах, поместил на луну, чтобы все видели], 162-162 (Полтавская) [в Пасху до рассвета даже скотине запрещено есть; человек в темноте пошел дать сена волам, под сеном спал его брат, он случайно заколол его вилами; чтобы люди каялись за такой грех, Бог поместил убийцу с телом на вилах на луну]; Федоров 1903 (Воронежская, Землянский у., сс. Едовище, Латаное, Шумейки) [темные пятна на луне – борьба двух братьев – сыновей Адама, один вилами колет другого]: 258; Чубинский 1872 (Холмская губ., Грубешовский у.; также вообще "Холмская Русь"; Волынская губ., Литинский, Луцкий, Новоград-Волынский уезды) [на луне Каин держит Авеля на вилах]: 7-9; Rulikowski 1853 (Васильковский у. Киевской губ.) [В пятнах на поверхности луны в полнолуние народ видит человека, который должен держать в воздухе другого, свесившегося на вилах, и толкует это так, что когда-то давно брат вилами пробил брата, и тому убийце было сказано Богом оставаться вечно в той позе на луне]: 173-174; восточные украинцы (Херсонская) [1) в праздник два брата возили солому, старший нечаянно поднял на вилы младшего; в назидание людям, что в праздник работать нельзя, Бог поставил их на луне; 2) старший брат вернулся ночью с гулянки и, желая набрать сена скоту, по нечаянности наколол на вилы младшего; в наказанье Бог поставил его на луне; 3) два брата поссорились и старший поднял на вилы младшего; Бог велел ему находиться в таком положении до страшного суда]: Ястребов 1894: 3; белорусы: Avilin 2011: 180 (Витебская, Минская) [на луне виден старший брат, убивший младшего и держащий в руках ведро с его кровью], 180-181 (северо-запад, ближе к Литве и Польше) [на луне виден чернокнижник Твардовский (до судного дня; поднят чертом на вилы; Иуда и рядом Твардовский)], 182 [на луне Твардовский с вилами; он убил брата, а растекшаяся кровь – лунные пятна], карта 20 [мотив представлен практически на всей террритории Белоруссии].

Балтоскандия. Литовцы [на Месяце виден Каин, несущий в ведрах на коромысле кровь брата; или он держит Авеля на плечах либо на вилах]: Лауринкене 2002: 391.

Кавказ – Малая Азия. Осетины [луна – большая свеча, перед которой стоит Каин и держит на вилах убитого им Авеля]: Святский 1913: 22.