Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

A32de. Безголовый на луне. [(.21.).31.32.35.36.)]

На лунном диске виден безголовый человек.

( Ср. Тибет – Северо-Восток Индии. Лушеи [на луне растет огромный фикус (Bung), ветви которого различимы в силуэте пятен; в середине дерева – обезьяна без головы; кто увидит ее, умрет до срока]: Parry 1932: 493).

Балтоскандия. Западные саамы [Njavvis-ene (жена Ньявиса) – дочь Солнца, Attjis-ene (жена Аттьиса) – дочь Месяца; оба мужа убиты, оставив беременных жен; Н. красива, у нее сын, А. некрасива, у нее дочь; сказала, что кто первой наберет корзину ягод, заберет мальчика; положила в корзину мох, забрала; во время голода подросший юноша заглянул в жилище, мать узнала его, показала ему их отражение в воде, он понял, что похож на мать, убил А.; та с тех пор вызывает судороги, боли; ее олени стали жабами, лягушками, жуками; перед этим от Северного Ветра она родила злого Atsits; тот дразнил своего деда-Месяца за то, что тот бледнее Солнца, был притянут туда; виден на лунном диске с рогом оленя в одной руке и собственной головой в другой (голову ему отрезали за его преступления)]: Billson 1918: 183-187.

Волга – Пермь. Мордва [на луну нельзя долго смотреть; Иван Предтеча пренебрег этим запретом, Шкай (верховный бог) снял ему голову; на луне он виден стоящим у стола Шкая без головы]: Девяткина 1998: 126.

Западная Сибирь. Ненцы [темные пятна: 1) ноги лунного человека ( ирий хасава ), голова которого на другой стороне лунного диска; 2) шаман с бубном, во время камлания взлетевший на луну и прилипший к ней]: Хомич 1976: 19.

Восточная Сибирь. Вилюйские якуты [хозяева притесняют девочку-сироту; она идет за водой, просит Луну и Солнце забрать ее; голову взяло Солнце, тело – Луна; на луне видна безголовая девочка с коромыслом на плечах]: Попов 1949: 260-261; илимпийские эвенки (Чиринда, 2007) [на земле жил большой человек; у него не было головы, одни плечи; он охотился на лосей, съедал их там же, где и ловил; однажды повстречался с простым охотником, накормил его и лёг спать; охотник украл у большого человека рукавицу, чтобы показать товарищам; большой человек проснулся и обнаружил пропажу; рассердившись, улетел на луну; там его видно, с одной рукавицей и лыжами]: Дувакин 2013.