Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B117. Собачьи права, ATU 200. .14.-.17.27.-.29.31.32.

Выданный животным (обычно – собакам) документ утерян по вине кошки (проглочен кошкой, сгорел, изгрызли мыши). С тех пор собаки и кошки (обычно также кошки и мыши) враждуют.

Берберы Марокко, португальцы, каталонцы, итальянцы, немцы, фламандцы, французы (Прованс), валлоны, палестинцы, греки, албанцы, венгры, румыны, словенцы, чехи, лужичане, поляки, русские (Воронежская обл., Карельская АССР), украинцы (Закарпатье, Гуцульщина, Подолия, Тернопольщина, Черниговская), белорусы, турки, литовцы, латыши, эстонцы, сету, финны, шведы, чуваши.

{Uther, ссылаясь на Kecskeméti, Paunonen 1974, упоминает ливов; в Kecskeméti, Paunonen 1974 номер 200 отсутствует; также мотив отсутствует в индийском указателе Bødker 1957; Uther 2004 ссылается на № 34, но ни там, ни под другими номерами в Bødker 1957 мотива нет; Liungman 1961: 27 указывает, что сюжет есть у Бабрия – его там нет}.

Северная Африка. Берберы Марокко: Laoust 1949-1950, № 100: 165-167 в El-Shamy 2004, № 200: 74.

Южная Европа. Каталонцы [=Camarena, Chevalier 1997, № 200: 326-327; кошки с собаками достигли соглашения, закрепив его на бумаге: собаки будут есть кости, а кошки – колючки; собаки начинают нарушать соглашение; кошки достают свою копию, но мыши ее погрызли и теперь там написано, что «собаки должны есть кости и колючки»; с тех пор кошки и собаки враждуют]: Oriol, Pujol 2008, № 200: 51-52; (ср. № 200A [собаки пишут петицию, возражая против того, как с ними обходятся люди; документ привязали к хвосту одной из собак, чтобы все другие его подписали; посланного все нет; другие собаки начинают искать, поэтому обнюхивают друг друга]: 52; этот же вариант в Португалии и Галисии); итальянцы: Uther 2004(1), № 200: 126.

Западная Европа. Французы (1 запись в Провансе): Delarue, Tenèze 1976, № 200: 439; валлоны: Laport 1932, № *200B [кошки и собаки спорят, кто из них обладает правом сидеть рядом с человеком у домашнего очага; Бог велит, чтобы собаки это делали днем, а кошки ночью; хотя это решение написано на пергаменте, кошки его нарушают; начинается новое разбирательство; пробегает мышь, кошка за ней бросается, собака роняет пергамент и кошка его проглатывает; драка и общая неразбериха; Св. Петр выставляет за дверь всю компанию; с тех пор кошки и собаки враждуют], *200E [раньше собаки ели мясо, а люди кости; люди решили изменить положение; собаки обратились в суд, чтобы восстановить свои права и получили нужную им бумагу; однако собачий король уронил ее в суп и одна из собак ее съела; поэтому собаки обнюхивают друг друга, пытаясь найти документ]: 34, 35; немцы [звериный бог даровал собаке дворянство; драгоценный пергамент собака отдала на хранение кошке; та спрятала его в дупле дуба и забыла; пергамент изгрызла мышь; однажды собака пришла за пергаментом; с тех пор кошки преследуют мышей, а собаки кошек]: Grimm, Grimm 2002, № 273: 713-714; фламандцы: Uther 2004(1), № 200: 126; Liungman 1961 [в Богемии и Германии сюжет известен с 15 в. {не ясно – в Богемии это немецкий или чешский текст, скорее немецкий}]: 26-27.

Передняя Азия. Палестинцы [Бог освободил кошку и собаку от тяжелой работы: собаку за преданность, кошку – за чистоплотность; им был дан документ, подтверждающий эти права; документ дали собаке, которая спрятала его в том месте, где хранила косточки; лошадь, осел и бык из зависти подкупили крысу, чтобы она нашла и уничтожила документ; с тех пор собака за свою безалаберность сидит на цепи и презираема кошкой; как кошки, так и собаки, не выносят крыс, а лошади, ослы и быки, напротив, делят с ними свой обед]: Ханауэр 2009, № 10: 237.

Балканы. Венгры [собака оставляет на хранение кошке документ, удостоверяющий ее положение (благорожное происхождение и т.п.); кошка прячет его в ящик (за балку перекрытия и т.п.); когда собака потребовала документ назад, кошка не смогла его предъявить, т.к. бумагу изгрызли мыши; с тех пор собаки враждуют с кошками, а кошки с мышами]: Kovács 1987, № 200: 283; албанцы [замученный работой осел умер; собака не хочет идти с хозяином на охоту: он поступит с ней так же, как с ослом; хозяин заверил у кадия бумагу, в которой обещал с собакой подобным образом не поступать; собака отдала бумагу ена хранение кошке; та отдала мышам; собака состарилась, обходиться с ней стали плохо, она пожаловалась кадию; он попросил принести ему ту бумагу; выяснилось, что мышата ее сожрали; с тех пор кошка затаила слобу на мышей, а собака на кошку]: Серкова 1979: 226-228; румыны [Бог написал для зверей грамоту, чтобы жить по правилам, дал волку, назначил его прасителем; волк отдал грамоту на хранение собаке, а та – кошке; мальчишки погнались за кошкой, она прыгнула через костер, обронила грамоту, та сгорела; с тех пор волк гоняется за собакой, а собака за кошкой]: Шустова 1994: 186-187; греки, словенцы: Uther 2004(1), № 200: 126.

Средняя Европа. Чехи [человек дал собаке пергамент с записанными на нем правами; кошки позавидовали, украли пергамент, спрятали в кладовой под кучей ветоши; мыши нашли грамоту и съели ее, чтобы права остались у них; собаки стали спрашивать пергамент с кошек, те обещали вернуть, но пергамент был съеден; с тех пор собаки гоняют кошек, а кошки ловят мышей]: Шустова 1994: 55-56; лужичане: Романенко 1962: 134-135 [мыши решили привязывать кошкам намордники; кошка спросила, кто из них это сделает; каждая мышь отказалась], 131 [муха нашла пшеничное зерно, захотела перенести его через море, попросила паука выпрясть ей мост; перейдя мост, мужа отдала зерно крестьянину, а тот подписал бумагу с обещанием отдавать пауку и мухе долю в урожае; муха отдала бумагу на хранение кошке, мышь ее изглодала; с тех пор паук ловит мух, а кошка – мышей]; Veckenstedt 1880, № 45.1 [у собак был документ, согласно которому люди каждый день должны были давать им фунт мяса; чтобы он не истрепался, собаки отдали его на сохранение кошке; та его спрятали, а мыши изгрызли; однажды собака не получила мяса, пошла за документом и выяснила, что он пропал; с тех пор собаки гоняют кошек, а кошки ловят мышей]: 422-423; поляки [вариант: Щербаков 1980: 16-18; получив важный документ (от Бога или другой), собака отдает его на хранение кошке; та его спрятала, но документ съели мыши; с тех пор собаки враждуют с кошками, а кошки с мышами]: Krzyżanowski 1962, № 7: 68-69; русские (Воронежская обл., Карельская АССР), украинцы (Закарпатье, Гуцульщина, Подолия, Тернопольщина, Черниговская), белорусыСобачьи права»: документ о них утерян (изгрызли мыши) по вине кошки (кота); с тех пор у собаки с кошкой вражда]: СУС 1979, № 299: 84 (обзор сюжета также в Белова и др. 2019: 384-385).

Кавказ – Малая Азия. Турки (1 запись в Карсе) [волк, собака и кошка заключили договор о дружбе; кошка спрятала документ в щель в стене; мыши его съели; как-то волк потребовал документ у собаки, та обратилась к кошке; не обнаружив бумаги, кошка теперь преследует мышей, собаки – кошек, волк – собаку]: Eberhard, Boratav 1953, № 7: 31-32.

Балтоскандия. Финны: Uther 2004(1), № 200: 126; литовцы [волк принес грамоту, что он – дворянин, дал прочитать собаке, которая звала его мужиком; собака отнесла грамоту кошке, та положила на печь, мышь их изгрызла; с тех пор кошка бросается на мышку, собака на кошку, волк требует от собак грамоту]: Лёбите 1965: 403; латыши [1. Кот пасет скот, собака спит. Кот крадет у собаки вольную, и теперь собака должна пасти скот. 2. Вражда между волком, собакой, кошкой и мышью. Волк дает собаке на хранение мокрый паспорт. Собака отдает его кошке, чтоб она положила на печь. Мышь сгрызают паспорт. 3. Собаки получают от бога грамоту, разрешающую им есть павший скот. Грамоту дают на хранение кошке, но мыши ее сгрызают. Собаки нападают на спящую лошадь, оправдываются перед богом, ссылаясь на грамоту, но ее уже нет. 4. Кошка крадет (берет взаймы) у собаки деньги. Их сгрызают мыши (также: кошка вовремя не возвращает)]: Арийс, Медне 1977, № 200: 263 (один из вариантов в Гришина 1993: 109-111); эстонцы: Jakobson 1954 [собаки, кошки и мыши дружили; однако собаки стали задевать зайцев, кур, белок, ягнят и других животных; Лесной Отец потребовал с них ответа; собаки стали оправдываться: голодаем; но Лесной Отец велел им питаться исключительно падалью; получив грамоту с решением суда, собаки отдали ее на хранение пастушьей дворняжке; но той держат ее у себя постоянно было не с руки, отдал на хранение кошке положить за печку; увидев спящую лошадь, собаки ее убили и съели; Лесной Отец обещал их сурово наказать; на суде собаки сказали, что не нарушали закона: что само упало, то их, а умершее это или живое, об этом в бумаге ничего не написано; собака побежала к кошке, а та не нашла грамоты: мыши ее съели и растащили кусочки по гнездам; с тех пор кошка убивает мышей, а собаки преследуют кошек; ищут также того, кому дали грамоту, поэтому обнюхивают друг друга]: 209-211; Kippar 1986, № 200 [по всей Эстонии, в т.ч. у сету]: 139-140; финны: Uther 2004(1), № 200: 126; шведы [собака спасла принцессе жизнь и получила от нее вольную; на ночь отдала на хранение кошке; мышь съела документ; в результате собака поссорилась с кошкой, а кошка с мышью]: Liungman 1961, № 200: 26.

Волга – Пермь. Чуваши [волк пожаловался звериному царю на тяжелую долю; тот дал ему бумагу с записью, чем кормиться; волк отдал бумагу на хранение собаке, собака – кошке, кошка – мышке; когда волку понадобилась бумага, оказалось, что мышата ее сожрали; с тех пор волк ненавидит собаку, собака – кошку, а кошка – мышей]: Данилов, Нечаев 1975: 122-124.