Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B1D. Двое работников. .20.21.25.26.38.

Двое персонажей обустраивают мир, один работает плохо, другой хорошо, поэтому отдельные части мироздания (или конкретного острова) имеют различный облик.

Нукурия, тибетцы (Амдо), мангиан, тболи, лоло, лису, лаху, айну.

Микронезия – Полинезия. Нукурия [А.И. Давлетшин, полев. набл., февраль 2013; в воде горка белого песка, домик морского червя, вырастает вверх, поднимается, становится сушей; Haraparapa и Kateariki нашли ее; но Roatuu говорит, что это ее острова, она поднялась вместе с песком; тогда Х. и К. унесли принесенные ими батат и таро, оставили только кокосовую пальму и канокано (?); Р. осталась, стала рожать, родила змей, птиц, рыб и всех существ моря и суши, но не людей; К. и Х. вернулись, один бежал по восточному, другой по западному берегу атолла, создали нынешнюю конфигурацию рифа и островов; так риф на СВ стороне прямой, потому что К. нормально видел; а на СВ{очевидно, ошибка – южной} кривой, потому что Х. был слеп; они делят людей на роды и создают поля таро]: Davletschin 2018: 128-129.

Тибет – Северо-Восток Индии. Тибетцы (Амдо) [богиня Ане-гома-джаму дала богине Нчжигму подол земли, велев создать землю ровной, а людей равными; приговаривать, Где горам быть, чтоб не было гор, где богатым (бедным) быть, чтоб не было богатых, бедных ; та заторопилась и перепутала, говоря, Где горам быть, будьте горы, кому богатым (бедным) быть, пусть будет ]: Потанин 1893, № 82: 315.

Тайвань – Филиппины. Мангиан [Махал Маканаако держал в руках дерево, оно давало тень; с дерева в руку ему упал червь, его испражнения стали землей; в земле появились другие черви, ее стало больше; ММ создал братьев Мальвая и Далидали, велел лепить землю; М. работал прилежно, появились долины; Д. торопился – горы; зернышка риса хватало, чтобы всех накормить; мачете сам расчищал поле; люди сбрасывали кожу и молодели; детей рожали мужчины из икры ноги; первые родились у М.; женщина Дага («земля») пожалела мужчин, сказала брату, что рожать будут женщины; переступила через его ногу, ребенок оказался у нее в животе; небо было низко, мешало рушить рис; Д. ударил по нему верхним концом песта, оно поднялось; Дикая Курица давала людям яйца; Д. в нетерпении побежал посмотреть, в корзине оказался помет, Дикая Курица отказалась больше давать яйца; Д. смотрел, как одна рисинка наполняет горшок; рисинке стало стыдно, что на нее смотрят, теперь риса надо много]: Eugenio 1994, № 25: 73-74 (перев. в Рыбкин 1975, № 1: 27-28); тболи [у D’wata, сына верховного бога, две жены - Hyu We и Sedek We; сыновья Д. вырыли ямы для столбов его дома; из этой земли жены Д. вылепили фигуры людей; Х. сделала как надо, а у С. ноздри были открыты вверх, гениталии на коленях; С. стала рушить рис, ударила пестом о небо, оно отодвинулось от земли; С. и Х. поссорились, Х. ударила вылепленные С. фигуры, их носы и гениталии попали туда, где сейчас; Х. хотела поместить фигуры на луну, чтобы они всегда оставались детьми; С. хотела поместить на камень, чтобы были тверды как камень; Х. не согласилась, отвернулась, тогда С. положила на банан; поэтому люди плодятся как бананы и умирают; Д. оживил фигуры, дунув на них]: Eugenio 1994, № 182: 307-308.

Китай – Корея. Лоло [A-chi работал добротно, сделал небо ровным; A-li проснулся, увидел, что небо уже готово, стал в спешке делать землю, нагромоздил горы; луна и солнце сперва были мутными; две небесные девы вымыли их и они засияли]: Henry 1903: 105; лису [Mwüpüp’a и его жена Mwüpüma работали, делая землю ровной; муж все болтал, а жена работала, не открывая рта; когда муж увидел, что жена сделала много больше, он в сердцах стал бросать в 9 направлениях комья земли; поэтому на земле горы]: Dessaint, Ngwâma 1994: 153; лаху (север Таиланда) [вначале лишь G’ui-sha в центре мира как паук в паутине; он соскреб грязь со своих рук и ног, сделал из нее четырех рыб: золотую, серебряную, медную и железную; поставил на них по столбу; положил 4 балки неба и 4 земли; из той же соскобленной грязи сделал обрешетины (poutrelles), создав небо и землю, но земля шаталась; из той же грязи Г. скатал 70000 шариков, заполнив ими ячейки (mailles) земли; из костей своих рук сделал кости неба, а из костей ног – кости земли; чтобы узнать, какова толщина земли и толщина неба, создал из грязи двух муравьев; один полез сквозь небо, другой сквозь землю; вернувшись, они сказали, что толщина одинакова; у Г. два помощника: Ca Law , мужчина, которому он велел сделать небо, и Na Law , женщина, которой велел сделать землю; НЛ работала день и ночь, а КЛ пил чай, поэтому небо и земля оказались неодинаковы по размеру : небо как большой балдахин, а земля узкой, морщинистой; из-за того, что земля оказалась сжатой, появились долины и горы; чтобы земля не раздулась, Г. положил на нее скалу, но та соскальзывала; птичка бюльбюль (Hypsipetes mcclellandii) велела ей не скользить; Г. поместил огонь в Солнце, светлячков в Луну; но те не выходят на небо, боятся людей; тогда Г. дал им иголки {очевидно, лучи, которые колют глаза}; тигр Солнцу: ты слишком яркое; он его укусил, отсюда затмения; лягушка Луне: ты слишком холодная; она попыталась ее проглотить, поэтому на луне пятна; пустив на небо тигра с лягушкой, Г. заставил солнце уйти на восток, а луну на запад, а то они постоянно были на небе; из соскобленной с рук и ног грязи Г. создал звезды, а также курицу с петухом; петух трижды пропел и восток озарился; так свет отделился от тьмы; Г. луне: в году будет 12 месяцев]: Coyaud 2009, № 1: 9-12.

Япония. Айну [Создатель посылает мужчину и женщину сделать берега Йезо (Хоккайдо); мужчина упорно работал, а женщина заговорилась с сестрой персонажа по имени Aeoina; поняла, что опаздывает, сделала кое-как, поэтому западные берега скалисты, неудобны, а южные и восточные хороши; мужчина обругал женщину, она заплакала, с тех пор люди плачут]: Batchelor 1927: 13.